Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Купить летние брюки для девочек с доставкой.



soob.ru / Архив журналов / 2000 / Гуманитарные технологии и реальная политика / Среда

PR-сообщество и "остальной мир"


Александр Моисеев
обозреватель журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

22-25 февраля в Малом Манеже прошла выставка "Консалтинг PR, выборные технологии-2000". В отличие от первого мероприятия этого цикла, состоявшегося в марте прошлого года, нынешняя выставка не вызвала большого интереса со стороны потенциальных заказчиков. Более того, на фоне довольно вялого общения профессионалов наиболее ярким событием выставки оказалась PR-акция... министра по налогам и сборам.

Подобные выставки, как правило, организуются для привлечения клиентов. Год назад в том же в Малом Манеже подойти к стендам наиболее известных фирм было непросто: желающие познакомиться с их продуктом выстраивались в очереди. По словам участников экспозиции, тогда выставку посетила половина депутатского корпуса, а помощники парламентариев заключили немало контрактов с политконсультантами. Да и агентств представлено было намного больше, чем в этот раз. Все это вполне закономерно: первая выставка проходила за девять месяцев до выборов в Думу, и интерес со стороны заказчиков был велик. Словом, момент тогда был идеальный и для привлечения клиентов, и для достижения максимально широкого паблисити PR-сообщества.

Хорошие знакомые

В нынешнем же году в залах Манежа наблюдалась совсем иная картина: пустые залы, неторопливо общающиеся между собой коллеги и ...почти полное отсутствие клиентов. Впрочем, нельзя сказать, что политический бомонд совсем проигнорировал мероприятие: на выставке можно было встретить помощников депутатов и представителей избирательных штабов. Но называть их клиентами следует лишь в том случае, если они посещают выставку с расчетом подобрать консультантов для своих боссов. Большинство же пришло скорее пообщаться со старыми друзьями и знакомыми. А кандидаты в президенты уже успели решить, с кем работать на выборах. "Новогодний сюрприз" первого президента страны сломал планы организаторов - специалистов фирмы "Стенд Сервис", которые начали подготовку мероприятия еще осенью прошлого года и оказались не в состоянии перенести его на более ранние сроки.

Похоже, многие участники были заранее готовы к тому, что клиентов им данное мероприятие не добавит. "Мы просто не могли не участвовать в выставке, раз пообещали", - пояснил свою позицию президент КГ "Имидж-контакт" Алексей Ситников.

Многие предполагали, что задача выставки должна свестись к созданию благоприятного образа PR-сообщества, на которое после выборов в Госдуму в очередной раз посыпались серьезные упреки. Одна из центральных газет сформулировала эту идею по-своему: "Столичные пиарщики решили как следует 'засветиться' перед широкой публикой, чтобы хоть как-то спасти репутацию". Специалисты, однако, вряд ли сочтут такую формулировку правомерной.

Падение "занавеса"


"Впечатления положительные. Поскольку деятелньость нашего агентства не ограничивается сферой выборных технологий, мы как раз можем найти здесь клиентов. Полезно не зацикливаться на каком-то одном направлении, поэтому мы расширяем свои связи, пересматриваем стратегию, включаем дополнительные звенья в работу. Общение с посетителями дает нам возможность понять, в каком направлении следует развиваться дальше. Среди них оказалось немало представителей регионов, и контакты с ними помогут расширить географию нашей деятельности. Нынешняя выставка оказалась для нас еще полезнее, чем предыдущая год назад".

Екатерина Коляда ("Renome prestige")

Акция пиарщиков в марте прошлого года действительно была направлена на реабилитацию профессионалов в глазах общества, разъяснение широкой публике содержания PR-деятельности. Или, как говорилось тогда, участники мероприятия стремились показать избирателям, что пиарщики - "не монстры, а нормальные люди". К такой постановке вопроса пиарщиков принудила целая серия скандалов, связанных с завершившимися накануне выборами в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Редкая газета не писала тогда об использовании в их ходе "грязных технологий".

