Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Мы выбираем, нас выбирают / Мнение

Предвыборы после выборов


Анатолий Воропаев
член клуба "Сургутская Альтернатива", замдиректора Института проблем регионального развития, продюссер театра и кино
Версия для печати
Послать по почте

За последний год в политический процесс у нас в стране были введены несколько новых политических форматов. Во-первых, - референдум, проведенный СПС осенью. Несмотря на то, что ЦИК не признал результаты референдума, за вопросы предложенные СПС "проголосовало" более четырех миллионов человек. Таким образом, был сделан первый шаг в сторону реализации этого важнейшего демократического института.

Во-вторых, это теледебаты. Для любого специалиста очевидно, что демократический процесс опирается на особый тип политического лидерства, в основе которого лежит коммуникативная компетентность. Политики старого поколения не способны вступать в публичный диалог с населением, дискутировать друг с другом под пристальным вниманием "киноглаза". Напротив, политики нового поколения, особенно лидеры СПС, своим примером сделали теледебаты важнейшим элементом политического самоопределения избирателя.

В третьих - предвыборы или праймериз. Предвыборы, проведенные по инициативе интеллектуального клуба "Сургутская Альтернатива" в Ярославле и Санкт-Петербурге, позволяют надеяться, что эпоха, когда избиратель был вынужден выбирать из десятков одинаково неопределенных по своей политической ориентации кандидатов, скоро безвозвратно уйдет в прошлое. Реализация же личных амбиций политиков уступит место реальному учету ожиданий и предпочтений избирателей.

Петр Щедровицкий, гуманитарный технолог

 

Первые шаги "неведомой технологии"


Анатолий Воропаев


член клуба "Сургутская Альтернатива", замдиректора Института проблем регионального развития, продюссер театра и кино

- Что такое предвыборы и какая от них польза?

- Первые предвыборы были проведены в Ярославле 19 марта 2000 года членами клуба "Сургутская Альтернатива". Несмотря на то, что исход президентских выборов в России был вполне прогнозируем, для нас было важным провести саму акцию как знак зарождения новой демократической традиции и переноса на российскую почву новой, еще неведомой технологии.

Местные власти, как всегда, начали вставлять нам палки в колеса: не объясняя своих действий, они, например, запретили рекламировать акцию, закрыли избирательные участки, которые были нами арендованы и проплачены. Несмотря на это, нам все же удалось организовать семь предвыборных пунктов, работавших по четыре часа, в течение которых смогли проголосовать 7400 человек. Результаты предвыборов довольно точно отразили реальную картину, которая была получена в день голосования 26 марта. Сама же акция вызвала большой интерес прессы, избирателей и самих политиков.

После ярославского опыта мы убедились в том, что подобные мероприятия необходимы. Основная цель предвыборов - показать предварительный расклад голосов в отношении того или иного кандидата. Это важно особенно для тех, кто еще не определился: они должны видеть "избираемость" кандидата и сознавать, что их голос может либо пропасть, либо будет отдан за кандидата, имеющего какие-либо шансы на победу. Кроме того, предвыборы, проводимые независимой, но достаточно авторитетной организацией, дают достаточно объективную картину расклада сил и тем самым могут снимать вопросы о нарушениях и фальсификациях в ходе реальных выборов.

В Америке процедура предвыборов (прймериз) преследует цель выявить единого кандидата от той или иной политической партии. В итоге на заключительной стадии избирательной кампании участвуют лишь по одному представителю от крупных партий с реальными шансами на победу.

Что касается предвыборов, проведенных 4 мая в Санкт-Петербурге, то их целью было выявить наиболее сильного кандидата от демократических сил. Очень важен и тот факт, что впервые в Петербурге был реализован полномасштабный политический проект - от принятия политического соглашения до реального снятия кандидатуры "проигравшего" кандидата. Процесс переговоров между кандидатами и проведения предвыборов оказался довольно сложным, но в Петербурге нам удалось организовать уже 40 избирательных участков, на которых проголосовало более 20 тысяч человек.

- "Сургутская Альтернатива" - что это за организация и почему именно она взялась проводить предвыборы?

