Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/3-4/k/15


Как добраться до Олимпа власти,

или Предложение, от которого можно отказаться
Число учебных пособий по политическим технологиям, наводнивших в последнее время российский книжный рынок, уже измеряется сотнями изданий: предложение спешно удовлетворяет растущий спрос. Однако количество публикаций все никак не перейдет в качество.

Действительно, лишь очень немногие из изданий могут быть признаны сколь-либо ценными, толковыми и информативными. Иначе говоря, вменяемыми с профессиональной точки зрения. Большая часть публикаций лишь с натяжкой может быть отнесена к разряду литературы обучающей. Тем не менее, пока помянутая трансформация еще не произошла, действующим и начинающим действовать политикам, а также их помощникам, придется довольствоваться имеющейся на лотках книжной продукцией. Как говорится, чем богаты.

Отрекомендуем некоторые новинки. Для начала заметим, что во времена, когда политический PR только еще входил в моду и сама аббревиатура правильно расшифровывалась немногими, в списках пособий на эту тему преобладали авторские исследования (зачастую откровенно самопальные: и на уровне стиля, и на уровне донельзя эклектичного содержания, напоминающего смесь учебника по основам социологии со "Сборником лучших анекдотов в дорогу"). Теперь же на первый план вышли издания, подготовленные агентствами, фирмами и организациями, занятыми политическим PR. Такие издания фактически оказываются разновидностью их собственного рекламного буклета. Вот и попытаемся рассмотреть книжную PR-продукцию именно в этом аспекте.

PR в постмодернистском стиле

Начнем с брошюры Юрия Любашевского "Избирательная кампания 'под ключ'" (Москва, 1999). Брошюра эта являет собой пример весьма показательный - и в плане ярко выраженного субъективизма, и в плане сомнительной логики изложения. Все это, однако, сдобрено всепобеждающим азартом и напором в духе Великого Комбинатора, чья пресловутая тень до сих пор витает над многими незадачливыми представителями отечественных PR-технологий.

Отрекомендовался Юрий Любашевский во вступлении как профессионал в области избирательных технологий, маркетинга и PR. В качестве доказательства он приводит впечатляющий список из "двух десятков книг по этой тематике, более 20 лет научной и преподавательской работы в АОН при ЦК КПСС, АНХ Совмина СССР, ВШПД". На данный момент автор руководит Независимым институтом политтехнологий и PR. Сама же брошюра под названием "Избирательная кампания" с кокетливым подзаголовком "Предложение, от которого можно отказаться" является пресс-релизом его организации. "Эта самая тонкая брошюра Независимого института политических технологий и PR не имеет никакой иной цели, кроме лучшего взаимопонимания между нами и возможным заказчиком", - поясняет автор в первых строках.

С ходу, правда, непросто ухватить, на какое взаимопонимание рассчитывает Юрий Любашевский, поскольку описание деятельности его организации занимает две главки по три страницы текста, неуместно экспрессивного. А содержание их сводится к 18 эзотерическим пунктам (читай - основным направлениям работы института и его партнеров в избирательных кампаниях). Впрочем, цитаты говорят сами за себя.

Пункт пятый, например, выглядит так: "Радио. Считаем не очень важным, кроме сельской местности. Практического опыта нет. Есть давние надежные связи, можно в кратчайшие сроки найти исполнителей. При необходимости можем закрыть полностью, участвовать, забыть". В пункте седьмом ("Массовые культурные и политические акции") сообщается: "Технология не забыта, команду можно собрать за сутки. Уровень можно гарантировать, горячего желания нет". Словом, Остап Ибрагимович наверняка пропеллером вертится в гробу.

Подлинным же шедевром можно назвать пункт 16: "Лидер в мажоритарном округе. Без комментариев. По отдельной программе. Исходя из всех остальных пунктов. Основное время упущено. Темп!!!" Венчает же эту психоделическую стенограмму такой вот абзац: "Нам не нужно любви - нам нужно понимание и доверие к нашему профессионализму. Нам не нужен заказ любой ценой. Если такого доверия нет и возникают сомнения в наших возможностях - не стоит с нами иметь дело. В Москве более сотни PR-агентств, из которых десяток, пожалуй, вполне приличных. Ну, может быть, чуть поменьше. Выбирайте из них и дай вам Бог удачи! А мы готовы начать долгосрочную избирательную кампанию 2003 года. Самое время". Не правда ли, ход весьма сильный!

Один из классиков постмодернистской литературы утверждал, что для него абсолютно неважно, найдется ли у его произведения хотя бы один читатель - оно уже состоялось в самом процессе написания. По-видимому, в случае с Юрием Любашевским мы имеем дело с чистым постмодернистским PR, замкнутым на самое себя, герметичным и в своей герметичности торжествующим. Имеем дело с PR как искусством. А оно, кстати, требует жертв - и такая жертва, как отсутствие потенциального заказчика, насмерть запуганного подобным африканским темпераментом, подлинного творца никогда не остановит. Похоже, главное в саморекламе Любашевского - темп и еще раз темп!

