Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/2/s/17


Пойдет ли Путин по стопам Немцова

Сравнительный анализ образов двух политиков
К старту президентской кампании позиции Владимира Путина представляются не столь однозначно выигрышными, как еще с месяц назад. Пик его беспрецедентной популярности в обществе явно пройден. Кроме того, оппоненты и. о. президента раскручивают против него информационную кампанию в прессе. Ставку они делают главным образом на регионы.

Нынешнее положение Владимира Путина на информационном поле можно оценить точнее, прибегнув к аналогии с ситуацией Бориса Немцова в "московский период" его деятельности - с апреля по декабрь 1997 года. Дело не только в том, что Путин и Немцов обладают рядом сходных черт, но и в том, что эволюция их образов в СМИ прошла несколько аналогичных этапов: "взлет", "развитие образа", затем падение интереса со стороны симпатизировавшей ранее части электората и постепенная негативная трансформация имиджа. Борису Немцову довелось полностью пройти этот цикл вплоть до разрушения образа, после чего началось постепенное восстановление имиджа.

Эксперты ФЭПа провели анализ публикаций о Путине с изложением его взглядов за период с 1 сентября 1999 года по 29 января 2000 года. Результаты исследования позволяют констатировать, что как политический лидер нынешний и. о. президента прошел не только этап "всеобщей заинтересованности", но и поворотный пункт: интерес к нему в российских СМИ начал быстро снижаться. И это несмотря на рост протокольной активности Путина. В результате образ нынешнего российского лидера вплотную приблизился к негативной фазе своей эволюции. На данный момент содержательная упоминаемость Путина, обычно доминирующая в позитивной фазе, сильно снизилась, приблизившись к величине, сравнимой с частотой упоминания в прессе Явлинского, Примакова и Зюганова.

При сравнении графиков, отражающих степень вовлеченности СМИ в освещение образов Владимира Путина и Бориса Немцова, можно заметить аналогию этих процессов особенно в центральных изданиях (см. схемы).

Прецедент колебаний популярности Бориса Немцова отчетливо подсказывает возможный дальнейший сценарий развития информационной ситуации вокруг фигуры Владимира Путина.

"Взлет с нулевой отметки", или позитивный период

На момент появления в качестве публичных политиков и важных фигурантов на информационном поле и Путин, и Немцов не являлись в глазах журналистов выходцами из известной политической тусовки. Они скорее воплощали образ "новых людей". Впрочем, следует отметить и немаловажное различие в двух образах: если на момент выхода на общефедеральную арену Немцов уже обрел известность как удачливый реформатор, то Путин воспринимался журналистами и обществом в целом скорее как личность таинственная ("белый лист бумаги").

"Люди Ельцина". И Путин, и Немцов вошли в большую политику благодаря Ельцину, будучи его назначенцами и "фаворитами". Так, газета "Биржа" вышла 29 августа 1997 года со статьей, озаглавленной "Президент - самая надежная "крыша" Немцова".

Реализация - ставка на конкретные дела. С самого начала Борис Немцов обрел популярность как политик, не просто раздающий обещания, но и реально делающий дело. Он старался держаться в стороне от политических дрязг, выдвигал конкретные инициативы и брался за их реализацию. Молодой и энергичный, бывший губернатор Нижнего Новгорода олицетворял своим образом "политика-мечту" для значительной части населения России.

"Словно не обращая внимания на суету конкурентов, Немцов демонстрирует погруженность в выполнение обязанностей вице-премьера. Ставка команды Немцова на конкретные действия пока себя оправдывает", - так писала газета "КоммерсантЪ" 6 мая 1997 года.

"Немцов ощущает себя сверхпубличным и сверхвостребованным политиком" (журнал "Новое время" от 1 июня 1997)

Практически по той же схеме вовлекался в большую политику и Владимир Путин: сразу после переезда из Петербурга в Москву он был вынужден включиться в разрешение сложнейших проблем; как и Немцов, оказался в центре кризисной ситуации в верхнем эшелоне власти и должен был с ходу демонстрировать готовность действовать решительно и эффективно. Жесткие действия Путина в Чечне создали ему имидж политика, востребованного временем и большинством населения.

