Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/5/s/24


Бизнес-клуб для солидных пиарщиков

Так именуют себя члены Ассоциации компаний консультантов в сфере общественных связей
В последнее время все чаще звучит критика в адрес профессиональных ассоциаций российской PR-индустрии. Их упрекают в том, что, взяв на себя большие задачи, они, мол, не решают практически ни одной из них - ни в коммерческом, ни в образовательном аспектах, ни в вопросах защиты интересов своих членов: обещая все блага, они не обеспечивают реальной защиты интересов своих участников. Некоторые специалисты прямо заявляют, что PR-ассоциации якобы не нужны рынку. Подобные сентенции можно слышать как от тех пиарщиков, которые принципиально дистанцируются от участия в подобных структурах, так и от самих членов ассоциаций. Не избежала упреков и Ассоциация компаний консультантов в сфере общественных связей (АКОС), отметившая на днях первую годовщину своего существования. С председателем АКОС Вероникой Моисеевой беседует корреспондент журнала "Со-общение" Владимир Данилов.

Найти зарубежного партнера

- Некоторые представители ассоциации заявляют, что пока не заметили практической пользы от членства в ней. Каковы же реальные итоги прошедшего года?

- Первый и самый важный итог - вступление АКОС в ICO (Международный комитет национальных ассоциаций PR-агентств). На совете директоров ICO, состоявшемся в сентябре прошлого года в Швейцарии, ассоциации Канады, Венгрии, Мексики и Украины остались в роли наблюдателей, а нас приняли. И это на фоне скандала вокруг Bank of New York и начала второй чеченской войны. Не скрою, это стоило больших усилий, и, может быть, даже иным политикам следовало бы поучиться мастерству дипломатического маневра у АКОС. Ведь ICO - это элитарный клуб, типа Парижского в финансовой сфере. Теперь Россия на виду: крупнейшие операторы отечественного PR-рынка интегрировались в международное PR-сообщество.

Что же касается недовольства отдельных представителей ассоциации, то трудно сказать, чем оно вызвано. Ведь первые результаты ее деятельности нельзя не заметить. Агентства, входящие в АКОС, присутствуют во всех базах данных ICO, к ним напрямую обращаются члены комитета из всех стран мира, у них есть прекрасные возможности по подбору партнеров - как для стратегического сотрудничества, так и для исполнения конкретных проектов. Именно с подачи АКОС консалтинговая группа "Треугольник" стала аффилированным членом транснациональной PR-сети Porter-Novelli International - их знакомство произошло как раз на упомянутом саммите в Швейцарии. Некоторые агентства нашли зарубежных партнеров для реализации своих проектов. Например, агентство "Эмиссар" вступило в партнерские отношения с французской PR-фирмой.

Кроме того, ассоциация дает возможность насытить персонал агентств-членов опытом западного менеджмента в области PR, что особенно важно при работе с западным клиентом. Можно проконсультироваться, как правильно составлять смету для американского заказчика, как выставлять почасовую оплату через систему time-sheet. Такую документацию мы предоставляем агентствам - членам АКОС.

Слухи о "смерти" РАСО преувеличены

- Создается впечатление, что главным в деятельности ассоциации все же является международный аспект. А каков эффект ее работы на российском рынке?

- В первую очередь агентства установили друг с другом более продуктивные связи, что сводит к минимуму негативные последствия конкурентной борьбы между ними. В частности, позволяют устранять конфликтные ситуации, связанные с переходом специалистов из одного агентства в другое. Можно сказать, что теперь представители агентств наконец-то узнали друг друга в лицо. До создания АКОС они практически никогда не обсуждали корпоративные проблемы в широком кругу. В рамках Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) агентский сектор представлен недостаточно широко и не сильно влияет на ее политику. Между тем АКОС насчитывает восемнадцать компаний, часть из которых не входит в РАСО.

- Вопрос о взаимодействии агентской ассоциации с РАСО возник у многих наблюдателей еще на начальном этапе деятельности вашей ассоциации. Сегодня, однако, можно слышать разговоры о том, что РАСО "отжила свой век". Вы тем не менее сотрудничаете с этой организацией?