По большому счету, пиар тогда и впрямь впервые вышел из тени, став модной темой газетных публикаций. До этого об имиджмейкерах, пиарщиках и политконсультантах знал только узкий круг заинтересованных лиц. И выставка в Малом Манеже положила начало кампании по продвижению пиарщиков в общественном мнении. Далее события развивались по нарастающей: повышение рейтинга PR-агентств, создание Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС), "круглый стол" в ЦИК 4 июня, подписание Хартии политконсультантов и т. д. 1999 год вообще можно назвать "годом PR".

После прошлогоднего прорыва на центральные полосы газет у пиарщиков уже нет столь острой необходимости рассказывать о себе обществу. Недавно центр РОМИР провел специальное исследование на общероссийской выборке 1500 человек по "проклятому вопросу": "Что такое PR?" 54,8% затруднились ответить, 12,9% выбрали ответ "название фирмы", 12% - "связи с общественностью", 10,7% - "то же, что и пропаганда", 4,5% - "часть компьютера", 2,3% - "жаргон преступного мира", 1,1% - "то же, что и проституция", 1,6% - "прочее". Может показаться, что 12% знающих, что есть PR, - мало. Это не совсем так: социологи давно установили, что практически в любом обществе социально активные граждане составляют максимум 15%. Другие же такими вещами, как PR, особенно и не интересуются. "Остальному миру эта выставка не нужна", - подтверждает данный тезис Алексей Луговских, представитель фирмы ISM (Internet securities-imagine markets).

Поиск самоидентификации

Но в случае, если экспозиция оказалась полезной не внешнему окружению PR-сообщества, а лишь ему самому, возникает вопрос: стоило ли выкладывать немалые суммы за участие в выставке только для того, чтобы пообщаться с коллегами? Так, по словам управляющего партнера агентства "Маслов, Сокур и Партнеры" Михаила Маслова, ему довольно трудно было бы объяснить своим клиентам причину, по которой они должны оплачивать участие фирмы в такой акции. Речь идет не только о покупке площади в Малом Манеже: помимо этого агентству пришлось бы отрывать сотрудников от "горячих" проектов для работы на стенде или приглашать сторонних специалистов, опять-таки за большую плату.

И все же, несмотря на все изъяны подобных мероприятий, они несут в себе и позитивный смысл. Конечно, можно обвинять пиарщиков в излишней самодостаточности, оторванности от "остального мира". Такие упреки мы слышим. Однако важно понять следующее: представители профессии, становление которой еще не завершилось, остро нуждаются в самоидентификации, осмыслении содержания своей работы. К тому же выставка действительно отразила основные противоречия развития этого рынка. Одно из них связано с проблемой все тех же "грязных" избирательных технологий.

Высокотехнологичное "надувательство"

Легкий, и даже "воздушный", подход к этой теме продемонстрировали президент центра "Новоком" Алексей Кошмаров и соучредитель агентства "PR-центр" Владимир Руга. Они осуществили недорогую, но красивую акцию проводов "грязных технологий": в солнечное небо над Манежем запустили разноцветные воздушные шары с надписями "компромат", "ложь", "клевета", "подкуп" и др. Кто-то из наблюдавших тут же прокомментировал: "Шарики улетели, а технологии остались". Разумеется, он прав. Но правда и в том, что если бы человек не умел смеяться, он сошел бы с ума. Наверное, таким образом и следует подходить к проблемам, которые, увы, в данный момент не имеют решения.

Позже, когда у Владимира Руги спросили, что он хотел сказать этой акцией, он ответил, что, мол, создавал информационный повод для журналистов. В этом можно усмотреть утонченную иронию: ведь многие пиарщики говорят, что сам термин "грязные технологии" придумали журналисты. И затею с шарами можно трактовать как своеобразный ответ PR-сообщества тем самым журналистам: если вам не нравятся пресловутые "грязные технологии", то нет проблем: вот мы обрезали ниточки, и их уже нет.

