Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/5/practice/20


Маккейн, Моника и курс акций

Эти факторы станут решающими в кампании по выборам президента США

В кампании по выборам президента США наступило незапланированное затишье. Это связано с тем, что первичные выборы, на которых демократы и республиканцы определяют своего единственного кандидата, были во многих штатах передвинуты с июня на март. И потому, завершив прежде обычного баталии с товарищами по партии, демократ Альберт Гор и республиканец Джордж Буш-младший спокойно готовятся к генеральному сражению за голоса избирателей, которое состоится в начале ноября.

Между тем и в период затишья происходят существенные сдвиги. По данным последнего общенационального опроса общественного мнения, проведенного совместно газетой USA Today, телекомпанией CNN и социологической службой Gallup, если бы президентские выборы состоялись сегодня, то за губернатора штата Техас Джорджа Буша-младшего отдали бы свои голоса 50% избирателей, а за вице-президента Альберта Гора - 41%. Всего неделю назад они пользовались почти равной поддержкой американцев.

Эксперты отмечают, что одной из основных причин потери популярности действующим вице-президентом в последние дни стала его позиция в отношении затянувшегося спора вокруг судьбы кубинского мальчика Элиана Гонсалеса, насильно удерживаемого дальними родственниками в Майами. Недавно Гор объявил, что выступает за предоставление шестилетнему ребенку постоянного вида на жительство в США. Это заявление резко отличается от позиции администрации Клинтона, которая настаивает на необходимости возвращения мальчика на Кубу. Многие считают этот шаг Гора политически рассчитанным желанием заручиться поддержкой избирателей Флориды - четвертого по величине штата Америки. В связи с этим вице-президент подвергся жесткой критике, особенно со стороны американок. Примечательно, что, согласно всем предыдущим опросам, Гор неизменно лидировал по популярности среди женского населения США. Неделю назад он опережал Буша на 8%. Последнее исследование общественного мнения показало, что Гор полностью потерял это преимущество. Эта коллизия целиком на совести политических консультантов из команды Гора, которые не сумели рассчитать реакцию избирателей.

Позиции же Джорджа Буша-младшего неожиданно укрепило заявление Джона Маккейна: недавний конкурент техасского губернатора от его же Республиканской партии готов поддержать его на президентских выборах. Вообще "фактор Маккейна" может стать решающим в нынешней кампании. Разочарование американцев в политической системе господства двух политических партий, "пользующихся одной кормушкой", усилило чуть ли не у половины электората весьма циничные настроения, следствием которых может стать их воздержание от голосования (абсентеизм).

Огромный успех на первых порах предвыборной кампании Маккейна, бросившего вызов истеблишменту своей программой реформы финансирования политического процесса, объяснялся в основном поддержкой его кандидатуры независимыми избирателями, то есть не принадлежащими ни к одной из партий власти. Поскольку во многих штатах число независимых достигает чуть ли не половины потенциального электората, поддержка Маккейном Буша, вполне вероятно, склонит чашу весов в пользу республиканского кандидата. Однако условием принятия такого решения, как предполагается, должно стать согласие Буша в случае избрания на пост президента провести реформу финансирования политического процесса, коррумпированного денежными вливаниями со стороны монополий и профсоюзов.

Как бы там ни было, американские наблюдатели предсказывают острую борьбу двух кандидатов вплоть до самого финиша. Помимо "фактора Маккейна" огромное значение будет играть состояние американской экономики. Если начавшиеся на финансовых рынках потрясения продолжатся, это резко повысит шансы Буша как оппонента нынешнему хозяину Белого дома. Республиканцы также, по мнению старейшего обозревателя The New York Times Драмонда Айреса, попытаются с новой силой раскрутить скандал вокруг Моники Левински, поскольку дискредитация Билла Клинтона снижает шансы и его ближайшего соратника Гора.

О функциях и задачах команд, работающих на кандидатов в президенты, корреспондент "Со-общения" беседовал с известным политическим консультантом Дэвидом Таунсендом, который ведет кампании демократов в крупнейшем американском штате Калифорния.

Не надо никаких программ

- От русских пиарщиков доводилось слышать, что политическая кампания, особенно персональная, - это почти искусство...

- В Америке вам так не скажут. Мы стараемся вообще не полагаться на интуицию, мы не пытаемся ничего угадать. Перед началом любой кампании мы проводим много исследований и опросов, составляем и рассылаем огромное количество анкет, изучаем избирателя и его отношение к самым различным проблемам, составляем модели аудитории. И только после этого начинаем вырабатывать позицию и образ кандидата, чтобы они соответствовали тому, чего хочет избиратель. Да и в ходе кампании мы почти ежедневно проводим опросы, чтобы узнать, насколько эффективно действует наша политическая реклама.

- То есть вы - в соавторстве с избирателем - выступаете как драматург и режиссер, а политик просто играет самого себя в вашей пьесе?

- Ну не так грубо, конечно. Кандидат не должен утратить своей личности, а только следовать желаниям большинства. Здесь могут быть компромиссы. Например, если кандидат считает, что аборты должны быть запрещены, а шестьдесят пять процентов избирателей полагают, что это право женщины, то он может говорить, что он лично против, но уважает свободу женщины и право решать, как поступить с собственным телом.

