Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Гуманитарные технологии и реальная политика / Практика

Эмиратский бумеранг


Александр Шумилин
заместитель главного редактора журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Нефтедоллары, вложенные в PR, обеспечивают ОАЭ экономический бум и политическое влияние
Самым популярным политиком Азии в 1999 году стал президент ОАЭ шейх Зайед бен-Султан ан-Нахьян. Так руководящий совет Ассоциации редакторов крупнейших журналов Азии решил отметить заслуги президента "в обеспечении высоких показателей экономического развития страны, поддержания социальной стабильности, вклада в разрядку региональной напряженности и за усилия по созданию позитивного образа Эмиратов в мире". На создание привлекательного образа ОАЭ правительство расходовало в последнее десятилетие порядка 5% госбюджета в год. Осуществлять эту стратегию шейхи доверили крупнейшим западным PR-агентствам.


В России, да и в Европе, это известие не слишком тиражировалось - мол, причуды азиатов: то и дело выбирают экзотических шейхов или султанов (например, Брунея) дабы показать, что хоть в чем-то, например в шике и богатстве, превосходят "продвинутых европейцев". С нынешним "самым популярным азиатским политиком" дело обстоит иначе: в отличие, например, от султана Брунея, вошедшего в Книгу рекордов Гиннеса благодаря "самой многочисленной в мире коллекции самых дорогих лимузинов", "самому большому гарему" и "самым дорогим подаркам" своим подданным и иностранцам, на сей раз почетным званием отмечен политический лидер, с нуля, а точнее, "на голом песке" создавший действительно эффективную модель развития своего государства, во-первых, и по-настоящему эффективно обеспечивший его позитивный имидж в мире, во-вторых. В результате и политиками, и бизнесменами многих стран мира Эмираты воспринимаются как "островок реальной безопасности и экономического процветания" в бурлящих водах Персидского залива.

На создание этого имиджа затрачена, разумеется, немалая часть поступлений от нефтедолларов. Но результат очевиден: теперь сам имидж Эмиратов как государства "политической стабильности и экономического процветания" приносит стране немалые доходы (в виде инвестиционного бума) и обеспечивает серьезный политический вес не только на Ближнем Востоке, но и далеко за его пределами.

По сути создана репутация своеобразной сверхкорпорации. Опыт этот уникальный, и повторить его вряд ли в состоянии любая другая, не менее богатая арабская нефтяная монархия - одни из них (как, например, Саудовская Аравия) чрезмерно задавлены жесткими тисками исламской религии, другие же чрезмерно травмированы внешней угрозой (например, Кувейт вследствие иракской агрессии 1990 года).

Атака на Гиннеса

Если заглянуть в Книгу рекордов Гиннеса, вполне может сложиться впечатление, что ОАЭ - просто "страна чудес": по числу записей всякого рода рекордов Эмираты заметно опережают другие страны мира. По-крупному и по забавным мелочам: там и дольше всех ныне здравствующих политиков в мире пребывает у власти президент шейх Зайед (ровно 30 лет), и самый низкий в мире уровень преступности, и самые высокие госвыплаты на социальные цели гражданам, и самые высокие современные небоскребы, построенные на песке, и больше, чем в других странах, рукотворных островов вдоль побережья, засаженных искусственными лесами; и только что открылся самый красивый и дорогой отель в мире (на одном из искусственных островов), и самая чистая экология, и самый лучший гольф-клуб, и самые обширные и экзотические выставки, и самое большое в Азии число туристов в зимний сезон; и самая длинная, многокилометровая, золотая цепь в мире хранится в Дубае, и самый длинный список благодарности и пожеланий эмиратцев своему правителю (рулон в несколько сотен метров).

Перечислять все самое-самое в ОАЭ можно до изнеможения. По моим наблюдениям, в год в Книгу вносится по меньшей мере три-четыре записи очередных призванных удивить мир свершений эмиратцев. Это выглядит как установленный кем-то с понятной целью "минимум" - поддержать интерес и внимание к этой стране.

Атака на Книгу рекордов Гиннеса - только один из очевидных PR-ходов общей стратегии руководства ОАЭ по продвижению образа своей страны. Секрет же эффективности этой стратегии в том, что все упомянутые серьезные свершения там реальные - это не "мыльные пузыри" и не постройки-однодневки наподобие наших "потемкинских деревень". Это не удивительно, если учесть, что "удивить мир" Эмиратам было на что - доходы от нефти позволяли шейхам и модернизировать страну, обеспечивая высокий уровень жизни своим согражданам, и выделять немалые суммы на утверждение имиджа ОАЭ в мире.