Разговоры ни о чем

Но, отшутившись на свежем воздухе, пиарщики принялись обсуждать больную тему уже всерьез. Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров не считает "грязные технологии" эффективными. Хотя, казалось бы, прошлые выборы убедили страну в обратном. Так, Екатерина Егорова, председатель совета учредителей ЦПК "Никколо М", отметила, что в ходе думской избирательной кампании применялись технологии, разрушающие целостность человеческой личности, в том числе физиологическую. А кампания в целом базировалось на жизненно важных рефлексах населения - страхе, потребности в безопасности. Но, как и в своих предыдущих докладах и выступлениях, Егорова никак не соотнесла использование этих методов конкретно с деятельностью пиарщиков.

Способ борьбы за "чистые технологии" и улучшение репутации PR все-таки был предложен, правда, в кулуарах. По мнению одного из участников выставки, проблема могла бы быть решена, если бы политконсультанты на выборах работали в открытую, и общественность знала, кто кого ведет. В этом случае имидж кандидата стал бы и имиджем PR-агентства. Но пока по разным причинам к такому стилю работы не готовы ни политики, ни консультанты, так что на семинарах такого рода мы и дальше будем говорить о чем угодно, но не о главном, путая при этом понятия.

Мерило чистоты

Владимир Руга даже провел семинар на тему "'Грязные технологии': фантазии и реальность". "'Грязных технологий' нет - есть недостаток профессионализма, - сказал он. - Причина муссирования этой темы кроется в желании проигравших оправдаться за поражение: мол, мы не можем работать в таких условиях. Но в 'белых перчатках' в PR не работают. Любая PR-кампания неизбежно руководствуется не только соображениями общечеловеческой этики, но и определенной стратегией продвижения кандидата".

"Единственным мерилом 'чистоты', - считает Руга, - может быть Уголовный кодекс. А этика ведения бизнеса, понимание границ дозволенного находятся внутри каждого из нас". Для самого соучредителя "PR-центра" такая граница проходит на уровне здоровья кандидата и его близких, а также их интимной жизни. По его словам, в ходе знаменитых "банковских войн" его сторона не преступала этой черты.

В выступлении в целом был ряд противоречий. Сразу же возникает вопрос, почему Владимир Руга так подробно обсуждает тему, в которой не видит смысла. Кроме того, утверждая, что "'грязных технологий' нет", он тем не менее говорит, что "знает примеры их применения в ходе выборов в Госдуму". А их авторов и исполнителей не называет только потому, что "все мы - коллеги".

В конечном счете докладчик пришел к мысли, что скорее не существует "чистых технологий", чем "грязных". "Кодекс чести политтехнолога - это красивая мечта, - продолжает Руга. - Что такое кодекс чести обыкновенного человека? Многие ли люди вступаются, когда на их глазах обижают слабого? А чем политтехнологи лучше других?"

Преобладание "чистых технологий", по его словам, возможно не иначе как только в Атлантиде. Опять же тезис сомнительный. Российские технологи, поработавшие за рубежом, отмечают, что в США и других странах Запада "черный PR", использование административного ресурса на выборах, подкуп избирателей и подделка бюллетеней практически не встречаются.

Перестроиться, чтобы выжить

Участники дискуссии разошлись в оценке перспектив взаимоотношений политконсультантов и власти. Владимир Руга и в этом вопросе продемонстрировал противоречивую позицию. По его мнению, в России "грязные технологии" часто инспирируются властными структурами. Но чуть позже он заявил, что "масштабы использования 'грязных' методов будут сокращаться пропорционально усилению власти". Позвольте, если даже "слабая" власть имеет и активно использует рычаги давления на избирательный процесс, то каковы же возможности на этом поле власти "сильной"? Или речь идет о том, что применять "грязные технологии" смогут только властные структуры, а пиарщикам это будет заказано? По крайней мере, большинство пиарщиков считает, что использование властных ресурсов на выборах делает их работу попросту ненужной.

