Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Мы выбираем, нас выбирают / Гуманитарные фабрики

"Милая Мила" на каждый день


Юлия Попова
корреспондент журнала "Эксперт"
Версия для печати
Послать по почте

Качественную рекламу пока можно увидеть лишь на выставке
Прошедшая в Москве выставка "Дизайн и реклама" не только порадовала посетителей, но и вызвала у них обоснованное недоумение: если креаторы могут производить столь привлекательную продукцию, то откуда берется плохая реклама?


Дизайн и реклама - понятия неразделимые. Промышленный дизайн существует для того, чтобы рекламе было на что обратить внимание покупателя. Дизайн в рекламе - чтобы внимание обратили на саму рекламу. Вот так они и живут вместе и каждый год в середине весны переживают брачный период на специальной выставке в Центральном Доме художника на Крымском валу.

Из года в год эти выставки становятся ярче, превращаясь если не в народный праздник, то в массовое зрелище. Свидетельство тому - толпы народа, каждый из трех дней экспозиции заполнявшие все три этажа ЦДХ. И все там работало, сверкало, завлекало - малая полиграфия демонстрировала чудо-оборудование, выдававшее продукцию прямо на глазах у посетителей. 250 фирм-участников (ровно на сотню больше, чем в прошлом году) убедительно выражали готовность создать для кого угодно индивидуальный стиль, отпечатать его эмблему хоть на шнурках, оклеить его постерами всю Землю и вывесить его плакат в небесах вместо радуги.

С неба на Землю

В общем, как и год назад, в залах ЦДХ витал образ процветающего красочного мира, в котором производители рекламы - сплошь стильные, имеющие дело с высокими технологиями "профи", а ее потребители - остроумный бомонд, способный оценить и уровень дизайна, и тонкость юмора креаторов. Там, на выставке, становилось понятным, откуда у нас берется хорошая реклама. Зато после выставки, когда взгляд на улице упирается в первый же щит с Николаем Фоменко или "милой Милой", невольно задаешься вопросом: откуда берется это? Откуда вообще произрастают все эти тетки, с напускной веселостью стирающие "суперпорошком" "супертряпки", умильные мамаши с карапузами в памперсах, коммунальные стервы, лезущие ко всем со своим чистящим порошком или хлоркой, и прочие упоительные персонажи? А картинки в массовых рекламных газетах вроде "Экстры М", где на жалюзи или холодильники (не говорю уже о ванных и душевых кабинках) девушки имеют обыкновение указывать не иначе, как собственной и непременно обнаженной грудью? Вот тут-то и понимаешь, что реклама на выставке и она же в повседневной жизни - это словно Джеймс Бонд и Остин Пауэрс, то есть явления, конечно, имеющие какое-то отношение друг к другу, но какое - сразу и не скажешь.

Может быть, рекламу "на каждый день" делают какие-то другие люди? Допустим. Но почему те "другие" не подражают "этим"? Ведь в рекламном дизайне идеи перенимаются с легкостью необыкновенной. Охрана авторских прав в этой области близка к нулевой - так что срисовывай все что угодно. Не хочешь срисовывать - прогуляйся по "виртуальным мирам" Интернета и подыщи себе что-нибудь стоящее. Так ведь нет.

"Врать красиво" - тоже искусство

Размышляя об этом, нельзя упускать из виду одно важное обстоятельство: на выставках вроде "Дизайна и рекламы" креаторы, имиджмейкеры, полиграфисты и прочие, имеющие к этому отношение, рекламируют главным образом себя, стремясь показать, какими "старательными, красивыми, умными, пытливыми, пунктуальными, остроумными, ищущими, знающими, умеющими" (цитирую компанию "Арбор") они могут быть. Плюс "нестандартный подход" - ключевые слова в рассказах рекламщиков о себе. "Приходите к нам, и за чашечкой кофе мы выберем то, что придется вам по вкусу", - зазывают клиента креаторы издательства "Триада". Понимать это надо так, что если клиенту "нестандартное" не по вкусу, то будет стандартное: если он посчитает, что остроумный ход повредит продвижению его товара, то будет предложен ход стандартный - безо "всяких там прикидов". Клиенту надлежит повелевать.