Еще в начале 90-х годов правительство ОАЭ заключило долговременные контракты с ведущими PR-агентствами, главным образом в США и Великобритании. В каждом учреждении и крупной госкорпорации Эмиратов был открыт департамент по связям с общественностью, почти полностью укомплектованный западными специалистами строго по рекомендации упомянутых PR-агентств. Это и понятно: в их задачу входило формировать позитивный имидж Эмиратов прежде всего на Западе, а через ведущие СМИ - в мире в целом. Да и по сей день местные граждане выполняют в рамках этих департаментов лишь вспомогательные, технические функции.

PR-выход из кризиса

До конца 80-х годов ОАЭ была такой же закрытой для внешнего мира страной, как и соседние с ними арабские монархии сегодня: огромные поступления от нефтепродаж эмиратские шейхи также тратили на строительство своих дворцов (в том числе и дворцов-однодневок, которые разрушались после посещения их кем-то из суперважных гостей), на шикарные лимузины и развлечения в США и Европе, где они хранили баснословные суммы в банках. Привычную беззаботную жизнь шейхов, однако, нарушило вторжение войск Саддама Хусейна в Кувейт 1 августа 1990 года, за которым вскоре последовала и "Буря в пустыне" (война международной коалиции против Ирака за освобождение Кувейта). Район Персидского залива стал зоной повышенной военной и политической напряженности, вследствие чего обозначился резкий спад иностранных инвестиций в нефтедобывающий комплекс арабских монархий, сопровождавшийся оттоком иностранного капитала. Резкие колебания цен на нефть подсказывали монархам, что этот источник их сверхдоходов не вечен. Угроза экономической катастрофы вырисовывалась для монархий вполне реально. Руководители всех шести монархий Залива были едины во мнении, что предотвратить угрозу можно только через утверждение в регионе военно-политической стабильности как важнейшего условия стабильности экономической.

Утверждать же военно-политическую стабильность монархи взялись по-разному: в Саудовской Аравии и Кувейте, например, - путем массированного присутствия иностранных, главным образом американских войск; руководство же ОАЭ, страны, удачно расположенной между защищенными американцами Кувейтом и Саудовской Аравией, могло себе позволить не слишком озадачиваться проблемами обеспечения стратегической безопасности и определило в качестве основополагающей стратегию диверсификации своей экономики.

Приоритетом в этой стратегии была уже не столько модернизация нефтегазового комплекса, сколько развитие других отраслей - торговли, коммуникаций, банков и туризма. Понятно, что развивать их в условиях прежней закрытости и изоляции от внешнего мира было невозможно.

Для страны наступает эра открытости - новый имидж ОАЭ ее лидеры начинают утверждать средствами современных PR-технологий, которые разрабатываются и осуществляются самыми известными имиджмейкерами и крупнейшими PR-компаниями Запада.

Безопасность приносит прибыль

Основное усилие международных PR-компаний неизменно направлено на утверждение имиджа ОАЭ как "островка безопасности" в Персидском заливе. Этот имидж соответствует действительности на фоне всякого рода потрясений, которым подвергаются другие арабские монархии. Достаточно вспомнить повторяющиеся теракты исламских экстремистов против американских войск в Саудовской Аравии, волнения шиитского меньшинства в Бахрейне, то и дело возникающая угроза возобновления агрессии Ирака против Кувейта и так далее. От пиарщиков требовалось выпукло показать и популяризировать два главных тезиса: у Эмиратов нет ярко выраженного внешнего врага в регионе, а уровень преступности внутри страны - самый низкий в мире.

Первый тезис как аксиому, не требующую доказательств, оказалось достаточно многократно повторять в ведущих средствах массовой информации Запада. Для утверждения же второго тезиса пиарщики уже не ограничивались официальной статистикой и декларациями в СМИ, а изыскивали наглядные, максимально убедительные ходы. Их было немало, но один из самых экзотичных - это организуемая раз в год муниципалитетом города Дубая экспозиция единственной в мире золотой цепочки длиной в 4,1 километра, весом 206 килограммов и стоимостью в 7,5 миллиона долларов. Занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, она выставляется, разумеется, в свернутом виде на всеобщее обозрение, после чего помещается в спецхранилище. "Самая длинная в мире золотая цепь призвана продемонстрировать, что, изготовив ее, княжество Дубай не только поставило новый мировой рекорд по ювелирной части, но и, будучи хранителем этого изделия, подтверждает широко признанную репутацию города как самого безопасного в мире в криминальном отношении", - пояснил в беседе со мной один из руководителей местного муниципалитета Мухаммед Гергави.

