Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Мы выбираем, нас выбирают / Гуманитарные фабрики

Ток-шоу на грани пропаганды


Юрий Богомолов
телекритик, специально для "Со-общения"
Версия для печати
Послать по почте

Выборы давно миновали, но мало какие, изначально созданные под них ток-шоу, исчезли. Непосредственное общение шоуменов с аудиторией в студии и опосредованное с миллионами телезрителей стало сегодня одним из популярных жанров на отечественном ТВ. При том, что одни ток-шоу остаются жестко политическими (например, "Пресс-клуб" и "Глас народа"), другие (формально бытовые и развлекательные) также не лишены политического подтекста. После того, например, как Сергей Комиссаров вошел в Политсовет движения "Единства" и занял кресло в Госдуме, его программу "Моя семья" уже не просто воспринимать вне связи с информационно-пропагандисткими мероприятиями упомянутого движения. Политика порой "прочитывается" в самых что ни на есть "бытовых" дебатах - как минимум, по приглашенным персонажам. Этот тележанр, похоже, становится одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на умонастроения наших сограждан.

Запад нам помог

Занесено к нам это телеразвлечение с Запада - во многом по инициативе "русского американца" Владимира Познера, наводившего телемосты со Штатами еще в условиях неоконченной "холодной войны".

Время было застойным, но чреватым переменами. Перед шоуменом Познером стояли две взаимоисключающие задачи: надо было отстаивать советские ценности перед лицом Запада, погрязшего в "абстрактном гуманизме", и вместе с тем приходилось доказывать, что наш человек внутренне раскрепощен, раскован, свободен и независим.

Последнее было самым трудным. Советский, да еще специально отобранный участник шоу в разговорном жанре не отличался непринужденностью, а на фоне американской аудитории так вообще ощущал себя не в своей тарелке. От того вел себя либо чересчур скрытно, как партизан на допросе, либо слишком агрессивно, как комиссар, пытающий "языка".

Первые "Телемосты" дали понять, что если с шоуменами уровня и масштаба Боба Донахью у нас более или менее все в порядке (так оно и оказалось на самом деле - в тени Познера подрастали Владислав Листьев и Александр Любимов), то проблемы с массовкой казались неразрешимыми. Где нам было сыскать толпу людей не косноязычных, открытых, не ведающих, что такое самоцензура.

Тем не менее, стоило начаться перестройке, как задача решилась сама собой, но, правда, в глубоко специфическом российском стиле, к тому же с советским привкусом.

Молчание по-советски

Впрочем, ток-шоу - не не сто процентов продукт импортный. Кое-какие советские корни у него имелись, и они сегодня нет-нет да дадут о себе знать.

Было, все-таки, и чисто советское ток-шоу и называлось оно "От всей души". Суть его состояла в том, что в заводской, или в сельский клуб, или в городской дворец культуры приходила сердечная Валентина Леонтьева и рассказывала собравшимся, какие они хорошие, замечательные, добрые люди, подтверждая это примерами из жизни, как правило, одного присутствующего в зале их коллеги и сослуживца.

Был еще другой фирменный аттракцион инициаторов этого шоу: они отыскивали давнего друга (подругу) ударника (ударницы) социалистического труда, тайно доставляли его (ее) в город, и на съемках программы устраивали им счастливую встречу. Все плакали и умилялись. Было сладко до приторности. Остатки того сахарина ощущаются в ныне идущих в отечественном эфире передачах "Женщина и мужчина", "Мужчина и женщина" и "Ищу тебя".

Впрочем, припоминая минувшее и сравнивая его с нынешними семейно-бытовыми разговорами в отечественном эфире, понимаешь, сколько воды утекло в нашей новейшей истории. Тогда бесконечно монологизировала ведущая шоу Валентина Леонтьева. Она рассказывала истории жизни своих персонажей, она же пересказывала, что они должны были чувствовать в тот или иной драматический момент. Сами же герои и героини всего лишь благосклонно внимали этим "озвучкам". В немоте участников, а не в приторности самого ток-шоу была совковость его.

Теперь многое изменилось: все участники семейно-бытовых ток-шоу от тех, что делает команда Анатолия Малкина и Киры Прошутинской, до тех, что ведут Юлия Меньшова ("Я сама") и Валерий Комиссаров ("Моя семья"), стали страшно разговорчивыми. Настолько, что можно подумать, будто они больны недержанием речи. В том числе и участники сугубо политизированных ток-шоу того же Владимира Познера "Время и мы", "Национальный интерес" Дмитрия Киселева, "Глас народа" Евгения Киселева. Случилось это, правда, не сразу. Понадобилось время. И потребовалась какая никакая школа.

Таковой оказалась гласность. Мы ее имели и в профессиональном варианте - публицистика в газетах, журналах и на телеэкране. Мы ее могли лицезреть на площадях и улицах городов - митинги, лозунги, речевки, плакатное балагурство. На телевидении же в это время шла своя работа по вовлечению народных масс в самодеятельную риторику.

