Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/3-4/i/6


Как же нас теперь называть?

Отечественный РОС, возможно, заменит заморский Public Relations
Всяк желающий познакомиться с жизнью рекламного или PR-сообщества через российский Интернет может выбрать одну из трех торных дорог: можно полистать специализированные электронные журналы или зайти на сайты известных агентств. А можно прямиком отправиться на какую-либо из сетевых конференций. В виртуальном пространстве Сети эти дороги отнюдь не всегда ведут в разные стороны и часто переплетаются.

"Акулы" в свободном плавании

Наиболее заметные сегодня профессиональные сетевые издания - это молодой "Рупор", или официально, "Public relations в России" (http://www.rupr.ru), и давно уже появившийся журнал "Семь статей: хитрости public relations, секреты маркетинга, тонкости политики" (http://www.7st.ru). Их достоинства и недостатки прекрасно описал обозреватель Евсей Вайнер в статье "Акулы пиара в сетях Интернета" ("Со-общение" N2, 1999). Настоящей статьей хотелось бы продолжить его "путевые заметки" о Сети, а заодно и рассмотреть виртуальное PR-пространство под иным, чем Вайнер, углом зрения.

К уже упомянутым электронным журналам можно добавить один из самых обширных в настоящее время информационных сайтов - СМИ.ru (http://www.smi.ru), созданный и опекаемый Фондом эффективной политики (http://www.fep.ru). Сайт дает удобоваримый обзор наиболее заметных публикаций и позволяет просмотреть великое множество как самых свежих, так и архивных материалов. Присутствуют ссылки на ряд изданий, хотя около половины из них приходится на сетевые ресурсы собственно ФЭПа, такие как "Лента.Ру", "Вести.Ру", "Русский журнал" и другие. Если верить создателям сайта, то этот проект призван аккумулировать любую информацию включая слухи, выявлять ее достоверность, определять первоисточник и оценивать степень ангажированности этого источника. Правда, случайному посетителю сайта догадаться о таком его предназначении нелегко.

Еще один интересный информационный сайт с on-line-новостями СМИ и рекламного рынка - "Все о рекламе в России" (http://www.rwr.ru). Он содержит обилие маркетинговой информации об участниках рекламного рынка, о проектах, о расценках на рекламу в различных СМИ (более 500 прайс-листов) и о всевозможных скидках.

Ложкой дегтя в пиаровскому меду воспринимается сайт "Черный PR" (blackpr.ura.ru). Его стиль вполне характеризуется цитатой с главной страницы: "Мы живем в мире черного PR-а! Вся реклама - это один иссиня-черный ПиАр! Сказки о страшных людях, которые зомбируют бедных обывателей в дни выборов, ничто с правдой о том, что происходит в тот момент, когда несчастный семьянин с бутербродом в руках сидит и пялится в ящик!" Впрочем, и такой взгляд на вещи имеет право на жизнь. Особенно после выхода в свет последнего пелевинского бестселлера.

Партнеры по "легким связям"

На www.rupr.ru можно найти один из самых полных каталогов с электронными адресами российских рекламных и PR-агентств. Сразу отметим, что по насыщенности информацией они с натяжкой могут сравниться с "журналами". "Акулы PR" заявляют о себе сдержаннее, предпочитая выводить на сайты чисто буклетную информацию: программные речи первых лиц компаний, перечни услуг, клиентские листы, описания проектов и так далее. Впрочем, некоторые из них пытаются в последнее время разрушить этот стереотип и вступить в более тесный и живой контакт с сетевой аудиторией.

Примером легкости, простоты и своеобразного аскетизма пиарщиков может служить сайт агентства "Р.И.М." (http://www.rim.ru) - классическая схема, воздушность и абсолютно ничего лишнего. Спич Игоря Писарского на главной странице с уже ставшим притчей во языцех афоризмом, что "его бизнес - второй, а клиентский - первый". На сайте есть все необходимое - справка о компании, основные направления деятельности, проекты, предложения, логотипы клиентуры. По сути - это электронный буклет с возможностью обратной связи. И все же ощущение такое, что "Р.И.М." особо не рассчитывает на привлечение дополнительной клиентуры через Сеть, и сайт носит скорее вспомогательный характер. Кстати, это явление весьма распространено сегодня.

