Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Россия держит марку / Среда

"Со-общение" on-line


Версия для печати
Послать по почте

Теперь наш журнал и в Сети - www.soob.ru
Появившийся в начале апреля web-сайт "Со-общения" оказался весьма посещаемым. Это побудило нас провести более активную кампанию в Сети. 13 апреля в Центральном Доме журналистов редакция журнала провела интернет-конференцию. Организуя ее, мы стремились не только рассказать о себе, узнать, как воспринимается наше позиционирование в интернет-среде, но и выявить отношение к самой тематике, которую освещает журнал. Конференция показала большой интерес посетителей Сети к проблемам PR и гуманитарных технологий. Вместе с тем она продемонстрировала и весьма противоречивое, зачастую предвзятое отношение к их носителям.


Выступающие:

Марина Щедровицкая - главный редактор журнала "Со-общение";

Ефим Островский - гуманитарный технолог, руководитель группы "ГОСТ", один из учредителей журнала;

Ласло Грушицки - руководитель проектов PR-агентства "Михайлов и Партнеры".

Контекст

Ефим Островский: Постиндустриальная эпоха в первую очередь характеризуется возрастающим значением процесса обращения и производства знаний. Мы полагаем, что в ближайшее десятилетие гуманитарное знание начнет выходить на авансцену истории, отобрав пальму первенства у знания естественнонаучного. Исходя из этого мы позиционируем наше издание как технологический журнал для гуманитариев. В данный момент он уделяет наибольшее внимание технологиям "развития общественных связей" (РОС - этот термин представляется наиболее точным из всех определений отечественного рынка, который подобен рынку PR в англоязычных странах, кстати, и в англоязычном мире совершается переход от термина "PR" к термину "Public Relations Development" - PRD).

В целом же издание посвящено проблемам всей гуманитарно-технологической индустрии. Среди читателей мы хотели бы видеть не только практиков в области РОС и политтехнологий, но и вообще новое поколение транспрофессионалов, формирующееся сегодня в стране. Надеемся, они смогут получать в журнале такую же подпитку собственному развитию, какую находили молодые люди шестидесятых-семидесятых годов в журналах "Знание - сила", "Техника молодежи", "Химия и жизнь". И если упомянутые издания продвигали естественнонаучные разработки и производственные технологии, то наш проект продвигает технологии гуманитарные.

Марина Щедровицкая: Я тоже хотела бы подчеркнуть, что наш журнал не "про PR", он не ставит себе задачу пропаганды названной профессии. Эту миссию в свое время выполнил уже достаточно давно существующий журнал "Советник". Мы же стараемся освещать развитие новых информационных и коммуникативных технологий, которые возникают на основе гуманитарного знания - психологии, социологии, философии и других гуманитарных наук. Это концептуальная установка нашего журнала.

Лилия, Екатеринбург, stud112@usu.ru: Как и всякий политический журнал, вы критикуете действия политиков, которые кажутся вам неразумными. Как они на это реагируют?

М. Щ.: Во-первых, наш журнал едва ли правильно называть политическим, и, честно говоря, я не знаю, доходит ли наша информация до представителей власти. Во-вторых, нас интересуют не столько персоналии, сколько тенденции развития политической культуры в целом - процессы, механизмы, технологии.

Среда

Piero, Any, piero@any.com: Обычно у нас говорят только о российских PR-агентствах. А разве западные компании не играют на нашем рынке, или, может быть, отечественные специалисты заключили соглашение не пускать туда иностранцев?

М. Щ.: Сегодня некоторые российские агентства входят в мировые PR-сети. PR - вообще интернациональная сфера деятельности. Безусловно, на нашем рынке присутствуют иностранные PR-фирмы, более того, в российских PR-агентствах работают зарубежные специалисты. И, конечно, соглашения не пускать иностранцев на рынок нет, да и вообще это довольно сложно представить себе технологически.

Заркашин Александр, Москва, zar@game.ru: PR и политика в глазах людей связаны "грязными технологиями". Что, на ваш взгляд, следует сделать, чтобы "отмыть" эти профессии?

Е. О.: Я думаю, что прежде всего надо перестать муссировать эту тему. Разговоры о "грязных технологиях" - это проявление антирекламной, дискредитационной кампании по отношению к отрасли. Этот сюжет возник, когда один из участников рынка начал вести собственную рекламную кампанию в "неэкологичном" стиле. Его стратегия состояла в том, чтобы сначала назвать себя с третьей руки адептом "грязных технологий", а потом активно объяснять, что это не так. В результате он сильно продвинул себя, но нанес урон не только политическим, но и гуманитарным технологиям в целом.