Явные успехи усилий местных властей в этом направлении уже оборачиваются для страны серьезными дивидендами: день ото дня растет приток иностранных инвестиций в здешние экономические проекты, благодаря чему Эмираты превращаются в крупнейший региональный центр деловой активности.

Понятно, что гарантии личной безопасности и напряженный пульс деловой активности - главное, что требуется бизнесменам. Деловые люди из США и Европы, Австралии и Канады обосновались там давно. Сегодняшний феномен иной - статистика подтверждает, что в последнее время многие деловые люди из богатых соседних арабских стран (Саудовской Аравии, Кувейта, Омана, Катара и Бахрейна) стараются перевести свой бизнес в Эмираты, а заодно и обзавестись там недвижимостью. В результате за последний год в эмиратских городах резко подскочила стоимость недвижимости и земельных участков - еще одна статья дохода федерального бюджета.

Так, если в 1989 году перевести свой бизнес в Эмираты из соседних арабских стран решились 1269 человек, то в 1997 году таких уже насчитывалось 4312, а в 1998 году - 5913. Причем личные состояния подавляющего большинства этих переселенцев исчисляются десятками миллионов долларов.

Как видно, умело эксплуатируемый эмиратскими властями имидж своей страны как "островка безопасности" становится серьезной статьей дохода местной казны. Равно как и основой гораздо более далеко идущих планов - превратить Эмираты не только в мощный региональный центр деловой активности, но и перехватить инициативу у Гонконга, отошедшего два года назад к Китаю, - стать деловым центром всей Юго-Восточной Азии.

Запад и Восток встречаются в Дубае

Свою заявку на звание "крупнейшего центра деловой активности Азии" руководство "Благословенных Эмиратов" сделало лет пять назад - открыто и убедительно. Словно призывая конкурентов к справедливому соперничеству и провозглашая: "Наши возможности безграничны. Докажите, что ваши более привлекательны!"

В этом плане усилия PR-компаний были направлены на то, чтобы показать: ОАЭ не имеют ничего общего с "воинствующим исламом", как, например, соседняя Саудовская Аравия. Западная культура вполне успешно соседствует там с традиционным исламом. Западники в Эмиратах чувствуют себя вполне привольно: они могут насладиться и любой известной в мире маркой пива, виски прямо из Шотландии и практически любым вином из Франции или Италии. Более того, к их услугам всякого рода дискотеки и "шоу с девочками" (разве что без раздеваний). Неудивительно, что западные общины, состоящие главным образом из бизнесменов и их семей, расширяются день ото дня.

Если еще в начале 90-х годов в ОАЭ вряд ли можно было встретить женщину (в том числе и иностранку), не облаченную в длинный, полностью прикрывающий ее тело и голову наряд, то сегодня дамы в майках и шортах, разгуливающие по улицам Дубая, - обычная картина. Местный бизнесмен теперь вполне может совершить немыслимое для его предков: например, согласиться на предложенное его иностранным партнером время встречи, пожертвовав при этом обязательной (пять раз в день) молитвой, или даже поучаствовать в деловом обеде в священный месяц Рамадан, когда мусульманам запрещено прикасаться к пище в течение светового дня. В некогда закрытые Эмираты теперь можно приехать, предварительно забронировав номер в гостинице, - администрация отеля обеспечит и въездную визу на границе.

Усилиями PR-компаний "раскручены" следующие основополагающие для образа Эмиратов характеристики: ОАЭ - главное связующее звено транспортных артерий Запада и Востока; значительные доходы от нефти - серьезный залог финансового благополучия и инвестиционных возможностей; экономика страны весьма диверсифицирована - высоки поступления в бюджет от торговли и обрабатывающих отраслей промышленности; Эмираты - успешный эксперимент сочетания стремительной экономической модернизации, с одной стороны, и сохранения традиционных укладов жизни, социальной структуры - с другой; наконец, необычная для данного региона открытость Эмиратов внешнему миру - членство во всех международных организациях, стремление присоединиться к общемировым стандартам в экономическом и гуманитарном законодательствах, развитие туризма, внутриполитическая стабильность, отсутствие значительных внешних угроз.

По итогам 1999 года авторитетные международные эксперты назвали ОАЭ третьим после Гонконга и Сингапура мировым центром экспорта и реэкспорта. Коммуникационные и транзитные возможности Эмиратов обеспечивают обосновавшимся там торговым компаниям связи с 179 странами мира. В результате суммарный товарооборот через ОАЭ составил в прошедшем году 57,2 млрд долларов.

