Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Гуманитарные технологии и реальная политика / Интернет

Сетевая повестка для президента


Иван Давыдов
интернет-отдел ФЭП
Версия для печати
Послать по почте

Если отчет о кампании 1999 года в российском Интернете напоминал сводку с полей сражений, то кампания-2000 прошла куда спокойнее.

"Бачок" почти пуст

После нашумевшего анонимного "слива" компромата в Сеть в конце 1998 года (так называемый "Коготь-1") традиционные СМИ продолжают подозревать интернет-сообщество в склонности к такого рода действиям. Даже именитые аналитики предрекали, что вот-вот Сеть превратится в "гигантский сливной бачок", забитый компроматом на политиков и бизнесменов. Предсказания эти, однако, не сбылись: даже в ходе предвыборной кампании 1999 года случаи "сливов" были довольно редки. За время же кампании-2000 в Сети вообще не зафиксировано ни одного анонимного компромата - несмотря на наличие активных "игроков", от которых подобного можно было бы ожидать. Дело, конечно же, не в том, что у кандидатов на президентский пост неожиданно обострилось чувство стыда. Просто стало очевидным, что этот способ выяснения отношений с политическими противниками уже утратил эффективность и, похоже, ушел в прошлое.

На первый взгляд может показаться, что причина отсутствия компромата - в угрозах санкций со стороны государства. На самом деле причина в другом: при том, что изготовить сайт не является проблемой, ни одна уважающая себя баннерная сеть не возьмется его рекламировать. А если вдруг возьмется, то реальному автору недолго удастся сохранять анонимность. Попытка разрекламировать его на собственных интернет-ресурсах приведет к тому же. А потеря анонимности чревата, в свою очередь, не только возможными неприятностями со стороны правоохранительных органов или граждан, чьи честь и достоинство пострадали, но еще и подрывом деловой репутации владельцев сайта.

Намного проще организовать "слив" старым проверенным способом - разместив нужные материалы в каком-нибудь небрезгливом СМИ. Кстати, судя по контенту, такие СМИ есть и в Интернете, например, весьма популярное АПН (http://www.apn.ru). Так что рискну предположить: скандалов с анонимными выбросами в Сеть компромата, похоже, больше не будет.

В "кладбищенской" тишине

"Протокольной" частью кампании в Интернете уже стало создание официальных сайтов кандидатов. К президентским выборам персональными сайтами обзавелись практически все участники, за исключением Владимира Жириновского и Алексея Подберезкина. Впрочем, их организации - ЛДПР и "Духовное наследие" - давно имеют партийные сайты (соответственно, http://www.ldpr.ru и http://www.nasledie.ru). Посвящены они в основном трудовым будням партийных лидеров.

Похоже, что штабы кандидатов порой не вполне отдавали себе отчет, зачем вообще нужны персональные сайты. Само по себе открытие сайта политика давно перестало быть информационным поводом: веб-страницы есть у многих губернаторов и даже у некоторых лидеров районного масштаба. Сейчас, чтобы привлечь внимание сетевых СМИ и пользователей Интернета к сайту, необходимо сочетать эксклюзивный контент с агрессивной рекламной кампанией. Большинство же официальных сайтов кандидатов представляет собой "кладбище" мертвой, редко обновляемой информации, да еще и доступной не только в Интернете (биография, программа, опубликованные в СМИ статьи и так далее). Рекламные акции ограничивались, как правило, показом каких-то баннеров. Характерно, что Григорий Явлинский, открывший за пару недель до выборов в дополнение к сайту партии (http://www.yabloko.ru) персональный сайт (http://www.yavlinskiy.ru), даже не рекламировал свое сетевое детище. Сколь активную и дорогостоящую рекламную кампанию в традиционных СМИ развернул его штаб, все помнят.

Исключением стал разве что сайт претендента номер один, открывшийся в конце февраля по адресу http://www.putin2000.ru. Другой, более ранний путинский адрес - putin.ru - еще осенью прошлого года был захвачен неизвестной фирмой, видимо, для последующей продажи. По слухам, за домен запрашивали запредельную сумму в 200 тысяч долларов, но он так и остался невостребованным.