"Рост рейтинга Путина отражает совпадение настроений населения с заявлениями премьера" ("Новые известия" 25 сентября 1999).

"Он не такой, как все эти". В период, когда образ власти в глазах населения распался на две части - власть "старую, дряхлую" и власть "новую энергичную", "молодые реформаторы" в правительстве стали символом "надежды на прорыв".

"Немцов замахнулся на святое - естественные монополии и уполномоченные банки". (газета "Сегодня" от 8 апреля 1997).

Образ Немцова на этом этапе характеризовался прессой в таких терминах: молодой, симпатичный, наш, а не западный (в том смысле, что провинциал), не "гарвардский мальчик", как Гайдар и Чубайс. Путина осенью 1999 года пресса описывала почти в тех же терминах: молодой, решительный, патриот, отвечает на вызов времени, придет и сделает все, как надо.

"Ожидание перемен". На информационном поле позитивно оценивается сам факт смены действующих лиц, намерения молодых политиков работать в режиме "пожарной команды", принимая весь набор "экстренных мер": в 1997 году в сфере экономики, а в 1999 году - в области безопасности (проблема Чечни).

Обманутые надежды, или негативный период

Ожидание перемен в случае с Борисом Немцовым и теперь, с Путиным, приводит к формированию своего рода комплекса "обманутых ожиданий". Слишком большие ожидания ведут к пристальному вниманию СМИ, после чего (при отсутствии "чудес" или того, что могло быть представлено в СМИ как "достойные свершения") начинается фаза почти тотальной критики. Слишком нарочитая демонстрация намерений со стороны этих политиков создала психологическую атмосферу, в которой малейший сбой становится поводом для жестких нападок прессы.

По сути дела на этом этапе развития образа происходит его радикальный перелом: разочарования журналистов в этих политиках начали обретать форму почти информационной кампании против них. К этой кампании мгновенно подключаются и политические оппоненты Немцова и Путина.

В этой фазе развития их образы также характеризуются одними и теми же определениями.

"Камикадзе": Немцов поставил весь свой политический престиж на продвижение реформ (жилищно-коммунальной реформы, разбюрокрачивание административного аппарата, сопровождавшееся пересадкой правительственных чиновников с иномарок на отечественные автомобиле); Путин "рискнул политической карьерой" из-за Чечни.

Оба политика подвергались нападкам прессы из-за того, что "тащили" к власти свои команды: Немцов - нижегородскую, Путин - питерскую. Понятие "команды", надо сказать, на подсознательном уровне ассоциируется у части населения с известной в 60-е годы "днепропетровской командой Брежнева".

В случае с обоими политиками СМИ постоянно акцентировали "виртуальность" их образов как политических лидеров, их "сделанность" за счет "телевизионной раскрутки". "Логики в образе Немцова нет, есть телевизионная раскрутка" ("Советская Россия" от 29 мая 1997). За "выстроенными в виртуальном пространстве" образами в какой-то момент не обнаруживается реальных дел и успехов.

И, наконец, СМИ развенчивают последнюю из интерпретаций позитивного периода - ставку на конкретные дела. Все чаще в печати встречается оценка действий этих политиков как "популистских", направленных на повышение собственного рейтинга.

"Без популизма, как известно, народной любви не завоюешь. И надо отметить, что определенные результаты достигнуты - рейтинг Немцова резко пошел вверх, и вот уже Борис Ефимович значится среди политических фигур, обладающих наибольшим народных доверием" (газета "iностранец" 12 апреля 1997).

Само слово "рейтинг" у Немцова приобрело самостоятельную жизнь: "Рейтинг Немцова" ожидают очень непростые времена" ("Сегодня", 8 апреля 1997). Как сложится жизнь рейтинга Путина?

Дата публикации: 13:14 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.