- Критика в адрес РАСО вызвана, полагаю, не всегда квалифицированной работой ее исполнительного аппарата. Однако с тезисом об "отмирании" РАСО согласиться не могу: на мой взгляд, она выполняет свое предназначение как национальная организация, разрабатывая теоретические основы профессии. Что касается сотрудничества с РАСО, то в настоящий момент программа совместных мероприятий находится на стадии согласования.

PR-сообщество не готово к сертификации

- Сейчас во всем мире начался процесс сертификации, который проводят CERP (Европейская конфедерация по связям с общественностью), IPRA (Международная ассоциация по связям с общественностью) и ICO. В России же сертификацию рекламных и пиаровских агентств готовятся провести государственные органы. Будет ли АКОС участвовать в этом процессе?

Условия членства в АКОС

Вступить в ассоциацию может любая компания, основным видом деятельности которой является предоставление PR-услуг и которая соответствует следующим критериям:
- штат компании составляет не менее восьми человек;
- компания успешно работает на рынке PR-услуг не менее двух лет;
- компания - член ассоциации берет на себя обязательство соблюдать Римскую Хартию и "Кодекс профессиональной практики" АКОС;
- на момент вступления в ассоциацию компания официально консультирует не менее трех крупных корпораций, две из которых обязательно с мировым именем, и не имеет негативных отзывов со стороны клиентов;
- компания должна получить не менее двух рекомендаций от действительных членов ассоциации.

- Да, безусловно. Я не знаю другой структуры, которая могла бы с точки зрения бизнеса предложить адекватные критерии для оценки PR-агентств. Инициатива должна идти от профессиональных организаций, а у нас она (хоть пока и не официально) идет сверху. И тут необходимо не отдать этот процесс полностью в руки чиновников, чтобы соблюсти интересы профессионалов. Вполне возможно, что в этом деле мы будем участвовать вместе с РАСО. В целом же, на мой взгляд, сообщество не готово к сертификации. Сегодня эта идея вызвана не насущными потребностями отрасли, а совсем иными интересами: отдельные структуры стремятся монополизировать рынок, привлечь к себе больше клиентов.

На нынешнем этапе свою основную задачу мы видим в продвижении PR-услуг, а для этого необходимо отделить зерна от плевел. Поэтому планируем массированную информационную кампанию по схеме "PR для PR".

- А не кажется ли вам, что это может вызвать некий обратный эффект? Даже прошедшая в феврале выставка "Консалтинг, PR, выборные технологии-2000" показала не столько большой интерес к профессии, сколько усталость общества от постоянных разговоров на тему PR.

- Выставка, как вы помните, была посвящена политтехнологиям.

- Да, но люди, далекие от нашего сообщества, как правило, не отделяют услуги по бизнес-PR от лоббирования и работы в избирательных кампаниях. Для них вся сфера PR связана с политикой.

- В самом деле, это серьезная проблема. Поэтому мы хотим в данной кампании в первую очередь провести такой водораздел, разъяснить, что такое бизнес-PR, каковы его задачи, причем сделать это интересно и ненавязчиво. Выставку на эту тему мы проводить не собираемся. Будем задействовать СМИ, а также организуем несколько специальных событий.

"Самородки" - не для нас

- На одной из пресс-конференций АКОС руководители некоторых агентств сетовали на низкий уровень подготовки кадров в этой сфере. Проводит ли сейчас ассоциация какие-либо образовательные проекты?

Членами АКОС являются:
1. Коммуникационная группа АМК
2. Агентство массовых коммуникаций
3. Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт"
4. "Имиджленд PR", аффилированный член Edelman PR Worldwide
5. Market Communications
6. "Маслов, Сокур и Партнеры", аффилированный член Ketchum PR
7. Международный пресс-клуб
8. "Михайлов и Партнеры"
9. "Никколо М"
10. Non Profit PR
11. PR Bureau, аффилированный член сети Shandvick PR
12. PR PASSAT
13. Publicity PR
14. "Реноме-Престиж"
15. "Тайный советник"
16. Консалтинговая группа "Треугольник", аффилированный член сети Porter Novelli International
17. "Эмиссар"
18. VANGUARD Communications