Эффект мифа о "черном ящике"

Кстати, в отличие от сайтов других политиков проект, разработанный избирательным штабом Путина, привлек живое внимание не только сетевой аудитории, но и СМИ - как отечественных, так и зарубежных. Причина, разумеется, во всеобщем интересе к личности Владимира Путина, что подстегивалось в СМИ мифом о нем как фигуре малоизвестной, эдаком "черном ящике". В результате сайт и не нуждался в дополнительной рекламе.

Кроме того, Интернет сослужил кандидату Путину еще одну немаловажную службу. После того как ЦИК запретила продажу изданной "Вагриусом" книги "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным", ее полный текст и все иллюстрации появились в свободном доступе на сайте издательства (http://www.vagrius.com). А днем позже Максим Мошков по согласованию с держателями прав выложил текст в своей электронной библиотеке, кстати, самой популярной в русском Интернете (http://www.lib.ru). В итоге книгу до выборов успело прочесть куда больше людей, чем если бы она продавалась на прилавках: ее тираж, напомню, всего в 50 тысяч экземпляров.

Сайты большинства других кандидатов привлекали внимание лишь тем, что были бездарно разработаны. Так, например, подавляющее большинство публикаций на сайте Амана Тулеева (http://www.tuleev.ru) сопровождалось крайне незамысловатыми заголовками типа "Пресс-релиз пресс-службы администрации Кемеровской области". Затем это творение подразделялось на следующие друг за другом главы: "Информация-1", "Информация-2" - и далее в том же духе. На сайте Юрия Скуратова (http://www.scuratov.ru) был заявлен раздел "Идеи". Но отсылка к нему с главной страницы приводила читателя в пустующее пространство, что дало злым языкам повод утверждать, что идей у данного кандидата в президенты не густо.

Стоит отметить и сайт Умара Джабраилова (http://www.umar.ru): разработанный популярным в Сети дизайнером LINXY (Дмитрием Белинским). Пожалуй, сайт Джабраилова оказался самым красивым, но с изысканным фоном явно диссонировало убогое содержание. Долго не обновлявшиеся тексты изрядно смешили посетителей. Особенно выдающимся в этом плане стоит признать раздел "Прекрасному полу", в котором сообщалось, что Умар Алиевич не только чрезвычайно галантен, но и ... "К сожалению, личная жизнь Умара Джабраилова не сложилась, - сообщалось в сайте, - он был женат дважды и развелся с последней женой четыре года назад. Поэтому у юных прелестниц есть шансы завоевать его сердце". Трудно сказать, чем объясняется столь странный подход к публикуемым материалам: неудачной попыткой заигрывать с интернет-аудиторией или же отсутствием в джабраиловском штабе людей, способных написать вменяемый текст.

Последний вывод косвенно подтверждает опыт работы открывшегося в феврале информационного ресурса "Обозрение.ру" (http://www.obozrenie.ru), также принадлежащего Джабраилову. Судя по его структуре и содержанию, создатели собирались потеснить на рынке информационных проектов "Ленту.Ру". Но сделать этого им так и не удалось. Зато статьи в политическом разделе "Обозрения" просто отпугивали грубостью исполнения предвыборного заказа.

Кандидат "Против всех" родом из Сети

Если верить выступлению директора новых проектов ФЭП Марины Литвинович на интернет-форуме РИФ, то кандидат "номер тринадцать" - "Против всех", ставший чуть ли не главным соперником Путина, - вышел как раз из Сети.

