Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/6-7/c/15


Интернет вытесняет турагентства

Сегодня покупать товары и туристические поездки, не покидая дома или офиса, могут уже не только герои фантастических фильмов. Интернет совершает революцию в туристическом бизнесе, коренным образом меняя представление о способах планирования и бронирования поездок. "В реальном времени - лучше, быстрее, дешевле!" - так, как правило, звучат лозунги виртуальных турфирм, услугами которых сегодня реально пользуются миллионы людей по всему миру.

Европа догоняет Америку

Чтобы охватить аудиторию в 50 миллионов пользователей, радио с момента его создания понадобилось чуть менее 40 лет, телевидению - 13 лет, а сети Интернет - всего 4 года. Невиданные темпы роста интернет-технологий и статистика ежегодно открывающихся туристических серверов свидетельствуют, что электронный бизнес становится наиболее перспективным направлением туриндустрии в наступившем столетии. Уже сегодня предоставление туристических услуг входит в первую пятерку по объемам продаж через Интернет. Так, в прошедшем году оборот американского турбизнеса в Интернете составил 3 млрд долларов по сравнению с 300 млн в 1996 году. Оборот же европейских турфирм в Сети в том же году оказался вдвое меньше - 1,5 млрд долларов.

Европа в этом направлении, как видно, отстает от США, население которых традиционно более восприимчиво к новым технологиям. Осторожные европейцы пока не слишком доверяют электронному способу оплаты услуг, учитывая широкое распространение виртуального пиратства. На сегодняшний день туристические сайты посещают около 60% пользователей Интернета в Европе, из которых только каждый шестой отваживается бронировать таким образом путевки. При этом немецкие социологи отметили интересную деталь. Как оказалось, туристы, закупающие поездки через Интернет, тратят на свой отдых в несколько раз больше, чем клиенты обычных турагентств. Кроме того, они более мобильны. Если среднестатистический немец отдыхал в прошедшем году только три раза, то пользователь Сети - пять раз. Специалисты немецкого исследовательского центра IPK предсказывают, что уже к 2003 году через Интернет будет продаваться более 20 млн поездок, а финансовый оборот турфирм достигнет 11 млрд долларов.

Прошедшая в Берлине в марте этого года Международная туристическая ярмарка впервые наглядно продемонстрировала масштабы использования турфирмами сети Интернет: свыше 9 тысяч участников мероприятия выставили свои "электронные предложения" на сезон-2000. По данным Вольфганга Шамбаха, эксперта по интернет-технологиям Немецкого союза туристических операторов и агентств, около пяти тысяч немецких турфирм уже представлены в Сети.

Экономно и эффективно

Всемирная паутина позволяет турфирмам оперативно размещать информацию о турах, местах в гостиницах, билетах, а клиентам - бронировать их. Кроме того, в Сети клиент получает обширную информацию о политической и экономической ситуации в той или иной стране. Интернет-сайт - это прекрасная круглосуточная и сравнительно дешевая рекламная площадка, на которой можно размещать информацию без ограничений в объемах, используя при этом не только текст и фото, но и звук, видео, мультипликацию, элементы графики и дизайна. Принимая во внимание масштабы распространения Интернета в развитых странах, можно утверждать, что электронная реклама сегодня одна из наиболее эффективных. Например, более 60% американцев имеют доступ к Сети, и поскольку они перегружены агрессивной рекламой в обычных СМИ, то предпочитают самостоятельно искать интересующие их сведения через Интернет.

Использование Сети обеспечивает компаниям экономию средств в процессе общения с партнерами и клиентами. Только электронная почта позволяет в 5-10 раз снизить многочисленные расходы на международные переговоры и обмен информацией с туроператорами, агентствами, гостиницами, транспортными компаниями, частными лицами и другими неизбежными партнерами по бизнесу. Так, еще в 1997 году английская фирма Comet Travel сэкономила около 5 тысяч долларов на отправлениях по электронной почте информации о своих услугах в адрес двух тысяч агентств по всему миру.

Старт электронной революции в отрасли дали гиганты туриндустрии, начав массовые продажи через Сеть. Более половины европейских туроператоров уже обзавелись собственными web-страницами, на которых осуществляют прямое бронирование туров. В течение трех предстоящих лет немецкий туроператор TUI - номер один в Германии и Европе - намерен реализовать 5% своего оборота через Сеть. За это время руководство концерна планирует инвестировать порядка 30 млн долларов на развитие электронной инфраструктуры и сервисных служб. Его ближайший конкурент в Европе - немецкая компания C & N Touristic - рассчитывает к 2005 году обеспечивать через Интернет до 12% своего совокупного оборота. На сервере этой фирмы клиент может не только найти подробную информацию о каждом из предлагаемых туров, но и ознакомиться с погодой, достопримечательностями и другими особенностями предполагаемого места отдыха.