- "Сургутская Альтернатива" - это интеллектуальный клуб с десятилетней историей, выросший из комсомольского молодежного движения и объединяющий в настоящее время людей, которые нашли свое место в жизни и которым близки либеральные ценности, принципы рыночной экономики и правового государства.

Клуб удобен тем, что политически он не примыкал ни к СПС ни к "Яблоку". Нам удалось убедить движения, которые выдвигали демократических кандидатов, в нашей непредвзятости и абсолютной объективности. Вместе с тем, на предвыборы мы пригласили многих известных петербургских деятелей культуры и науки.

- Каковы перспективы предвыборов в России? Предвыборная деятельность, казалась бы, так жестко регламентирована, позволят ли Вам проводить их в дальнейшем?

- Вопросов по проведению предвыборов возникало много у всех. Но больше других - у членов Избирательной комиссии, поскольку нигде не прописан статус подобного мероприятия. Тем не менее мы исходили из того, что "все что не запрещено законом, то разрешено". В настоящее время один из депутатов Госдумы от СПС готовится выйти с законодательной инициативой по предвыборам с тем, чтобы прописать их юридический статус. Мы ему помогаем, но принципиальная позиция членов клуба состоит в том, что предвыборы должны проводиться независимой общественной организацией с политически неангажированной репутацией. Инициатива при этом должна исходить от самих кандидатов. Государство же в лице ЦИК должно обеспечивать техническую возможность проведения предвыборов (аренда помещений, техника, адресная база, охрана).

На данный момент опыт проведения предвыборов имеет только одна организация - клуб "Сургутская Альтернатива", но не исключено что этот опыт начнут осваивать и другие организации. Переговорный процесс по проведению предвыборов в Санкт-Петербурге 4 мая проводили мы с Николаем Брусникиным.

 

Глупо не использовать административный ресурс


Алексей Кошмаров


Президент информационно-аналитического, продюсерского центра "Новоком"

- Какова была ваша роль в организации предвыборной кампании на пост губернатора СПБ?

- В избирательной кампании мы обеспечивали разработку стратегии и идеологии, креатив, проводили анализ ситуации, в которой происходили выборы губернатора. Тактические задачи кампании разрабатывала и осуществляла пресс-служба Владимира Яковлева - группа петербургских технологов во главе с Владимиром Большаковым. В Москве поддержку кампании оказывала группа под руководством Модеста Колерова. Были и другие группы.

- Какие задачи решались в ходе кампании и как вы оцениваете деятельность команд конкурентов?

- Основная задача предвыборной кампании Яковлева сводилась к тому, чтобы последовательно и в неброской форме показать, что было сделано за четыре года его работы. Словом, показать "правду реальных дел". Важно было донести ее до избирателей с помощью радио, телевидения, газет и небольшого тиража листовок, например - серии роликов с названием "К хорошему привыкаешь быстро" или "Надежное завтра".

Вторая задача - правильно использовать многочисленные ошибки конкурентов Владимира Яковлева. Главная из них состояла в том, что они не понимали и не учитывали реальную ситуацию в городе, не чувствовали реального отношения горожан к действующему губернатору. Они пытались строить кампанию на негативном образе Яковлева, который навязывался центральными СМИ, опирались на информацию о том, что СПб - якобы город "яблочный", поскольку сторонники Явлинского на прошедших выборах в Госдуму получили большой процент голосов.

Ошибкой было и выдвижение кандидатов из числа "московских питерцев", хотя и понятно, почему это происходило. Яковлев не принадлежит ни к одной олигархической группе - про него нельзя сказать что он "человек кого-то". Его позиция строится на реальных делах. Он проводит независимую финансовую и экономическую политику в городе, что опять же не нравится определенным силовым группам в Москве. Но именно это нравится горожанам. Поэтому выдвижение кандидатур Сергея Степашина и Валентины Матвиенко горожанами было воспринято сразу, как попытка навязать им волю Москвы.

- Что вы считаете своим успехом с технологической точки зрения? Что было нового на этих выборах с точки зрения политтехнологий?

- Наш успех - это результат почти в 73 % голосов. Новое - это беспрецедентное давление со стороны центральных СМИ, сравнимое, пожалуй, только с "наездом" на Лужкова.