Среди неофициальных сайтов кандидата "Против всех" - "Путин - не наш президент" (http://www.antiputin.hotmail.ru). Автор так и не сумел внятно изложить на страницах сайта, чем ему не угодил и. о. К более изощренным проектам можно отнести "ОСВОД" Ивана Засурского (http://webcenter.ru/~osvod/) и "Кремлевскую стену" (http://www.ussr.to/All/anit/vibor/index.htm). Несмотря на явно кустарное оформление (адреса на серверах, незамысловатый дизайн и так далее), содержание сайтов оказалось вполне серьезным. Оба упомянутых проекта агитировали за голосование против всех или бойкот выборов по причине их "безальтернативности". На "Кремлевской стене" автору удалось даже организовать довольно содержательную дискуссию посетителей.

ФЭП против "Моста"

Опыт избирательных кампаний подсказывает, что главные сражения между соперниками происходят не на официальных сайтах, а в сетевых СМИ. А там-то баталии обещали быть бурными: в начале года в Интернете активизировался холдинг "Медиа-Мост", скупивший одну из старейших интернет-компаний "Нетскейт". Ожидалось, что одним из первых ресурсов "Мемонета" (так называется интернет-отдел "Моста") станет масштабный портал "Заголовки.Ру" (http://www.zagolovki.ru), призванный объединить все наиболее интересные сетевые публикации о политике и экономике.

Перед самыми выборами "Мост" запустил свой проект. Но ФЭП, по-прежнему удерживающий лидерство на информационном интернет-рынке, тут же нанес ответный удар, модернизировав в конце февраля свой "пробивной" проект "СМИ.Ру" (http://www.smi.ru). Теперь он сочетает в себе эксклюзивный контент с анонсами наиболее интересных публикаций других сетевых СМИ. Этот ход, отмечалось в сетевой прессе, поставил еще не открывшиеся "Заголовки" в проигрышное положение. Ту же судьбу разделила и сетевая версия журнала "Итоги" (http://www.itogi.ru), более обширная и более оперативная, чем бумажная.

Впрочем, и сам ФЭП в условиях фактического бездействия конкурентов оказался в довольно странном положении. "Мемонет" оказался неэффективным, да и джабраиловская "Плаза-интернет", обещавшая определенную агрессию, разочаровала охотников до "жареного". Целенаправленная работа всех информационных ресурсов ФЭП против блока "Отечество-Вся Россия" в кампании 1999 года, безусловно, принесла свои плоды. Такой же координации действий этих ресурсов в 2000 году, однако, не наблюдалось.

Показательный пример - освещение истории с журналистом Бабицким. Если "СМИ.Ру" фактически транслировали точку зрения властей, то фэповские же "Вести" (http://www.vesti.ru) поместили немало материалов в защиту корреспондента радиостанции "Свобода". И таких примеров много. Возможно, в этом проявился один из недостатков избранной ФЭПом интернет-стратегии, которую можно определить как "стратегию простого преобладания". Стало очевидно, что постоянное умножение количества ресурсов не только мешает координации их действий в условиях кампании, но и вынуждает их конкурировать между собой за аудиторию потенциальных читателей.

Врать надо умеючи

Мало кто сомневался, что после оглушительного успеха elections99.com практика публикации в Интернете данных exit polls в день выборов будет продолжена ФЭПом. Так и произошло, но подготовлен проект на сей раз был куда более основательно, чем в декабре прошлого года: еще свежи в памяти угрозы ЦИКа в адрес Павловского и попытки его противников взломать сайт в день выборов в Думу.

Примерно за месяц до выборов ФЭП направил в ЦИК официальный запрос, сопровождавшийся комментариями юриста, подтверждавшего законность готовившегося мероприятия. Глава же ЦИК Александр Вешняков медлил с ответом вплоть до открытия проекта. В конце концов ответ был дан - причем довольно алогичный. Суть его сводилась к следующему: с точки зрения закона публикация данных опросов в Интернете на сайте, не зарегистрированном в качестве СМИ в Минпечати (напомню, сейчас такая регистрация не является необходимой и вообще никак не регламентируется), официально не может быть признана нарушением. Но по сути, подчеркивалось в документе, это нарушение. ЦИК, иными словами, расписался в своей беспомощности, и за четыре дня до выборов проект был благополучно открыт. На всякий случай на сайте была предусмотрена возможность подписки на рассылку данных опросов по электронной почте. Таким образом приравнять письмо к публикации не удалось бы даже господину Вешнякову.