М. Щ.: Раскручивание этой темы во многом связано с тем, что наша политическая элита допустила слишком много ошибок и оказалась не готова к публичному обсуждению своих действий. Поэтому, с моей точки зрения, это одна из защитных реакций власти, которая, собственно говоря, и навязала термин "грязные технологии", пытаясь поставить пиарщиков на место.

Арсений, Нижний Тагил, arsen@comstar.tagil.ru: Как вы относитесь к "грязным" политтехнологам, в частности к Глебу Павловскому?

Е. О.: Оказывается, у нас главный "грязный" политтехнолог - это Глеб Павловский. Почему? Потому что так сказали по телевизору? В тысяча девятьсот девяносто седьмом году была развернута кампания против Сергея Кургиняна, теперь примерно то же самое наблюдается в отношении Глеба Павловского. Идти на поводу у инициаторов информационных войн - не лучший способ разобраться в событиях окружающей реальности.

Илья Васин, Москва, ilia@mail.ru: Каково ваше отношение к платным публикациям, работе со "своими" журналистами, которую практикуют почти все крупные компании?

Е. О.: Я уже не раз говорил, что журналисты превращаются в гаишников. Как вы относитесь к "негодяям", платящим взятки гаишникам? Достойны ли они порицания? Но есть и другая сторона вопроса: российские журналисты имеют крайне низкие доходы, несоизмеримые с качеством их труда. Если эта проблема не будет решена, то очень скоро мы вынуждены будем признать, что незаказных публикаций просто не существует, а журналисты станут, так сказать, "исполнителями рекламы". Полагаю, СМИ должны существенно поднимать свою цену, чтобы адекватно оплачивать труд своих сотрудников. То есть откровенно заявить: хотите получать не "джинсовую" информацию, будьте готовы покупать газеты за более серьезные суммы.

Практика

Иван Угольников, Москва, iv@none.ru: Как вы считаете, в чем причина неуспеха "Яблока" в ходе последних выборов: в их независимой позиции или плохой PR-работе?

Е. О.: Начнем с того, что я не вижу какой-либо независимой позиции у "Яблока". Когда говорят о независимости, хочется спросить: от чего? От здравого смысла? А их предвыборную кампанию можно оценивать двояко: с точки зрения PR она очень хорошая, а вот с точки зрения РОС довольно бестолковая. Судя по всему, авторы кампании просто скопировали западные матрицы, при этом слабо представляя себе особенности социального заказчика - российского избирателя. Наконец, сам Явлинский оказался не готов к содержательному контакту с аудиторией.

Вадим Семенов, Москва, vadim@inbox.ru: Вопрос Ефиму Островскому: СПС прекрасно провел предвыборную кампанию в Думу. Как вы прокомментируете его сегодняшнюю невнятную позицию?

Е. О.: Едва ли правильно ставить вопросы, изначально содержащие некую презумпцию. Слово "невнятная" оценочное и нисколько не помогает разобраться в сути вопроса. Внутри СПС, как и в стране в целом, есть насущная проблема культурного конфликта между старым и новым поколениями политиков. СПС как наиболее рефлексивная и, следовательно, прогрессивная организация ищет пути его разрешения. Нынешняя позиция партии скорее сложная и не выражается в короткой фразе. Я думаю, что в ближайшее время СПС сделает целый ряд шагов, которые прояснят этот вопрос.

Piero, Any, piero@any.com: Каков полный годовой оборот PR-индустрии в мире и в России?

М. Щ.: Полагаю, этим вопросом давно задается налоговая полиция.

Е. О.: Приведу пример, который, возможно, прольет свет на порядок цифр в данной области. Наверное, многим известно, что в фильмах о Джеймсе Бонде продан практически каждый кадр, в котором встречается тот или иной потребительский товар. В этом случае можно говорить, что бюджет съемки очередной серии об агенте 007 - это и есть сумма гуманитарно-технологического контракта.

Интернет

Елена, Москва, helen@mail.ru: Что вы думаете о роли Интернета в развитии PR-технологий, какие процессы происходят там сейчас?

Ласло Грушицки: Буквально в последние два-три месяца семьдесят-восемьдесят процентов основных PR-компаний в Москве начали активно вливаться в Интернет, использовать его в качестве одного из инструментов своей работы. Для большинства из них это сейчас непаханая целина, но думаю, что в течение ближайшего года определятся лидеры в этой сфере.