В этом плане особенно показательна ситуация с президентскими выборами, исход которых изначально был известен. "В случае плебисцитарного голосования у Путина будут развязаны руки, - предполагал генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин. - В результате можно ожидать уменьшения автономии разных элитных групп - парламентских, олигархических, а также региональных баронов. Россия, по сути, выбирает между демократией и эффективным наведением порядка. Права граждан едва ли будут сильно урезаны, но и развитие процесса демократизации прогнозировать весьма сложно. Что касается свободы слова, то сдерживаться будут только аномальные с точки зрения власти ее проявления. В целом можно сказать, что правление Путина - вызов обществу, которому придется научиться противопоставлять власти собственные инициативы, формируя сильные гражданские структуры".

А каковы перспективы для рынка политконсалтинга? "На выборах на Алтае, в Кирове, Ханты-Мансийске и других регионах шли подставные кандидаты, - отвечает Бунин. - Так что в дальнейшем наши услуги будут не столь востребованы". С этим мнением согласна Елена Михайлова, генеральный директор агентства "Служба PR". "Если раньше PR рассматривался как инструмент победы на выборах, - говорит она,- то сейчас он - просто 'крыша', чтобы создать видимость честных выборов".

Георгий Сатаров прямо утверждает, что "политтехнологи скоро лишатся своих сверхприбылей, поскольку в будущем ожидается рост рынка предложения в сфере выборных технологий". И предсказывает: "Политконсалтинг в нынешней форме отомрет, а специалисты в этой области будут вынуждены переориентироваться либо на сферу политики вне выборов, либо на запросы общества как политического игрока". Объединив точки зрения Георгия Сатарова и Игоря Бунина, мы получаем следующий вывод: общество нуждается в услугах PR-консультантов именно для того, чтобы отстаивать свои интересы в противостоянии давлению власти. Но здесь существует замкнутый круг: именно неразвитость общественных институтов в России не позволяет сегодня ни сформировать запрос общества идеологически, ни обосновать его материально.

Грядет государственный PR


"Эта выставка, пожалуй, хуже предыдущей. В прошлом году там присутствовали реальные заказчики или их представители. А сегодня в залах выставки в основном встречаются только знакомые лица коллег.

Надо сказать, что перенос сроков выборов президента резко снизил значимость этого мероприятия. Но тем не менее по России с ее 89 субъектами федерации регулярно проходит ряд избирательных компаний различного уровня.

Не прибавила популярности выставки и развернутая в прессе кампания, в ходе которой политконсалтинг фактически приравнивался к "черному PR". И в такой ситуации выставка не получила никакой специальной PR-поддержки! В результате оценки мероприятия, прозвучавшие на ОРТ, носили явно негативный характер. Прошлогодняя выставка, как премьера, вызывала интерес. Нынешняя же выставка, на мой взгляд, ожиданий явно не оправдала".

Алексей Зудин, директор политических программ Центра политических технологий

Впрочем, есть и другие оценки перспектив PR-отрасли. Владимир Руга, например, настроен вполне оптимистично: "PR будет стабильно развивающейся областью бизнеса. Большая часть профессионалов будет сконцентрирована в крупных финансово-промышленных группах. Кроме того, появится необходимость PR-поддержки государства в целом".

Еще одной перспективной рыночной нишей может стать стратегическое посредничество в элитных кругах. "Жалобы на то, что у рынка плохая репутация и что общество не нуждается в услугах политконсультантов, не имеют оснований, - считает Алексей Кошмаров. - Происходит смена элит: коммунистические управленцы сменяются новыми. Отличительные черты этих людей - прагматизм, рационализм, динамизм. Они хотят создать стабильные, прогнозируемые условия в стране. Люди устали от хаоса и уже не дискутируют о либерализме".

По мнению Кошмарова, эти перемены никак не отразятся на благосостоянии политконсультантов: их услуги становятся все более востребованными именно новой элитой. Этим и объясняется, вероятно, та легкость, с которой наши технологи, сформировавшиеся именно в либеральные перестроечные годы, встречают идею "сильной руки" и прощаются с демократией. Поэтому же, видимо, они спокойно говорят о "безальтернативных выборах", хотя уже в самой этой фразе нельзя не усмотреть нонсенс. Сам Кошмаров считает, что президентские выборы безальтернативны не потому, что у Путина нет соперников, а потому, что элиты договорились пока только об одном кандидате. Значит, неправильно нас учили, что задача PR и избирательных технологий - обеспечивать конкурентность среды?