Уже несколько лет ОАЭ удерживают пальму первенства в сфере грузоперевозок в зонах Азии и Ближнего Востока не только через свои морские порты (их насчитывается 15), но и через воздушные. На территории Эмиратов расположены шесть аэродромов международного класса. Дубайский, например, входит в десятку крупнейших аэропортов мира, обслуживая 65 иностранных авиакомпаний. В прошедшем году его услугами воспользовались свыше десяти миллионов пассажиров.

И в такой важнейшей сфере, как телекоммуникации, ОАЭ, похоже, приближается к мировым лидерам. Эмираты - единственная из арабских стран, обладающая собственным спутником, находящимся в контакте с другими основными спутниками международной телекоммуникационной системы, что обеспечивает прямую мгновенную связь с любым абонентом цивилизованной части планеты. Сотовый телефон - обычный атрибут не только в руке коренного жителя, но и большинства иностранных рабочих - таксистов из Индии и Пакистана или строителей из Бангладеш.

Стабильна и разветвлена банковская система - здесь действуют 19 национальных банков и 28 иностранных. Пять из национальных банков входят в десятку наиболее успешных в регионе (точнее, в рамках организации "Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива", объединяющий Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн). На базе фондовой биржи Дубая создается региональная фондовая биржа.

Сегодня PR-компании усиленно демонстрируют плоды предпринятой властями ОАЭ диверсификации экономики: в то время как из-за падения цен на "черное золото" в прошлом году все нефтеэкспортирующие страны оказались охвачены экономической депрессией, Эмираты показали один из самых высоких в мире темпов роста своего ВВП - на 7,1% по сравнению с 1998 годом.

Центр шоппинга и развлечений

Еще одним важным каналом пополнения бюджета Эмиратов, немыслимым в других "арабских нефтяных монархиях" и напрямую связанным с позитивным образом страны, стали иностранный туризм и международные торгово-экономические форумы, проводимые в ОАЭ. Раз в два года в Абу Даби проводится международная выставка вооружений IDEX, входящая в тройку самых значимых мероприятий для производителей оружия во всем мире. И уже приобрел всемирную известность ежегодный Фестиваль распродаж в Дубае (Dubai Shopping Festival), который завершится в этом году 31 марта.

Благодаря распространяемой по всему миру рекламе (для этого задействованы все крупнейшие газеты и телесети, включая CNN) этот "фестиваль покупок" в прошлом году посетило около миллиона человек. На сей раз ожидается не меньше. В эти весенние дни гостей (особенно из Европы) привлекают сюда и низкие цены на предлагаемые товары мировых фирм, и возможность погреться на сказочных пляжах (в Дубае сейчас плюс 25 градусов по Цельсию), и выступления прямо на улицах и площадях города ансамблей и артистов с мировым именем (труппа Московского цирка, например, соседствует с виртуозом современной скрипки Ванессой Май). Гости знают, что в дни фестиваля они имеют шанс не только хорошо потратиться на развлечения и покупки, но и невзначай обзавестись внушительным богатством: в супермаркетах Дубая регулярно проводятся лотереи, на которых разыгрываются и золотые слитки, и внушительные суммы денег.

Чтобы завлечь гостей, каждый год организаторы DSF придумывают что-то новенькое. Например, контролируемая государством туристическая компания Emirates Holidays предлагает уникальный пакет услуг: всего за 99 долларов клиент сможет прожить в течение трех суток в одном из 16 отелей Дубая (сюда включены трансфер из аэропорта, предоставление визы, завтрак и... дисконтная карта на покупки). Новинкой этого сезона стало и предоставление каждому гостю фестиваля бесплатной медицинской страховки.

Активная PR-кампания по продвижению туризма привела к тому, что в 1999 году Дубай (основной центр туризма в ОАЭ) побил все мыслимые рекорды в странах Азии: число туристов перевалило за три миллиона человек, что на 18% больше, чем в 1998 году. Поступления от этого сектора услуг составили 15% ВВП Дубая.

В этом сезоне местные власти "потрясают" туристов и только что построенным на искусственно созданном острове отелем под названием "Бурдж эль-араб" (в переводе "Арабская башня"). Это сооружение в виде поставленного вертикально гигантского морского судна анонсировано как самый оригинальный, красивый и дорогой отель в мире. Стоимость номеров в сутки там варьируется от 800 до 2500 долларов. Посетить отель, ознакомиться с его сверхоригинальным и впечатляющим интерьером может каждый желающий, правда, предварительно купив билет за 50 долларов. Любопытно, что среди первых постояльцев суперотеля в январе оказались и несколько российских семей.