Вместе с тем, я считаю, что мы нашли правильную формулу реагирования: не стали кричать и оправдываться, а помогли избирателю встать в позицию наблюдателя, анализируя и показывая какие технологии применяются против действующего губернатора. А главное то, что к Яковлеву это не имеет отношения.

- Как вы оцениваете работу команд технологов с противоположной стороны?

- Я бы выделил одну команду, которая работала ни за кого-то, а только против Яковлева, выплескивая поток дезинформации и клеветы в духе типично "московского хамства". Тем самым эта команда нам помогала, потому что и форма их работы, и содержание вызывали у горожан явное отторжение. Например, всплеск негативных эмоций провоцировала газета "Моя столица", издававшаяся Маратом Гельманом. Получилось так, что противники тратили огромные деньги на кампанию, а нам только оставалось указывать на их ошибки.

Группа политтехнологов, работавшая с Игорем Артемьевым, вроде бы все делала правильно и грамотно. Но поскольку само решение о его выдвижении было принято с опозданием, то они просто не располагали достаточным временем для его должной раскрутки. Второй большой недостаток этой группы в том, что они работали слишком традиционно.

Что же касается моей оценки предвыборов среди так называемых правых кандидатов Игоря Артемьева и Юлия Рыбакова, то это, на мой взгляд, чисто PR-ход, не имеющий никакого отношения к реальному выбору между двумя кандидатами. Решение о том, что будет баллотироваться Артемьев было принято на встрече этих двух кандидатов с Сергеем Кириенко и Григорием Явлинским в Москве.

Основные же претензии и жалобы со стороны проигравших по поводу кампании тоже понятны: они уже вполне традиционны для кампаний, которые ведутся против действующей власти, Это использование административного ресурса, хотя доказать это невозможно, а не использовать - глупо.

 

Ориентируясь на Запад


Марат Гельман


галерист, президент Ассоциации Независимых Кураторов, член Совета директоров ФЭП

Прежде всего, хочу заявить, что ФЭП как организация не принимал участия в организации процесса выборов губернатора Сакт-Петербурга. Моя группа и я лично занимались, во-первых, организацией фестиваля "Неофициальная столица", а, во-вторых, подготовкой и обеспечением переговорного процесса между демократическими кандидатами с целью проведения предвыборов и выдвижения единого кандидата от объединений "Яблоко" и СПС.

Действительно, фестиваль мы проводили во время кампании, но нас больше интересовало не то, кто станет губернатором, а как содействовать формированию нормальных современных отношений между культурой и политикой. Можно сказать, что мы использовали выборы для промоции культуры в Санкт-Петербурге.

В России за последнее столетие сложилось три типа взаимоотношений культуры и политики. Первый я бы назвал "московским" типом или фаворитизмом. Это когда политик назначает главного художника, главного певца, главного архитектора - эдакий "средневековый Медичи" в условиях отсутствия образованного класса людей. Сегодня такой стиль дискредитирует работу культурных институций: грубо говоря, зачем тебе выставляться в галереях, если ты в фаворе у политика, то он может просто подарить тебе музей.

Второй тип характерен для регионов - эдакий сталинский стиль местного начальства. Именно оно определяет, что есть настоящее искусство, а что таковым не является. При этом, "настоящее искусство" похоже на искусство прошлого или на иллюстрации из учебника "Родной речи", по которому мы все учились.

Третий тип формируется в крупных городах и тяготеет к "модели позднего Брежнева". В этом случае художнику, как правило, задается вопрос не "что ты творишь?", а "лоялен ли ты власти?"

Мы же пытаемся предложить четвертую модель. Смысл ее в том, что и политики и художники формируют элиты. Внутри этих элит сама среда выстраивает необходимые институции и иерархии признания. Элиты же взаимодействуют друг с другом на принципах взаимопризнания, взаимоуважения и невмешательства.