Испытательным и экспериментальным полем для русского ток-шоу стала в свое время популярная, а нынче совершенно забытая "Будка гласности". То был веселенький аттракцион: случайный прохожий завлекался в какую-нибудь выгородку-времянку, где стояли осветительный прибор и видеокамера. Любопытному смельчаку предлагалось обратиться к народу с речью. Дальше у героя наступал либо полный "стопор" (он, что называется, "мычал и не телился"), либо он становился необычайно развязным, неся в эфир нечто несусветное. В обоих случаях было смешно.

Теперь нет в нашем эфире "Будки гласности", но некая отдаленная связь с оной все-таки ощущается и в таких простонародных программах, как "Моя семья", и в столь интеллектуальных посиделках, как "Пресс-клуб". В обеих версиях участник ток-шоу уж если дорывается до микрофона, так его у него не отнять.

Политигры без правил

Проблема в том, что наши ток-шоу, по большей части, не имеют правил игры. Особенно это касается таких программ, как "Пресс-клуб" и "Глас народа". Инициаторам кажется, что довольно собрать в студии группу заинтересованных лиц, задать тему и передача сама собой сложится. А она не складывается. Получается шумное, временами скандальное собрание. И тогда кажется, что все дело в находчивости и в умелости председателя, то бишь ведущего собрания. На "Пресс-клубе" уже многих председателей (по нынешнему, спикеров) перепробовали. И "строгого мужчину", и "душевную женщину", и, наконец, как сейчас, Ирину Петровскую - даму делового склада. А результат все тот же: не имея в своей основе жесткой драматургии, без экспозиции, кульминации и разрешения конфликта, она всякий раз оставляет впечатление скомканной. Тема того или иного "Клуба" не развивается, а просто тянется, а когда время эфира заканчивается, ведущий делает торопливое заключение - порой совсем даже нескладное.

Столь же бесформенным и безразмерным кажется "Глас народа". Хотя начинался он вполне обнадеживающе. В том смысле, что там были правила. Сидят два оппонента, излагая прямо противоположные позиции. Ведущий Евгений Киселев позволяет себе уточняющие реплики. Присутствующей в студии публике время от времени разрешается задать вопрос или выразить мнение посредством электронного голосования. Постепенно, однако, правила стали меняться прямо по ходу игры. По какому-то соображению (этическому или политическому - не столь важно) телеведущему не захотелось, чтобы публика определилась в своих симпатиях, и он не дал ей возможность сделать это. В другом выпуске "Гласа" ведущий приглашает на подиум не двух участников дискуссии, а трех, что опять же меняет всю конфигурацию программы. Это все равно как на боксерский ринг пригласить трех спортсменов одновременно. Еще хуже, когда рефери сам вступает в поединок на стороне одного из дуэлянтов, как это случилось недавно, в ток-шоу по поводу "Моста".

Тут помимо элементарной драматургической неорганизованности шоу мы также имеем дело с его очевидной ангажированностью. "Глас народа" стал инструментом политической борьбы в конкретной политической ситуации, в которой никому не до правил игры.

За этим частным случаем легко обнаруживается застарелая болезнь отечественного ТВ. Программы, называясь в советские годы информационно-аналитическими, не были таковыми по своей природе. Они не новости сообщали, а спускали директивы о том, как понимать те или иные события. Затем ТВ децентрализировалось, денационализировалось; были сделаны серьезные усилия, чтобы трансформировать орудия компропаганды в средства нормальной информации. Во многом эта конверсия удалась. Причем НТВ в большей степени, чем какому-либо другому каналу. Но старые рефлексы и былые возможности оказались неизжитыми. Едва политическая ситуация обостряется, как закопанные однажды "топоры войны" снова пускаются в ход. И тогда самая респектабельная "Будка гласности" (вроде ток-шоу Евгения Киселева) обращается в увесистую пропагандистскую дубинку.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мы выбираем, нас выбирают
Контекст
Отпуск-2000: мы выбираем - нас выбирают
Инна Константинова
Интернет вытесняет турагентства
Елена Щербинина
Сегодня важно говорить о России хорошо
Мы решили стать первыми в открытии новых направлений
Среда
Рынок PR силен не структурами, а людьми
Страсть к самоанализу
Александр Моисеев
"Неочевидный" менеджмент решает все
Борис Новинский
Практика
"Зенит" атакует "Спартак"
Дина Вишня, Юлия Полякова
Как "закалить сталь"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Мнение
Предвыборы после выборов
Анатолий Воропаев
Интернет
Кибертеррор - пугало или реальность?
Сергей Петухов
Гуманитарные фабрики
Ток-шоу на грани пропаганды
Юрий Богомолов
Теледебаты - театр и барометр политической жизни
Андрей Непесов
"Милая Мила" на каждый день
Юлия Попова
Академия
Гуманитарные технологии для гуманитарных людей
Владимир Данилов
Курьер
"Новоком" держит удар
Новости
ЦИРКОН занялся бизнесом
Экспансия ICO
Смена президента: можно ли ожидать подъема РАСО?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.