- Мы готовим двухнедельные курсы для обучения среднего персонала агентств. Они направлены на отработку всей технологической цепочки в работе с клиентом. В данный момент мы собираем мнения участников АКОС относительно таких предполагаемых тем курсов, как "Корпоративные коммуникации" и "Кризисный PR". Остановимся на той, которая вызовет больший интерес. Было решено выпустить пособие для специалистов по PR, провести несколько обучающих интернет-конференций для представителей компаний - членов АКОС при участии ведущих международных PR-экспертов. Кроме того, каждое агентство имеет открытый доступ в школу ICO и может послать туда своего сотрудника.

- Но это касается скорее повышения квалификации профессионалов. А планируется ли какое-либо участие ассоциации в системе высшего образования в области PR?

- Решение образовательных проблем и вообще область чистой науки - сфера деятельности РАСО, так как эти вопросы не имеют прямого отношения к бизнесу. Мы именно тем и отличаемся от РАСО, что наша ассоциация имеет в первую очередь прикладное значение. Поэтому предлагаем локальное обучение, семинары, курсы для того, в частности, чтобы новый сотрудник сразу мог включиться в систему работы агентства. Лозунг АКОС: "Все для бизнеса, для конкретного решения конкретной задачи". Наша ассоциация - своего рода бизнес-клуб для наиболее крупных, солидных операторов PR-рынка.

- Ожидается ли прием новых членов?

- В ближайшем будущем мы не хотели бы расширять московский сектор: здесь у нас пока достаточно агентств. Сейчас планируем сделать ассоциацию доступной для агентств из других крупных городов страны.

- Но профессиональные PR-фирмы есть и в небольших городах.

- Мы исходим из степени развития бизнеса в том или ином регионе и используем стандартную схему продвижения брэндов на рынке: сначала берется Москва, затем крупные региональные центры. Мы не ставим себе цель собирать "самородков". Конечно, на местах есть оригинальные пиаровские школы, и, вероятно, на этой почве можно было бы начать зарождать русскую школу PR. Но это опять-таки задача скорее для РАСО.

Общение высокого уровня

- Каковы ближайшие планы АКОС?

Категории членов АКОС
Действительные члены - компании-консультанты в сфере PR, зарегистрированные в России и занимающиеся практикой не менее трех лет.
Члены-корреспонденты - компании-консультанты в сфере PR, которые соответствуют всем критериям, но занимаются практикой менее трех лет.
Зарубежные члены-корреспонденты - компании-консультанты в сфере PR, зарегистрированные за пределами России.
Аффилированные организации - компании, занимающиеся смежными видами деятельности и предоставляющие услуги, вспомогательные для PR.

- Начнем с международных мероприятий. В апреле и сентябре будем участвовать в заседаниях совета директоров ICO (в Стамбуле и на острове Капри); в мае поедем на конференцию Американской академии PR-консультантов в Аризоне, где запланированы доклады руководителей Hill & Knowlton, Ketchum и других крупнейших мировых PR-сетей. В июле-августе примем участие в программе повышения квалификации PR-специалистов в Лондонском университете при поддержке IPRA.

В России мы собираемся организовать несколько пресс-конференций по итогам международных форумов. На конец лета - начало осени назначено проведение презентации АКОС в Госдуме, Совете федерации и ряде других государственных и общественных организаций.

На сентябрь-октябрь запланированы перевыборы на руководящие должности в АКОС. С самого начала мы договорились, что это будет живая, динамичная организация, в которой не должно быть председателей на несколько лет. Каждый из руководителей агентств - членов АКОС должен иметь возможность представлять интересы России за рубежом, расширять свои контакты. Пока я не могу сказать, кто будет баллотироваться на этот пост, но желающих много. Это и понятно: каждые полгода ездить на совет директоров ICO, иметь возможность профессионального общения на международном уровне - весьма престижно. Такое представительство существенно повышает статус агентства как за рубежом, так и на отечественном рынке. Сама я присутствовала уже на трех встречах комитета на высшем уровне - в Греции, Франции и Швейцарии. Теперь надо дать такую возможность другим.

Дата публикации: 14:48 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.