Только для своих

Но вернемся к внутренним проблемам PR-сообщества. Перемены состава участников выставки отразили процесс кристаллизации рынка политического PR. Если на прошлом мероприятии рекламных агентств было чуть ли не больше, чем пиаровских, то теперь их соотношение отвечает заявленной тематике экспозиции. Рекламный рынок был представлен только агентствами "Витрина А", "Арт-Бюро" и "Солист". А PR-консалтинг получил подкрепление в лице "PR-центра", "Новокома", "Обратной связи" и, что особенно ощутимо, "Имидж-контакта" и "Нового PR-консорциума" в составе агентства "Миссия-Л", Международного пресс-клуба и корпорации "Деловая лига".

Тем не менее рынок PR был представлен на выставке недостаточно полно. И причина тому не только высокая плата за место. Статус мероприятия существенно снижают чересчур узкая направленность и тусовочный принцип подбора участников. Как и в прошлый раз, на акции не присутствовали такие операторы рынка, как "Имиджленд", "Михайлов и Партнеры", "Р.И.М.", уже упоминавшееся агентство "Маслов, Сокур и Партнеры". Отсутствовал и Фонд эффективной политики, выставлявшийся год назад. Однако если отсутствие ФЭПа можно объяснить только профессиональной гордостью, не позволяющей участвовать в мероприятии, выстроенном под небольшую группу крупных агентств, то с остальными названными здесь структурами дело обстоит сложнее. Эти четыре компании не специализируются на политконсалтинге и, кроме того, являются членами АКОС, которая также неизменно позиционируется в сфере бизнес-PR и не желает связывать свой брэнд с политическими проектами.

Любопытно, что изначально организаторами планировалось участие АКОС в выставке. Переговоры на сей счет велись с ноября прошлого года, но закончились безрезультатно. Руководитель АКОС Вероника Моисеева просила предоставить Ассоциации отдельную тему для выступления, а также предлагала внести изменение в концепцию выставки: добавить в ее название такие понятия, как "управление репутацией" или "бизнес-PR". Как мы видели, этого не произошло, и трудно сказать, по какой причине организаторы выставки не захотели пойти навстречу, и серьезный разговор о коммерческом PR на мероприятии так и не состоялся.

Сугубо номинальным, несмотря на заверения организаторов выставки, оказалось участие других профессиональных ассоциаций: декларируемые в каталоге РАСО, ВОСТ и АЦПК никак не проявили себя в ходе мероприятия.

Чиновник в роли PR-мена

Но слово "репутация" все-таки прозвучало в стенах Манежа - завершавший выставку "круглый стол" был озаглавлен: "Победа и репутация в политике и бизнесе". Надо сказать, что по сравнению с прошлым годом "круглый стол" тоже выглядел довольно скучно. Тогда Екатерина Егорова подняла вопрос об ответственности политконсультантов за тех кандидатов, которых они проводят в Думу. Жесткая критика ею российского парламента вызвала недовольство со стороны депутата Госдумы от КПРФ Виктора Пешкова и повлекла за собой довольно бурную полемику с участием известных ученых, советников крупных политических деятелей. Теперь же заявленную тему обсуждали только представители PR-тусовки.

"Очень насыщенная выставка, с большой программой интересных семинаров. Много представителей регионов с конкретными вопросами. Стало меньше пафоса и саморекламы и больше профессионализма".

(Сотрудник компании "PR-центр")

Генеральный директор Международного пресс-клуба Александр Чумиков справедливо посетовал, что выставка была посвящена только политконсалтингу. "Репутация в политике - вещь намного менее определенная и более краткосрочная и искусственная, чем в бизнесе", - считает он. "Раньше мы действовали в режиме скорой политической помощи, - добавил председатель совета директоров агентства 'Миссия-Л' Мирослав Кошелюк. - Мы верили, что с помощью мистических технологий можно быстро изменить ситуацию. Но репутация складывается из способности справляться с кризисами и умения работать на долгосрочную перспективу".