"Имиджлэнд" уделил своему сайту (http://www.imageland.ru) заметно большее внимание, но получился он все же претенциозным и пафосным. На заставке - два джентльмена, переполненные чувством собственной значимости и одетые по моде начала ХХ века. Вид их несколько не соответствует, мягко говоря, имиджу преуспевающего бизнесмена века двадцать первого. Но Веронике Моисеевой, безусловно, виднее. Ведь "Имиджлэнд", по ее словам, "делает ЭТО (по-видимому, все же PR-кампании -"о-о") эффективнее многих - на уровне мировых стандартов!" Вот они какие, мировые стандарты!

Приятное впечатление, надо признаться, оставляет знакомство с сайтом PRP Group (http://www.prp.ru). Его создателям удалось решить достаточно сложную задачу - вызвать у посетителей чувство расположения и симпатии к себе. Очень точно выбрана интонация подачи материала, выверен дизайн и продумано содержание. Оно гораздо богаче, чем на других сайтах, но все, как говорится, по делу - подробно и доходчиво. Взять, например, рубрику "Промоушн" в разделе "Услуги". Она содержит девять ссылок: "дегустация", "стимулирование продаж", "премиумы", "сэмплинг", "лотереи, конкурсы, шоу", "промоушн на выставках", "промоушн для дистрибьютеров", "мерчандайзинг" и "маркетинговые исследования и статистика". Так держать!

Конференц-страсти по PR

Ощутить же "биение пульса" PR-сообщества лучше всего на сайтах интернет-конференций. При всем множестве сетевых конференций специализированных в области PR все еще недостаточно. Первым попытался сделать такую конференцию журнал "Советник", но активность этого ресурса сегодня близка к нулю.

Позже появилась конференция "Практика рекламы" на сайте "Все о рекламе" (http://www.rwr.ru). Это было уже лучше, хотя и напоминало практический семинар для студентов или курсы по повышению квалификации работников рекламы и PR. Общение здесь достаточно жестко регламентировано: в одном из разделов существует даже "табель о рангах" для участников ("студент", "коллега" и так далее) - и строится в основном по принципу "ответ авторитета на вопрос дилетанта". Разделов пять: наружная реклама, реклама в прессе, public relations, медиа-планирование и электронные СМИ. В каждом разделе представлен один или несколько специалистов, которые и отвечают на вопросы аудитории.

На сайте можно узнать о том, что же такое "малобюджетная реклама", "чарт в контексте портрета аудитории сайта" или кто "главный 'пузомер' российского Интернета". Здесь можно почерпнуть и немало ценных сведений: например, какая из столичных фирм делает максимально точные замеры по эффективности наружной рекламы или на какой основе лучше провести мультимедийное планирование. Можно даже узнать, что фильм "Wag the Dog" - "не о PR, а о лжи вокруг PR". Прочувствовать же атмосферу сообщества и узнать о том, какие проблемы волнуют сегодня лидеров российского PR, здесь вряд ли удастся.

Новая сетевая конференции - "Связи с общественностью. Российская специфика" (прямо-таки "особенности национального пиара") (http://www.conf.prnet.ru), появившаяся в начале февраля, вызывала повышенный интерес, поскольку очерчивала пространство для неформального общения именно лидеров сообщества. Что-то вроде открытого и в то же время элитарного дискуссионного клуба.

Похоже, "акул PR" давно подмывало поговорить о наболевшем. И разговоры их оказались интересными лицам посторонним - не коллегам, а журналистам и даже клиентам агентств. Среди тех, кто постоянно участвует в дискуссиях на конференц-сайте, - Сергей Михайлов, Михаил Ханов (группа "Русский фонд"), Яков Миневич, Лариса Солодухина, Ласло Грушицки, Леонид Заварский, Дмитрий Бородин, Ефим Островский.