В сравнении с думскими выборами изменились и концепция, и масштаб проекта exit polls. Публиковавшиеся в декабре данные были призваны обеспечить "превентивный гражданский контроль за ходом выборов". В марте же главной интригой проекта ВВП.ру (http://www.vvp.ru) стал сбор мнений избирателей по главному вопросу - что должен делать будущей президент страны.

Говоря о проекте ВВП.ру, его учредители - ФОМ, ФЭП, "Русский институт" и "Независимая газета" - заявили, что создавался он в контексте формирования так называемого движения Новых Экспертов. Главной задачей же всего движения является поиск "людей, имеющих идеи и готовых к диалогу с властью".

За четыре предвыборных дня было опрошено более сотни экспертов, с текстами интервью которых можно ознакомиться на сайте. Среди них - политики, политологи, экономисты, писатели. Многие из опрошенных согласились принять участие в брифинге "Выборы в Интернете. Повестка дня нового президента", который в день выборов провели Глеб Павловский и Александр Ослон (ФОМ). Кстати, к началу брифинга появилась и интрига, связанная с опросами: по первым данным казалось, что второй тур неизбежен. Однако к семнадцати часам по Москве, когда брифинг перерос в открытую дискуссию, стало ясно, что Владимир Путин уже не и. о., а полноценный Президент Российской Федерации.

Любопытно, что аналогичный проект (elections2k.dynip.com/) попытались организовать сторонники "Яблока". Однако сразу же было замечено, что результаты их опросов (опрашивались порядка 3 тысяч человек против 80 тысяч на ВВП) нельзя считать достоверными. Так, по их данным, Григорий Явлинский якобы получал порядка 30% голосов. Как верно заметил один из участников теледискуссий, "врать надо правдоподобнее".

Продолжение следует

ВВП.ру побил все рекорды популярности сетевых проектов: 26 марта на нем зарегистрировано свыше 40 тысяч пользователей - больше, чем в свое время на сайте elections99.com. А опубликованные на ВВП.ру результаты опросов процитировал в своей программе Николай Сванидзе еще до окончания выборов, предварительно отключив вещание на Калининград.

Существенно важно то, что в отличие от своего предшественника проект ВВП.ру не закрылся после окончания выборов. Задачи, сформулированные в день открытия, по-прежнему актуальны: стране необходимы новые идеи. И, кажется, Интернет доказал свое право стать средой дискуссии, которая может сформулировать реальную повестку дня. Если новый президент согласится с тем, что сформулированные на сайте идеи и предложения следует трансформировать в его программу действий, то, значит, проект затеян не зря. Если нет - то эти идеи могут стать программой конструктивной оппозиции. В любом случае ФЭП не промахнется.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гуманитарные технологии и реальная политика
Контекст
Гуманитарные технологии и реальная политика
Петр Щедровицкий
Десять президентских лет
Юрий Коргунюк
Мнение
Экономцентристы опять "спасают Россию"
Глеб Кузнецов
Рынок PR, или Соперничество "личных связей"
Дмитрий Поспелов
Среда
PR-сообщество и "остальной мир"
Александр Моисеев
Хорошая репутация для острого момента
PR в ХХI веке: выживание в новом качестве
Сергей Беленков
Практика
Не стреляйте в медвежат
Владимир Абаринов
Эмиратский бумеранг
Александр Шумилин
Интернет
Сетевая повестка для президента
Иван Давыдов
Как же нас теперь называть?
Александр Ковалев
Академия
Mister Putin в российском контексте
Россия в поисках своего де Голля
Сергей Марков
Гуманитарные фабрики
Система ГАС "Выборы": хорошие вести гарантируются
Сергей Петухов
Как побороть апатию избирателей
Андрей Мадисон
Батяню не выбирают. Батяня просто есть.
Книжный стенд
Как добраться до Олимпа власти,
Денис Бычихин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.