- Российская пресса очень серчает на политиков, которые не предлагают каких-либо обширных программных документов. Вот и избранного уже президента Владимира Путина за это критиковали. А как у вас с этим обстоят дела? Кем и как пишется политическая программа кандидата, как формулируются его взгляды на экономику, социальные проблемы и так далее?

- Да никак не пишется. Избирателю программа не нужна, он все равно в ней ничего не поймет. У кандидата - и это непреложное правило - должны быть только три основные идеи, послания. Например, мы выяснили, что избирателей более всего волнуют проблемы образования, преступности и чистоты воды. Большего нам не надо. Мы просто помогаем кандидату сформулировать его позиции по этим вопросам. И на протяжении всей кампании он будет говорить только об этом. Даже если его спросят о чем-нибудь другом, он должен быстро свернуть на какой-либо из этих трех вопросов и на нем подробно остановиться. Причем он должен придать личностный аспект этой проблеме. Например, рассказать, что его ребенок учится в обычной школе и сталкивается с теми же самыми проблемами. Или рассказать, что его, как и тысяч американцев, тоже однажды ограбили. В общем, что-то в этом роде.

- То есть ему задают вопрос по транспорту, а он отвечает про образование. Его могут счесть идиотом...

- Нет, конечно, он коротко должен ответить по существу, а уж потом без паузы перейти к образованию. Этот треугольник, кстати, используется только на массовых мероприятиях - телешоу, например. В подробных беседах с корреспондентами кандидат не может быть прямолинейным. Тем не менее три эти тезиса он должен долбить всегда и везде. Претенденту необходимо создать свой имидж большого специалиста по этим трем вопросам и страстного борца за решение именно этих проблем.

Три идейных угла

- Кстати, вы можете начертить треугольники Гора и Буша?

- Легко. Джордж Буш: во-первых, предлагает сократить налоги; во-вторых, обещает очистить Белый дом от грязи, налипшей на него во время правления Клинтона-Гора, обвиняя обоих в финансовой нечистоплотности; в-третьих, эксплуатирует укорененное в народе презрение к столице - Вашингтону и заявляет, что все там коррупционеры и бездельники, а вот он, провинциал с чистыми руками, заведет новые порядки.

Идеологическая триада Альберта Гора базируется, во-первых, на том убедительном факте, что экономика при демократах крепчает; во-вторых, американские солдаты нигде не воюют и ничто Америке не угрожает. И в-третьих, он обещает усилить помощь обездоленным и слабым. А еще он всюду напирает на неопытность Буша в федеральных делах, подчеркивая при этом свой богатый опыт.

- Кстати, в самые последние дни оба кандидата стали обогащать свои выступления новыми лозунгами. Буш все чаще говорит о необходимости реформы системы образования, а Гор педалирует тему охраны окружающей среды.

- Лозунги в ходе кампании могут меняться в зависимости от обстановки и настроения публики. Например, Буш еще в прошлом году что-то там говорил про "сострадательный консерватизм", но после того, как он очень несострадательно размахивал кулаками во время борьбы с Маккейном, это послание к избирателям его команда благоразумно решила более не употреблять. Вообще, на мой взгляд, сорок процентов их посланий - полное дерьмо (bullshit), но это дело обычное.

Не толстяк и не красавец

- Вы имеете в виду чисто популистские заявления?

- Вроде того. Избирателю хочется услышать определенную порцию бессмыслицы, он ее и получает. Это тоже просчитывается заранее. В целом же американская публика гораздо меньше интересуется вопросами управления страной, чем имиджем кандидатов. Люди, даже не отдавая себе отчета, голосуют за тех, кто похож на них. Женщины охотнее голосуют за женщин, мужчины - за мужчин, черные - за черных и так далее. Нам приходится заниматься и корректировкой облика кандидатов. В Америке не любят толстых политиков, даже сами толстяки не любят. Кандидату нежелательно быть и чрезмерно красивым - избиратель решит, что он глуп. Выступая в сельской местности, претендент должен быть и одет соответственно - в какие-нибудь джинсы, клетчатую рубаху...

- Да, даже денди Гор, когда приперло, снял свой неизменный галстук. Но неужели избиратель не видит фальши, неужели так легко покупается на такие дешевые штучки?

- Еще как покупается. А видит он не фальшь, а почтение к себе. Вот, мол, как этот "лощеный дядя из Вашингтона" хочет мне понравиться, даже джинсы надел.

- И вот эти кургузые дешевые костюмчики, которые были на кандидатах во время теледебатов, тоже задумка имиджмейкеров?

- Безусловно. Большинство американских мужчин ходит в таких костюмчиках, а надо понравиться именно большинству.

- А как реагируют на такие изменения имиджа их жены?

- Жены - это самый тяжелый вопрос и самая большая помеха в работе имиджмейкера. Ведь они сами считают себя имиджмейкерами своих мужей и спорят с нами ужасно. Вообще политконсультант должен очень плотно работать с семьей и окружением кандидата, говорить с ними, вырабатывать линию поведения близких, исключать внебрачные связи и так далее. Если наш подопечный любит выпить, мы ему приставляем шофера, чтобы его полиция пьяным за рулем не застукала. Ведь у нас в Америке подобный инцидент означает немедленный конец политической карьеры.

