Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Мы выбираем, нас выбирают / Контекст

Интернет вытесняет турагентства


Елена Щербинина
Корреспондент журнала "Эксперт", специально для "Со-Oбщения"
Версия для печати
Послать по почте

Сегодня покупать товары и туристические поездки, не покидая дома или офиса, могут уже не только герои фантастических фильмов. Интернет совершает революцию в туристическом бизнесе, коренным образом меняя представление о способах планирования и бронирования поездок. "В реальном времени - лучше, быстрее, дешевле!" - так, как правило, звучат лозунги виртуальных турфирм, услугами которых сегодня реально пользуются миллионы людей по всему миру.

Европа догоняет Америку

Чтобы охватить аудиторию в 50 миллионов пользователей, радио с момента его создания понадобилось чуть менее 40 лет, телевидению - 13 лет, а сети Интернет - всего 4 года. Невиданные темпы роста интернет-технологий и статистика ежегодно открывающихся туристических серверов свидетельствуют, что электронный бизнес становится наиболее перспективным направлением туриндустрии в наступившем столетии. Уже сегодня предоставление туристических услуг входит в первую пятерку по объемам продаж через Интернет. Так, в прошедшем году оборот американского турбизнеса в Интернете составил 3 млрд долларов по сравнению с 300 млн в 1996 году. Оборот же европейских турфирм в Сети в том же году оказался вдвое меньше - 1,5 млрд долларов.

Европа в этом направлении, как видно, отстает от США, население которых традиционно более восприимчиво к новым технологиям. Осторожные европейцы пока не слишком доверяют электронному способу оплаты услуг, учитывая широкое распространение виртуального пиратства. На сегодняшний день туристические сайты посещают около 60% пользователей Интернета в Европе, из которых только каждый шестой отваживается бронировать таким образом путевки. При этом немецкие социологи отметили интересную деталь. Как оказалось, туристы, закупающие поездки через Интернет, тратят на свой отдых в несколько раз больше, чем клиенты обычных турагентств. Кроме того, они более мобильны. Если среднестатистический немец отдыхал в прошедшем году только три раза, то пользователь Сети - пять раз. Специалисты немецкого исследовательского центра IPK предсказывают, что уже к 2003 году через Интернет будет продаваться более 20 млн поездок, а финансовый оборот турфирм достигнет 11 млрд долларов.

Прошедшая в Берлине в марте этого года Международная туристическая ярмарка впервые наглядно продемонстрировала масштабы использования турфирмами сети Интернет: свыше 9 тысяч участников мероприятия выставили свои "электронные предложения" на сезон-2000. По данным Вольфганга Шамбаха, эксперта по интернет-технологиям Немецкого союза туристических операторов и агентств, около пяти тысяч немецких турфирм уже представлены в Сети.

Экономно и эффективно

Всемирная паутина позволяет турфирмам оперативно размещать информацию о турах, местах в гостиницах, билетах, а клиентам - бронировать их. Кроме того, в Сети клиент получает обширную информацию о политической и экономической ситуации в той или иной стране. Интернет-сайт - это прекрасная круглосуточная и сравнительно дешевая рекламная площадка, на которой можно размещать информацию без ограничений в объемах, используя при этом не только текст и фото, но и звук, видео, мультипликацию, элементы графики и дизайна. Принимая во внимание масштабы распространения Интернета в развитых странах, можно утверждать, что электронная реклама сегодня одна из наиболее эффективных. Например, более 60% американцев имеют доступ к Сети, и поскольку они перегружены агрессивной рекламой в обычных СМИ, то предпочитают самостоятельно искать интересующие их сведения через Интернет.

Использование Сети обеспечивает компаниям экономию средств в процессе общения с партнерами и клиентами. Только электронная почта позволяет в 5-10 раз снизить многочисленные расходы на международные переговоры и обмен информацией с туроператорами, агентствами, гостиницами, транспортными компаниями, частными лицами и другими неизбежными партнерами по бизнесу. Так, еще в 1997 году английская фирма Comet Travel сэкономила около 5 тысяч долларов на отправлениях по электронной почте информации о своих услугах в адрес двух тысяч агентств по всему миру.

Старт электронной революции в отрасли дали гиганты туриндустрии, начав массовые продажи через Сеть. Более половины европейских туроператоров уже обзавелись собственными web-страницами, на которых осуществляют прямое бронирование туров. В течение трех предстоящих лет немецкий туроператор TUI - номер один в Германии и Европе - намерен реализовать 5% своего оборота через Сеть. За это время руководство концерна планирует инвестировать порядка 30 млн долларов на развитие электронной инфраструктуры и сервисных служб. Его ближайший конкурент в Европе - немецкая компания C & N Touristic - рассчитывает к 2005 году обеспечивать через Интернет до 12% своего совокупного оборота. На сервере этой фирмы клиент может не только найти подробную информацию о каждом из предлагаемых туров, но и ознакомиться с погодой, достопримечательностями и другими особенностями предполагаемого места отдыха.