Итак, государственные учреждения не проявили интереса к проблемам PR-сообщества. Кроме, пожалуй, одного - налоговой службы. Неожиданное для большинства участников появление в зале министра по налогам и сборам РФ Александра Починка оживило финал выставки. Хотя его речь едва ли повысила собравшимся настроение.

"На выборах в Госдуму мы наблюдали явное улучшение. Декларации кандидатов по сравнению с 1998 годом стали намного более полными, - бодро отрапортовал Починок. - Однако, следя за политиками, мы не заметили, как вырос рынок PR и какие интересные вещи на нем происходят: 'черные' деньги, расчеты 'вручную' и т. д. В стране, где все спрятано, не может быть 'чистых технологий'. Раз вы провозгласили движение за чистоту, надо начинать с себя. Вот будете платить налоги, тогда мы создадим вам великолепную репутацию. Поэтому мы решили внести свой вклад в эту инициативу". И действительно, всем присутствующим тут же были розданы компьютерные версии, содержащие 3000 документов о подоходном налоге.

"Выставка подтвердила предположение о том, что политический PR потихоньку сворачивается. Она была явно бледнее предыдущей, прежде всего, по количеству посетителей. Для нас ничего интересного на этой выставке не было".

Елена Михайлова, генеральный директор агентства "Служба PR".

В ответ Александр Кацнельсон, руководитель фирмы "Стенд Сервис", заметил, что на Западе налог на рекламу и PR не платится. На что получил уверенный ответ от министра. "Будем вытаскивать этот бизнес из тени, - сказал Починок,- и тогда можно будет рассматривать поправки к законодательству. Затраты на PR могут списываться, хотя западные нормы нам не всегда подходят".

На прощание министр по налогам и сборам сказал: "Я продукт вашего труда". Можно сказать и больше - не только "продукт", но и примерный ученик. Если кто-то и сумел добиться максимального эффекта от участия в выставке, то это, безусловно, руководитель налогового министерства. А сколько времени и сил сэкономил! Едва ли министр нашел бы возможность лично побеседовать с каждым из субъектов пиаровского рынка, дабы наставить его на путь истинный. А здесь, пусть не всех, но весьма многих из них можно было, что называется, "брать тепленькими".

Четыре дня в Малом Манеже показали особенности переходного периода развития молодого российского рынка PR и политконсалтинга. А ответ на главный вопрос - какая роль в обществе будет отведена технологам в дальнейшем - мы, возможно, получим уже на следующей выставке. Если она, конечно, состоится.

Материал подготовлен при участии Анастасии Алексеевой и Анастасии Дедюхиной


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гуманитарные технологии и реальная политика
Контекст
Гуманитарные технологии и реальная политика
Петр Щедровицкий
Десять президентских лет
Юрий Коргунюк
Мнение
Экономцентристы опять "спасают Россию"
Глеб Кузнецов
Рынок PR, или Соперничество "личных связей"
Дмитрий Поспелов
Среда
PR-сообщество и "остальной мир"
Александр Моисеев
Хорошая репутация для острого момента
PR в ХХI веке: выживание в новом качестве
Сергей Беленков
Практика
Не стреляйте в медвежат
Владимир Абаринов
Эмиратский бумеранг
Александр Шумилин
Интернет
Сетевая повестка для президента
Иван Давыдов
Как же нас теперь называть?
Александр Ковалев
Академия
Mister Putin в российском контексте
Россия в поисках своего де Голля
Сергей Марков
Гуманитарные фабрики
Система ГАС "Выборы": хорошие вести гарантируются
Сергей Петухов
Как побороть апатию избирателей
Андрей Мадисон
Батяню не выбирают. Батяня просто есть.
Книжный стенд
Как добраться до Олимпа власти,
Денис Бычихин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.