Политконсалтинг стоит миллионы

- И сколько вам за этот тяжкий труд платят? Вообще каков объем рынка политконсалтинга в США?

- На жизнь хватает. Я не буду говорить о персональных кампаниях, хотя я участвую и в борьбе Гора, и в кампаниях претендентов на места во властных структурах Калифорнии. Вот нейтральный пример. Моя фирма только что закончила кампанию по внесению одной из поправок в законодательство штата Калифорния. Если коротко, речь в ней идет о конфликте интересов страховых и юридических фирм. Мы выступали на стороне страховщиков и наголову разбили юристов. Вся кампания обошлась заказчику в сорок пять миллионов долларов. На рекламу поправки по телевидению истратили тридцать миллионов (один показ телерекламы на местных каналах стоит около ста тысяч долларов), на прямую рассылку - десять миллионов. Оставшиеся пять миллионов - наша зарплата. В моей фирме четверо ведущих консультантов (вместе со мной) и небольшой штат помощников. Работали мы несколько месяцев - правда, в этот же период мы вели и другие кампании. Опорные цифры тут такие: кандидаты в губернаторы тратят приблизительно двадцать пять миллионов долларов за кампанию, кандидаты в президенты в нашем штате приблизительно столько же - Буш несколько больше, остальные меньше.

Что касается рынка политконсалтинга, то я вижу картину только в пределах моего штата. В Калифорнии (население тридцать пять миллионов человек) за полгода истрачено на различные кампании около двухсот миллионов долларов. Примерно двадцать процентов этой суммы ушло непосредственно на оплаты услуг консультантов. Фирм и личностей, работающих на этом рынке, довольно много, но только десять-пятнадцать человек работают на кандидатов в президенты, губернаторы, сенаторы и по законодательным инициативам.

- А можете ли вы работать на представителей разных партий одновременно или на независимых кандидатов?

- Что касается независимых кандидатов, то при существующей в Америке политической системе им ничего не светит. Им нужна скорее не политическая, а медицинская консультация. На две партии работать тоже не стоит - тут должен включиться фактор доверия. Моя фирма, как я уже говорил, работает только с демократами.

- Как вы относитесь к компромату как инструменту предвыборной борьбы?

- Замечательно, если это компромат на конкурентов. Однако специальной слежкой и добычей порочащей информации у нас не занимаются. Это обоюдоострое оружие. С другой стороны, журналисты и без нас все про всех раскапывают.

- Кстати, о журналистах. В России есть понятие "черный PR" - это когда конкретным журналистам тайком платят деньги за создание "нужных" статей про тех или иных политиков. Как с эти делом у вас?

- В Америке, к сожалению, это невозможно. Наши журналисты слишком циничны. Их хлебом не корми - дай кого-нибудь разоблачить. И они очень подозрительны. Даже мои близкие приятели из числа журналистов никогда не идут на сотрудничество, потому что считают себя противоборствующей стороной по отношению к политикам.

Явочным порядком

- Существует ли в Америке проблема низкой явки на выборах?

- Еще как. В принципе, проблема явки - одна из важнейших в организации кампании. Например, мы знаем, что определенная часть электората заведомо не проголосует за нашего кандидата, но колеблется, голосовать ли за его конкурента. И мы пытаемся снизить у них интерес вообще к этим выборам. А иногда, наоборот, необходимо повысить явку. Это случается, например, когда очень сильный и уважаемый мэр или губернатор идет на новые выборы. Серьезных соперников у него нет, и люди утрачивают интерес к самим выборам. Мы стараемся подогреть этот интерес - иногда даже приходится имитировать острую борьбу. Были случаи, когда кандидат публиковал собственные заниженные рейтинги, чтобы избиратель забеспокоился и пришел его поддержать.

Явка обеспечивается и техническими методами. Например, в каждом районе мы выбираем семью и предлагаем ей заняться обеспечением явки соседей на избирательные участки. Можно посулить определенное вознаграждение, если они обеспечат более высокую, чем в других районах, явку на выборы. Наградой может быть, например, хорошее рабочее место для главы семьи или стипендия для ребенка в колледже. И всем семьям победившего района можно выдать подарки - например, по индейке ко Дню благодарения.

- Спасибо за беседу.

- Да я же еще самого интересного не рассказал - как я был в России. Так вот, в тысяча девятьсот девяностом году в составе команды из тридцати американских политконсультантов я прилетал в вашу страну и участвовал в обучении некоммунистических кандидатов ведению избирательных кампаний. Мы проводили семинары, были в Москве, Санкт-Петербурге, Перми. Так вот, обратно мы летели в самолете с одним очень известным американским телеведущим. Он спросил: что я делал в России? Я разъяснил. И он вот что сказал: последнее, что нужно для России - это то, чтобы такие люди, как вы, ее учили.

Сакраменто (Калифорния) - Москва (Россия)

Дата публикации: 14:48 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.