Поэтому, например, Минкульт, который осуществляет государственную политику в данной сфере, должен строить свои действия на принципах культурной политики. А у нее помимо цели сохранения культуры есть еще и цель ее развития. Образцом действия на основе принципов культурной политики являются наши фестивали. Они проводятся при поддержке того или иного политика, но ни в коем случае этот политик не вмешивается в Программу проведения фестиваля. Фестивали, которые организует наша Ассоциация независимых кураторов, направлены на работу с людьми молодого поколения (25-30 лет), которые активно интересуются культурой и политикой. Нам важно показать, что между этими двумя сферами возможны нормальные продуктивные взаимоотношения. Обычно в отношении культуры и культурных мероприятий власть не выступает организатором, она обычно "составляет маршрут посещений".

Сейчас мы готовим три больших новых проекта. В условиях выстраивания жесткой административной системы, усиления изоляционистских тенденций, становится важным показать, что современное российское искусство является частью мирового искусства. Что при любых условиях искусство преодолевает границы и становится частью мирового культурного ландшафта. Проект называется "Ориентация на Запад".

 

Тот самый Артем Тарасов


Ева Василевская


агентство "Региональная пресса", Санкт-Петербург

Пассивов в трехнедельной кампании Артема Тарасова, внезапно прилетевшего из Лондона в Петербург для участия в выборах губернатора, было так много, что говорить о них не имеет смысла. К активам можно отнести незаурядную личность самого кандидата.

Я бы выделила четыре составляющие, благодаря которым удалось достигнуть достаточно приличного и даже неожиданного результата.

Первое. Акцент пиарщиков Тарасова на словосочетание "тот самый Тарасов", проходивший красной линией через всю кампанию. С одной стороны, у избирателей срабатывала ассоциативная связь: люди 35-70 лет вспоминали фамилию, первые годы перестройки и себя в ней. С другой стороны, работала другая "цепочка": узнал сам, проинформируй соседа. Соседом мог оказаться человек, и вовсе не знавший ни о каком Тарасове, но ценящий информацию, полученную из рук в руки.

Второе. Эксплуатация пиарщиками внешней привлекательности кандидата и его незаурядных ораторских способностей. Горожане настолько соскучились по лидеру, который мог бы ярко и смело говорить, что впитывали выступления Тарасова как губка. Характерный пример: мы собирали женские аудитории под имя американского актера Джеда Алана, исполнителя одной из главных ролей в сериале "Санта-Барбара", приехавшего поддержать Тарасова на выборах. Но бедному актеру удавалось ответить на два-три вопроса, про него просто-напросто забывали, людей гораздо больше интересовал сам Тарасов.

Третье. Использование пиарщиками элементов шоу, непременное присутствие некоей фабулы в публичных выступлениях, телеинтервью кандидата. В большинстве случаев это сочеталось с хорошей порцией содержательного разговора, иногда доходило до чистого представления. Одним из самых удачных было выступление Тарасова во время последних теледебатов, когда кандидат смог удачно совместить тональность публицистического монолога с доверительным приглашением соперников тут же отметить его именины. На экране мгновенно появился именинный пирог, шампанское и прочие сопутствующие лакомства.

Четвертое. Вполне удачной находкой можно назвать и акцент пиарщиков на соответствие кандидата Тарасова образу "нового человека во власти".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мы выбираем, нас выбирают
Контекст
Отпуск-2000: мы выбираем - нас выбирают
Инна Константинова
Интернет вытесняет турагентства
Елена Щербинина
Сегодня важно говорить о России хорошо
Мы решили стать первыми в открытии новых направлений
Среда
Рынок PR силен не структурами, а людьми
Страсть к самоанализу
Александр Моисеев
"Неочевидный" менеджмент решает все
Борис Новинский
Практика
"Зенит" атакует "Спартак"
Дина Вишня, Юлия Полякова
Как "закалить сталь"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Мнение
Предвыборы после выборов
Анатолий Воропаев
Интернет
Кибертеррор - пугало или реальность?
Сергей Петухов
Гуманитарные фабрики
Ток-шоу на грани пропаганды
Юрий Богомолов
Теледебаты - театр и барометр политической жизни
Андрей Непесов
"Милая Мила" на каждый день
Юлия Попова
Академия
Гуманитарные технологии для гуманитарных людей
Владимир Данилов
Курьер
"Новоком" держит удар
Новости
ЦИРКОН занялся бизнесом
Экспансия ICO
Смена президента: можно ли ожидать подъема РАСО?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.