С помощью Интернета свою нишу на туристическом рынке пытаются найти и небольшие туркомпании. На берлинской ярмарке впервые была представлена немецкая компания Travel24.com, предлагающая в Глобальной сети круглосуточную продажу билетов на самолеты и поезда, бронирование гостиниц и билетов на спектакли. Клиент в любой момент может вступить в контакт со служащими компании и получить консультацию в реальном времени. И уже скоро он сможет даже увидеть на экране монитора лицо консультанта, работающего на дому. Примечательно, что в прошедшем году эксперты компании констатировали превышение спроса на ее услуги над предложением почти в 30 раз. В 1999 году доход компании от продаж составил примерно 11 млн долларов. По прогнозам представителей Travel24.com, к 2003 году эта сумма должна составить как минимум 500 млн долларов.

Сеть поднимается до небес

Большинство авиакомпаний в мире также поспешило в своей рыночной стратегии сделать ставку на Интернет. Согласно последнему исследованию, проведенному американским инвестиционным банком Salomon Smith Barney, через пять лет около 60% всех виртуальных продаж туруслуг будет приходиться именно на авиабилеты. Немецкая авиакомпания Lufthansa, опередив своих конкурентов в отрасли, создала первое дочернее предприятие, сосредоточившее в своих руках электронное направление деятельности концерна. Это фирма Lufthansa E-Commerce GmbH, которая начала свою работу с 1 марта этого года. Компания British Airways в течение следующих двух лет планирует инвестировать порядка 90 млн фунтов стерлингов в развитие электронного сектора, чтобы увеличить продажи билетов через Интернет с 1% от совокупных продаж в марте текущего года до 50% к марту 2004 года.

Наряду с самостоятельными действиями по развитию виртуального бизнеса руководство многих авиакомпаний все чаще задумывается о необходимости сотрудничества в виртуальных просторах с коллегами по отрасли. В начале мая 11 европейских авиакомпаний, включая British Airways, Lufthansa и Air France, объявили о создании совместного туристического агентства в Интернете, открытие которого намечено на конец текущего года. Любопытно, как оно будет работать. Ведь американские компании Delta Air Lines, Continental, Northwest и United выступили с аналогичной инициативой еще в прошлом году. Однако работа над сайтом до сих пор не завершена, так как стало очевидно, что его поспешное внедрение неизбежно усилит конкуренцию среди самих компаний-учредителей. И впрямь, входя на такой сайт, клиент мгновенно получает возможность сравнивать основные интересующие его параметры - стоимость билетов и время полетов. Получается, что, финансируя совместный сайт, компаниям придется добровольно передавать свои конкурентные преимущества соперникам. А пойти на это готовы не все.

Руководство Lufthansa, например, до последнего времени сомневалось в целесообразности своего участия в упомянутом проекте, полагая, что финансовые ресурсы авиакомпании вполне достаточны для самостоятельного покорения ею виртуального пространства. С другой стороны, немцы опасаются остаться в стороне от создания европейского интернет-агентства. "Делать ставку на что-то одно - политика недальновидная. Нельзя недооценивать потенциал электронного бизнеса", - заявил на днях в интервью журналу Spiegel финансовый директор авиакомпании Карл-Людвиг Клей. Ведь создание общего сервера не только повысит популярность электронного способа покупки билетов, но и позволит существенным образом сократить наибольшую статью издержек авиаперевозчиков - комиссионных, выплачиваемых ими турагентствам, обычным и виртуальным.

Таким образом, само присутствие в Глобальной сети становится сегодня фактором выживания компаний на рынке туруслуг. А круглосуточный виртуальный бизнес все больше угрожает традиционным туристическим агентствам - хотя бы потому, что последние, как правило, не обслуживают клиентов по вечерам и выходным. Более того, некоторые европейские турбюро стали предоставлять своим клиентам только платные консультации. Это стало результатом недавнего сокращения авиа- и железнодорожными компаниями размера выплачиваемых агентствам комиссионных за продажу их билетов. На этом фоне не удивляют прогнозы экспертов, что в течение ближайших лет в Европе может закрыться около трети ныне действующих турбюро. И все же полное исчезновение им пока не грозит. Долгое время часть этих агентств сможет функционировать вполне эффективно, занимаясь клиентурой с устоявшимися "старомодными" привычками. Остальным рано или поздно все же придется искать свою нишу в Глобальной сети, которая открывает для этого поистине фантастические возможности.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мы выбираем, нас выбирают
Контекст
Отпуск-2000: мы выбираем - нас выбирают
Инна Константинова
Интернет вытесняет турагентства
Елена Щербинина
Сегодня важно говорить о России хорошо
Мы решили стать первыми в открытии новых направлений
Среда
Рынок PR силен не структурами, а людьми
Страсть к самоанализу
Александр Моисеев
"Неочевидный" менеджмент решает все
Борис Новинский
Практика
"Зенит" атакует "Спартак"
Дина Вишня, Юлия Полякова
Как "закалить сталь"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Мнение
Предвыборы после выборов
Анатолий Воропаев
Интернет
Кибертеррор - пугало или реальность?
Сергей Петухов
Гуманитарные фабрики
Ток-шоу на грани пропаганды
Юрий Богомолов
Теледебаты - театр и барометр политической жизни
Андрей Непесов
"Милая Мила" на каждый день
Юлия Попова
Академия
Гуманитарные технологии для гуманитарных людей
Владимир Данилов
Курьер
"Новоком" держит удар
Новости
ЦИРКОН занялся бизнесом
Экспансия ICO
Смена президента: можно ли ожидать подъема РАСО?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.