С помощью Интернета свою нишу на туристическом рынке пытаются найти и небольшие туркомпании. На берлинской ярмарке впервые была представлена немецкая компания Travel24.com, предлагающая в Глобальной сети круглосуточную продажу билетов на самолеты и поезда, бронирование гостиниц и билетов на спектакли. Клиент в любой момент может вступить в контакт со служащими компании и получить консультацию в реальном времени. И уже скоро он сможет даже увидеть на экране монитора лицо консультанта, работающего на дому. Примечательно, что в прошедшем году эксперты компании констатировали превышение спроса на ее услуги над предложением почти в 30 раз. В 1999 году доход компании от продаж составил примерно 11 млн долларов. По прогнозам представителей Travel24.com, к 2003 году эта сумма должна составить как минимум 500 млн долларов.

Сеть поднимается до небес

Большинство авиакомпаний в мире также поспешило в своей рыночной стратегии сделать ставку на Интернет. Согласно последнему исследованию, проведенному американским инвестиционным банком Salomon Smith Barney, через пять лет около 60% всех виртуальных продаж туруслуг будет приходиться именно на авиабилеты. Немецкая авиакомпания Lufthansa, опередив своих конкурентов в отрасли, создала первое дочернее предприятие, сосредоточившее в своих руках электронное направление деятельности концерна. Это фирма Lufthansa E-Commerce GmbH, которая начала свою работу с 1 марта этого года. Компания British Airways в течение следующих двух лет планирует инвестировать порядка 90 млн фунтов стерлингов в развитие электронного сектора, чтобы увеличить продажи билетов через Интернет с 1% от совокупных продаж в марте текущего года до 50% к марту 2004 года.

Наряду с самостоятельными действиями по развитию виртуального бизнеса руководство многих авиакомпаний все чаще задумывается о необходимости сотрудничества в виртуальных просторах с коллегами по отрасли. В начале мая 11 европейских авиакомпаний, включая British Airways, Lufthansa и Air France, объявили о создании совместного туристического агентства в Интернете, открытие которого намечено на конец текущего года. Любопытно, как оно будет работать. Ведь американские компании Delta Air Lines, Continental, Northwest и United выступили с аналогичной инициативой еще в прошлом году. Однако работа над сайтом до сих пор не завершена, так как стало очевидно, что его поспешное внедрение неизбежно усилит конкуренцию среди самих компаний-учредителей. И впрямь, входя на такой сайт, клиент мгновенно получает возможность сравнивать основные интересующие его параметры - стоимость билетов и время полетов. Получается, что, финансируя совместный сайт, компаниям придется добровольно передавать свои конкурентные преимущества соперникам. А пойти на это готовы не все.

Руководство Lufthansa, например, до последнего времени сомневалось в целесообразности своего участия в упомянутом проекте, полагая, что финансовые ресурсы авиакомпании вполне достаточны для самостоятельного покорения ею виртуального пространства. С другой стороны, немцы опасаются остаться в стороне от создания европейского интернет-агентства. "Делать ставку на что-то одно - политика недальновидная. Нельзя недооценивать потенциал электронного бизнеса", - заявил на днях в интервью журналу Spiegel финансовый директор авиакомпании Карл-Людвиг Клей. Ведь создание общего сервера не только повысит популярность электронного способа покупки билетов, но и позволит существенным образом сократить наибольшую статью издержек авиаперевозчиков - комиссионных, выплачиваемых ими турагентствам, обычным и виртуальным.

Таким образом, само присутствие в Глобальной сети становится сегодня фактором выживания компаний на рынке туруслуг. А круглосуточный виртуальный бизнес все больше угрожает традиционным туристическим агентствам - хотя бы потому, что последние, как правило, не обслуживают клиентов по вечерам и выходным. Более того, некоторые европейские турбюро стали предоставлять своим клиентам только платные консультации. Это стало результатом недавнего сокращения авиа- и железнодорожными компаниями размера выплачиваемых агентствам комиссионных за продажу их билетов. На этом фоне не удивляют прогнозы экспертов, что в течение ближайших лет в Европе может закрыться около трети ныне действующих турбюро. И все же полное исчезновение им пока не грозит. Долгое время часть этих агентств сможет функционировать вполне эффективно, занимаясь клиентурой с устоявшимися "старомодными" привычками. Остальным рано или поздно все же придется искать свою нишу в Глобальной сети, которая открывает для этого поистине фантастические возможности.

Дата публикации: 08:27 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.