Темы дискуссий и форма их ведения (всегда очень умно, а иногда и эмоционально) дают хорошее представление о процессах, протекающих в элите PR-сообщества. И в то же время новая конференция - это еще и захватывающее talk-show. Это место, где кипят страсти и где выясняют отношения. Это сериал, в котором с нетерпением ждешь продолжения.

РАСО: быть или ...

Одну из самых острых дискуссий вызвала тема "Нужна ли PR-сообществу РАСО?". Чего только не наговорено в Сети вокруг этого сюжета! Характерна, например, резкая реплика Заварского. "Мне кажется, - бросил он в сайт, - что РАСО в том виде, в котором она влачит существование последние года два-три, не просто не нужна, но вредна. Если посмотреть 'под микроскопом' список членов псевдоассоциации, то там, наверняка, найдется не более пяти реальных профессионалов рынка. Остальные - либо 'мертвые души' ассоциации, либо организации, которые после ухода такой 'контактной персоны', как Борисов, и не подозревают о своем членстве. Интересно также посмотреть финансовую отчетность РАСО (по идее, она должна быть максимально, если не полностью открытой) - кто реально платит членские взносы. Мероприятия типа 'Недели Пи-АР' - полный позор".

Столь же непримиримо и эмоционально высказывались и оппоненты Заварского. "О чем вы говорите? - заявил один из участников дискуссии. - РАСО - такая же часть игры, в которую играете вы все! Да, есть недостатки в работе этой организации, ну и слава Богу! Значит, хоть что-то делают, кроме как сшибают бабки с клиентов, которым предварительно хорошенько напудрят мозги. А РАСО нужна! Может быть, не такая, как сейчас, но нужна. Как раз для того, чтобы банкеты наконец закончились, а началась нормальная работа. И то, как эта организация будет работать, зависит только от тех, кто принимает в ней участие". Интересно, что руководители РАСО, судя по всему, решили бойкотировать дискуссии.

Что в имени твоем

Показателен и тот факт, что участники форума не смогли сойтись во мнениях даже по одному из основных для себя вопросов - как назвать сферу бизнеса, в которой все они действуют. Противоречивыми репликами было встречено предложение Михайлова "отстаивать на отечественном рынке нормальный (с точки зрения языка и сути) термин - 'Развитие общественных связей' (РОС), вместо идиотского 'связи с общественностью' или заморского - PR".

Представители системы "ТРИЗ-Шанс" считают, что любой из упомянутых вариантов названия несет на себе определенную "инерцию мышления", а потому, мол, не стоит придавать терминологии большого значения. Другим же, наоборот, тема терминообразования показалась интересной. "РОС - фонетически благозвучней, чем PR (русский язык тяготеет к беспредложным словосочетаниям), - вмешался кто-то в дискуссию. - Кроме того, эта аббревиатура ассоциируется с понятием 'развитие'. Но вот прилагательное 'общественный' вместо существительного 'общественность' явно проигрывает с точки зрения профессиональной семантики. И уж если его использовать, то воротясь к некогда идеологизированному, но вполне добротному термину общественные отношения".

На сегодняшний день доступ в конференцию свободен и не требует регистрации. Моделирование предусмотрено лишь по факту появления тех или иных сообщений, и, похоже, модераторы демонстративно не стремятся злоупотреблять своими правами уничтожать "неудобные" сообщения. По крайней мере до сегодняшнего дня ни одно из резких высказываний в адрес хозяев конференции не подверглось цензурированию. Неизвестно, можно ли сей факт считать признаком появления наконец-то в российском Интернете площадки, на которой принцип свободного обсуждения профессиональных вопросов ставится во главу угла. Статистика посещений показывает, что уже сегодня данный сайт входит в тройку самых популярных сетевых ресурсов по проблемам PR.

Дата публикации: 06:01 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.