Так, может, все дело в том, что заказчики рекламы считают, что народ скорее всего не готов к нестандартным решениям. Народ, мол, прямолинеен и ждет не изысков и оригинальных фотофокусов, а чтобы ему членораздельно объяснили, чем одно мыло лучше другого? Ну, скажем, к тинейджерам это еще можно отнести - их, если опять же судить по рекламным буклетам, креаторы относят к особям, не вполне сформировавшимся в смысле готовности "смотреть на мир без трафарета". Но творческое начало у креаторов все же берет свое, и реклама, рассчитанная на тинейджеров (а ей был посвящен специальный семинар, проходивший в рамках выставки), чаще всего не лишена попыток взглянуть на вещи небанально. Пусть от этой небанальности иногда веет незамутненностью Бивиса и Батт-хэда. Но все равно за тех молодых людей, чей рацион уже не состоит из спрайта, пепси и сникерса, обидно: на каком основании творцы рекламной продукции выразили им вотум эстетического недоверия, записав в разряд "обывателей с заштампованными мозгами" (это уже, разумеется, не пассаж из буклета)? Кто сказал, что они готовы поверить только "правдоподобной", "жизненной" рекламе, которая и порождает псевдодомашних "маму и дочку", "Олю", "Колю", "Петю" и прочих, о которых и вспоминать-то без сожаления не хочется?

То, что рекламной продукцией люди не прочь полюбоваться, со знанием дела подтвердят старожилы, заставшие эпоху, когда единственной рекламой в нашем отечестве было "Летайте самолетами Аэрофлота". Тогда случайно просочившейся к нам западной рекламой любовались без всякой корысти, просто как произведением дизайна. Потому что красиво, потому что "нестандартно", потому что "не как в жизни". А что до правдоподобия, то оно в рекламе вещь не всегда уместная. Взять, к примеру, мыло: хоть сфотографируй его на Марсе или намыль им самую многоуважаемую персону - все равно большинство населения планеты считало, считает и будет считать, что реклама все врет.

Поучительны в этом отношении препирательства продавцов и покупателей. Любые попытки первых в подтверждение достоинств своего товара сослаться на рекламу встречают решительный отпор со стороны вторых, не стесняющихся порой высказываться по поводу "правдивости" рекламы в самых резких выражениях. Так пусть щиты и плакаты хотя бы врут красиво - тем более что, судя по той же выставке, многим это вполне удается.

Больше дизайна - меньше рекламы

Конечно, путь, который проделали изготовители рекламы у нас в стране, впечатляет. Вспомним, с чего все начиналось и, как говорится, "почувствуем разницу". Когда в годы перестройки в промежутках между телепередачами на экранах вдруг возникало некое вялотекущее действо малопонятных персонажей, призывавших "делать бизнес с ними" (как это вытворял давно забытый "Холдинг-центр") или купить компьютеры "по ценам ниже рыночных", то зритель далеко не сразу мог понять, что это и есть реклама. И не только потому, что первые произведения рекламного жанра возникли в эпоху пустых прилавков и кошельков, но и потому, что зрелище то вызывало жалость.

В 1995 году, когда состоялась первая выставка "Дизайн и реклама", творчество это еще несло в себе дух художественной самодеятельности. Но в прошлом, 1999-м, году, несмотря на то что кризис и его последствия еще не забыты, стало ясно, что средний уровень рекламного дизайна значительно вырос. Теперь, стало быть, можно мечтать о трех вещах. Во-первых, чтобы этот явно высокий "средний уровень" стал бы нормой для большинства креаторов. Во-вторых, чтобы появились те, для которых упомянутый "средний уровень" - этап, давно пройденный, и их творчество могло увлекать за собой остальных. А третье - чтобы рекламодатели "посмотрели без трафарета" на потребителя рекламы. И если все это случится, тогда те 365 дней рекламы в году, которые мы уже имеем, превратятся в 365 дней дизайна.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мы выбираем, нас выбирают
Контекст
Отпуск-2000: мы выбираем - нас выбирают
Инна Константинова
Интернет вытесняет турагентства
Елена Щербинина
Сегодня важно говорить о России хорошо
Мы решили стать первыми в открытии новых направлений
Среда
Рынок PR силен не структурами, а людьми
Страсть к самоанализу
Александр Моисеев
"Неочевидный" менеджмент решает все
Борис Новинский
Практика
"Зенит" атакует "Спартак"
Дина Вишня, Юлия Полякова
Как "закалить сталь"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Мнение
Предвыборы после выборов
Анатолий Воропаев
Интернет
Кибертеррор - пугало или реальность?
Сергей Петухов
Гуманитарные фабрики
Ток-шоу на грани пропаганды
Юрий Богомолов
Теледебаты - театр и барометр политической жизни
Андрей Непесов
"Милая Мила" на каждый день
Юлия Попова
Академия
Гуманитарные технологии для гуманитарных людей
Владимир Данилов
Курьер
"Новоком" держит удар
Новости
ЦИРКОН занялся бизнесом
Экспансия ICO
Смена президента: можно ли ожидать подъема РАСО?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.