"Побарахтаться в политической грязи" - дело полезное

Обратимся к другим профессионалам, в частности к авторам "Краткого курса для эффективных политиков" Николаю Гульбинскому и Елене Сорокиной. Брошюра сопровождена увлекательным подзаголовком "Как стать политиком, добраться до Олимпа власти и удержаться на нем" (Москва, 1999).

Над брошюрой с таким названием можно было бы иронизировать сколь угодно долго, если бы сами ее авторы не писали о себе с долей иронии. Взять хотя бы следующий пассаж: "Мы не претендуем на всезнайство и обладание абсолютной истиной. И все же многолетний опыт участия в политической жизни, близкое знакомство с фигурами 'первого ряда' российской элиты позволили нам наметить ряд сюжетов, связанных с поведением успешного политического лидера. Надеемся, они окажутся полезны тем, кто, осознавая, что 'политика - это грязь', все же желает в этой грязи немного побарахтаться".

Оба автора "Краткого курса" в недавнем прошлом профессиональные журналисты, а сегодня - руководители крупных PR-агентств: Николай Гульбинский - директор Центра политического консалтинга ФИОМ, Елена Сорокина - руководитель агентства "Обратная связь". С чисто журналистской легкостью они проходятся по центральным для политконсалтинга темам - подбор команды, работа пресс-службы политика, налаживание отношений со свободной прессой, борьба с компроматом, партийная идеология.

Больше всего текст напоминает подборку тематических очерков, сдобренных многочисленными подробностями, действительно, как подчеркивают авторы, "неизвестными широкому читателю". Так, довольно банальный тезис о том, что "российский политик всегда должен быть готов заняться чем угодно, если того потребуют обстоятельства", авторы иллюстрируют впечатляющими сценами. Например, побасенкой об Александре Руцком, который, пытаясь добиться расположения к себе корреспондента одной из арабских газет, потрясал перед ним зачитанным до дыр Кораном. Подобные жизнеописания, конечно, украшают текст.

Прочтя брошюру за полтора часа, я довольно отчетливо уяснил роль пресс-службы политика и специфику формирования его имиджа во внешней прессе. Для особых ценителей художественного таланта Алексея Меринова отметим, что в брошюре размещен десяток его эксклюзивных иллюстраций.

Как политику стать героем

И напоследок - трактат с куда более наукообразной фактурой и, соответственно, куда более глобальной содержательной претензией. Речь о книге "Политическое консультирование", изданной под редакцией Екатерины Егоровой-Гантман и Игоря Минтусова (Москва, Центр политического консультирования "Никколо М", 1999).

Коренное отличие этого пособия от вышеперечисленных - в ставке авторов на академическую базу: социология, социальная психология, собственно психология, отчасти культурология. Всего в меру. И стиль изложения подобающий: сухо, даже педантично, веско, добротно. Мнения и афоризмы великих, которыми, как правило, пестрят стандартные "курсы по мгновенной трансмутации в вождей", в данном случае фигурируют только как эпиграфы. Впрочем, оговаривается, что издание не претендует на то, чтобы каждый реально действующий политик непременно хранил у себя экземпляр этой книги. Но ознакомиться с ним тому самому реальному политику будет весьма полезно. Не говоря уже о членах его команды.

Взять, например, пассаж из главы четвертой ("Формулы харизматического дискурса: от поиска героя до его канонизации"). Политику и впрямь стоит присмотреться к изложенному в нем совету экспертов. "В отличие от членов 'исполнительной' элиты, - пишут эксперты, - политический лидер вынужден периодически драматизировать ситуацию символами кризисной типологии, а затем успешно восстанавливать равновесие формулами героических действий, то есть каждый эпизод политической биографии лидера должен потенциально рассматриваться как героическое деяние и успех. Поэтому, несмотря на реальную неясность возможных политических ситуаций, каждая ситуация должна оформляться своей конкретной задачей. Эта задача в перспективе формальной структуры героического мифа должна рассматриваться как успех или неудача.

Драматизированная смена потерь и приобретений, ритм в судьбе героя составляет основное содержание кульминационных формул героического мифа".

Поскольку пособия по политтехнологиям начали превращаться из средства скоропалительного дохода кустарей-одиночек в часть имиджевой кампании вполне солидных PR-агентств, то можно ожидать, что качество книжной продукции в скором времени возрастет. Речь ведь уже идет о престиже самих агентств. То есть о том самом товаре, на изготовлении и "раскрутке" которого упомянутые организации съели, надо думать, не одну собаку.

Дата публикации: 14:01 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.