Имени шейха Зайеда

Внешнеполитические демарши ОАЭ, как правило, точно рассчитаны с точки зрения PR-эффекта. В отличие от других арабских монархий, до сих пор подчеркивающих свою враждебность в отношении Ирака, руководство Эмиратов постоянно выступает с призывами к своим соседям примириться с багдадским режимом, проявив тем самым гуманность к иракскому народу. С этой целью из Дубая в порты Ирака регулярно направляются суда с гуманитарной помощью.

Уникальным инструментом распространения влияния ОАЭ в странах Азии и Африки был и остается финансовый институт под названием "Фонд Абу Даби для развития", контролирующий оборот в 4 млрд долларов США. На конец 1998 года 49 развивающихся государств благодаря его помощи смогли осуществить 223 масштабных экономических проекта в таких сферах, как создание жизненно важных инфраструктур, становление и модернизация систем здравоохранения и образования, проектов, обеспечивающих занятость населения. Объекты финансирования выбираются руководством фонда по рекомендации Организации экономического сотрудничества ООН, поэтому иногда его называют "неисчерпаемой кассой ООН".

Самым же известным "продуктом" этого фонда являются небольшие поселки, полностью построенные за счет его средств в двух десятках стран Азии и Африки. Все они как близнецы-братья именуются одинаково - "поселками имени шейха Зайеда". Сразу несколько таких поселков возводятся сейчас и для албанских жителей Косово в знак исламской солидарности с ними. А 1 марта в знак той же солидарности спецсамолетом и за свой счет президент ОАЭ шейх Зайед отправил для совершения хаджа в Саудовскую Аравию 216 косовских албанцев.

Новым и вполне сенсационным, однако, стал прорыв ОАЭ в сферу мировой политики через активное участие эмиратских воинских подразделений в составе сил KFOR в Косово. ОАЭ стали таким образом первой ненатовской и неевропейской страной, активно включившейся в наведение порядка в югославской провинции. Согласились натовцы с символическим присутствием эмиратских подразделений в Косово по двум причинам - финансовой и политической. ОАЭ больше, чем другие страны, затратили средств на помощь албанским беженцам (порядка 100 млн долларов). Кроме того, ОАЭ считаются "образцовой страной умеренного ислама". С точки зрения натовцев, эмиратские подразделения должны обеспечить некий религиозный противовес присутствию российского контингента, ассоциируемого албанцами с утверждением идеи православия в Косово. С другой стороны, натовцы рассчитывают использовать эмиратцев и для пресечения формирования в этой югославской провинции экстремистских группировок, стремящихся насаждать исламский фундаментализм.

Процедура ввода эмиратских войск в Косово летом прошлого года была приурочена к широко отмечавшемуся в ОАЭ празднику - 30-й годовщине восхождения на трон княжества Абу Даби нынешнего президента ОАЭ шейха Зайеда бен Султана ан-Нахьяна. Парад эмиратских подразделений при этом сопровождался шествием специально привезенных из Аравийской пустыни верблюдов. Хороший, что и говорить, подарок эмиру, давно пообещавшему своим подданным превратить их маленькую, но экономически процветающую страну в "важный фактор мировой политики". Или средствами внешнеполитического PR создать впечатление действенного влияния ОАЭ в регионе и в мире.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гуманитарные технологии и реальная политика
Контекст
Гуманитарные технологии и реальная политика
Петр Щедровицкий
Десять президентских лет
Юрий Коргунюк
Мнение
Экономцентристы опять "спасают Россию"
Глеб Кузнецов
Рынок PR, или Соперничество "личных связей"
Дмитрий Поспелов
Среда
PR-сообщество и "остальной мир"
Александр Моисеев
Хорошая репутация для острого момента
PR в ХХI веке: выживание в новом качестве
Сергей Беленков
Практика
Не стреляйте в медвежат
Владимир Абаринов
Эмиратский бумеранг
Александр Шумилин
Интернет
Сетевая повестка для президента
Иван Давыдов
Как же нас теперь называть?
Александр Ковалев
Академия
Mister Putin в российском контексте
Россия в поисках своего де Голля
Сергей Марков
Гуманитарные фабрики
Система ГАС "Выборы": хорошие вести гарантируются
Сергей Петухов
Как побороть апатию избирателей
Андрей Мадисон
Батяню не выбирают. Батяня просто есть.
Книжный стенд
Как добраться до Олимпа власти,
Денис Бычихин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.