Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/2/practice/13


Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал

В прошлом номере мы рассматривали две основные тенденции развития отечественной PR-индустрии. Первая вызвана объединением профессионалов в различного рода консорциумы. Вторая - вхождением наших агентств в крупные международные PR-сети. В этом материале мы подробно остановимся на новом объединении - "PR Консорциум".

Брачный сезон PR-компаний

В конце января обозначенные тенденции совпали, породив нечто третье. Созданный всего полгода назад "Треугольник" ("Имидж-Контакт", "Михайлов и Партнеры" и "Р.И.М.") стал аффилированным членом транснациональной сети "Porter Novelli International". "Судя по всему, "Треугольник" работает на перспективу, пока неизвестно, что принесет ему вступление в Porter Novelli: прибыль или затраты. Но именно с видением перспективы связано его вхождение в сетевое агентство" - считает Александр Чумиков, руководитель "Международного пресс-клуба" (МПК) и один из учредителей "Нового PR-консорциума", куда также входят информационно-аналитическое агентство "Миссия-Л" и корпорация "Деловая лига". Этот союз был создан летом этого года, но официальная презентация Консорциума ожидается на выставке "PR, консалтинг и выборные технологии - 2000".

В последнее время российский рынок PR, похоже, развивается в полном соответствии с законами, описанными в учебниках политэкономии: происходит его концентрация и постепенно начинают возникать монополии.

Но до рынка международного нам пока далеко. Burson Marsteller, например, имеет по всему миру две с половиной тысячи сотрудников и платит им постоянную зарплату. Говорить о подобных сетевых агентствах в России пока не приходится.

Вместе с тем, тенденция объединения этих агентств между собой и вхождение их в международные сети набирает обороты. "Конечно, хочется "съесть" все самому, - объясняет происходящее Александр Чумиков. - Но наступает период, когда это становится невозможным: либо не переваришь, либо подавишься.".

В этой ситуации на российском рынке в последнее время происходили "танцы со сменой партнеров". Создавалось множество различных союзов, заключаемых для реализации одного или нескольких заказов. "Имиджленд" временно объединялся с "Имидж-контактом", "Имидж-контакт" - с "Международным пресс-клубом" и так далее.

Вместе с тем, с течением времени некоторые партнеры, присмотревшись к друг другу, решают "узаконить" свои неформальные связи.

Простая история

Все произошло довольно банально. В начале лета 1999 года руководители трех компаний решили совместно работать над программой "Имидж регионов - имидж России". "Мы даже не думали о создании какой-то новой организации, просто занимались разработкой программы, - вспоминает Александр Чумиков. - В это же время к нам поступил заказ на федеральное сопровождение движения "Вся Россия" на выборах в Государственную Думу. Каждый из нас понимал, что справиться в одиночку невозможно".

В основу "PR-Консорциума", как и в случае с "Треугольником", был положен принцип взаимодополняемости. Решили, что "Международный пресс-клуб" организует информационное сопровождение проектов (в частности, "special events") и услуги по бизнес-PR. "Миссия-Л" займется избирательными технологиями, разработкой стратегий продвижения брендов, а "Деловая лига" возьмет на себя рекламу и креативно-продюсерскую деятельность. Первый совместный проект был самым трудным. В процессе работы агентства долго присматривались друг к другу, выясняли специфику работы каждого. В результате всем стало ясно, что проект не состоялся бы, если бы за дело взялись однотипные структуры.

Помимо названных проектов "Консорциум" успел провести и другие, в основном, в сфере политики. После первого опыта совместной работы, стало ясно, что речь идет не только о функциональном, но и о стратегическом взаимодополнении. "Миссия-Л" действительно тяготеет прежде всего к политическому консалтингу. А "Международный пресс-клуб" нельзя назвать специализированным агентством этого профиля, так как в политику оно приходит через бизнес-PR. Кроме того, этим двум агентствам удобно иметь партнера из сферы рекламы.

Естественным образом складывалась инфраструктура совместной деятельности. Президент корпорации "Деловая лига" Виталий Расницын считает, что особенность "Консорциума" в том, что "он не является еще одной PR-фирмой". "Все три участника,- говорит он,- будут продолжать работать на рынке и самостоятельно".

"Консорциум" не обрел права юридического лица и все решения принимают три сопредседателя - генеральный директор агентства "Миссия-Л" Татьяна Лукьяненко, Виталий Расницын и Александр Чумиков. Конкретные совместные проекты будут отрабатывать рабочие группы, создаваемые из сотрудников фирм-участниц в соответствии с техническим заданием и содержанием. Координатором совместных проектов на постоянной основе является Исполнительный директор "Консорциума", Председатель Совета директоров "Миссии-Л" Мирослав Кошелюк.

По мнению учредителей , набирать новую команду не целесообразно не только по финансовым соображениям, но и для сохранения требуемого уровня доверительности в работе.

Еще одна особенность "Консорциума" состоит в том, что его члены не заключали договоренности о формальном разделе заказов "на троих".

Обмен клиентами также осуществляется с учетом специфики каждой из структур, не распространяясь на обслуживание иностранных клиентов.

Будущее без мистификаций

Как мы уже говорили, жизнь многих объединений этого рынка была недолгой. Но участники "Консорциума", похоже, планируют длительное сотрудничество , исходя из простых прагматических соображений "В перспективе на российском рынке наметится специализация PR-услуг по более узким направлениям, - считает Чумиков."

И последнее. Участники "Консорциума" рассматривают возможность вступления в одну из международных PR-сетей как неизбежный этап в будущем. "Но неизбежен он не только и даже не столько для нас, сколько для гигантов мирового рынка PR,- говорит Чумиков." Ведь в PR-службах таких транснациональных компаний-производителей, как Philip Morris, Procter & Gamble, Pepsi-Cola, не просто много русских, а уже становится мало иностранцев. На международный рынок мы должны пробиваться, но в России они сами к нам придут".

Дата публикации: 13:14 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.