М. Щ.: В одном из материалов журнала (N3-4/2000) говорится об изменении методов ведения PR-кампаний в Интернете. Если поначалу Интернет использовался для слива компромата, то сейчас этого практически не наблюдается. Дело в том, что два года назад Сеть могла рассматриваться как безадресное информационное поле, сегодня же издатели и авторы основных сетевых ресурсов прекрасно известны. В этих условиях распространителю компромата значительно труднее сохранить анонимность: он рискует "засветить" свой сайт или другой ресурс, взявшийся разместить данную информацию.

Е. О.: Важен вопрос: являются ли интернет-ресурсы средствами массовой информации или, условно говоря, досками объявлений всеобщего доступа. Допустим, в день выборов я прилепил магнитиком на холодильник записку своей жене: "Милая, не забудь проголосовать за Иванова". Означает ли это, что Центризбирком вправе оштрафовать данного кандидата за агитацию в его пользу? Так вот сайт - это и есть тот самый холодильник, на который самые разные люди прикрепляют свои записки.

И еще несколько важных с точки зрения РОС характеристик Интернета. Он не связан жестким форматом и позволяет политикам делать развернутые сообщения, что невозможно в традиционных СМИ. Далее: с помощью интернет-технологий можно решать не только политические проблемы, но и маркетинговые, рекламные. Так, большой потенциал связан с развитием интерактивного телевидения. Анализируя программы, которые выбирают потребители, провайдеры могут отслеживать сферы интересов каждого из них, а затем направлять адресную рекламу. Наконец, Интернет позволяет создавать средства массовой коммуникации с принципиально меньшими затратами (в сравнении с печатными и электронными СМИ).

Академия

Nik, Moscow, nikki@mail.ru: В чем принципиальное отличие PR в политике и в сфере бизнеса?

Е. О.: В обоих случаях это работа по продвижению того или иного предложения в сознании максимального числа людей. И не столь важно, идет ли речь о предложении в сфере промышленных товаров или в сфере управленческих решений и программных систем, производством которых занимается политик. Ну а отличия связаны в основном с ограничениями, которые законодательно вводятся на политические коммуникации, но не затрагивают коммуникации коммерческие.

Сергей, Санкт-Петербург, serge@us.ru: Существует ли разница между терминами "политтехнологии" и "PR-технологии"?

Е. О.: Я уже говорил, что предпочитаю пользоваться понятием "гуманитарные технологии" - это, если хотите, кристалл, разными гранями которого представляются РОС и политические технологии. Было бы неверно различать эти области деятельности как две совершенно различные дисциплины - они постоянно пересекаются: РОС используется внутри политтехнологий, то есть является одной из них. Первый приходящий на ум пример - водка "Жириновский". Или, например, существует провокационная гипотеза, согласно которой все хиппи-движение шестидесятых годов было инициировано компанией Levi's для продвижения моды на джинсы во всем мире. Я готов как к опровержению, так и к подтверждению этой гипотезы. Миф не содержит всей правды, но указывает на истину.

Магистр

Nick, Moscow n1418@yahoo.com: В вашем журнале много материалов по теме PR. Выборы закончились. Насколько перспективна эта тема?

М. Щ.: PR связан не только с выборами. В настоящее время происходит расширение этого бизнеса в коммерческих и государственных структурах. Поэтому данная тематика будет оставаться актуальной.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Россия держит марку
Контекст
Россия держит марку
Михаил Черныш
Россию брэндом не пронять
Александр Шумилин
Создать брэнд - это просто
Среда
Заговор гуманитариев
Консалтинг для консультантов
Александр Моисеев
Бизнес-клуб для солидных пиарщиков
"Со-общение" on-line
Практика
Маккейн, Моника и курс акций
Искандер Хисамов
О, спорт, ты...гигантский бизнес
Сергей Трофименко
Мнение
Public relations - профессия или образ жизни?
Интернет
Карабахские web-баталии
Сергей Петухов
"Один флакон" информационных удовольствий
Модест Колеров
Гуманитарные фабрики
Смертная казнь и кофточки от Benetton
Андрей Непесов
"Цирюльник", которого мы обрели
Анастасия Корт
Академия
НЛП: три волшебных буквы
Анастасия Дедюхина, Анастасия Алексеева
Магистр
Много теории и мало практики
Анна Федорова
Новости
"PRофессионал" для профессионалов
Ставка на коммерческий PR
Реванш Владимира Руги
За репутацию взялись "Ведомости"


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.