Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/2/mg/11


PR как форма жизни и мысли

Преподаватели ВШЭ тестируют новую программу обучения public relations
Для широкой аудитории PR остается явлением новомодным, не вполне понятным и, разумеется, импортированным извне. Определенные резоны в этом есть. Преподавателю, обязанному ввести студентов в мир PR, важно представить феномен через понятные элементы. Например, целесообразно рассматривать PR как инструмент общения и организации коммуникации.

Важно прежде всего понять, что элементы и технологии PR пронизывают нашу жизнь во всех ее проявлениях и совершенно естесственны для нее. Дж.Г.Мид, рассматривая символический характер общения людей между собой, выделил в этом обмене символами то, что он назвал "презентированием Я". Речь шла о том, что символическое общение, то есть любое общение и любая передача содержательной информации от человека к человеку возможна только тогда, когда человек сознательно или бессознательно "рассказывает" о себе другим людям. Этот "рассказ" может и в самом деле быть словесным повествованием о себе, прямым текстом. Но столь же часто эту задачу выполняют наши жесты, выражение лица, стиль одежды, способы организации поведения и многое другое. Таким образом, презентирование можно назвать "воздухом" коммуникации.

Теперь зададимся вопросом: не есть ли PR лишь концентрированное, направленное и технологически заостренное проявление всего того, о чем говорил Дж.Г.Мид? Думаю, что так оно и есть.

Из сказанного напрашивается один простой и любопытный для профессионалов вывод: источник их мудрости находится не только в ученых книгах, но прежде всего в самой жизни, неисчерпаемости форм человеческого общения. PR-находки, PR-открытия, PR-программы и прочее, так или иначе, присутствуют в нашей повседневной жизни. Только их надо увидеть, очистить от лишнего, обобщить и, наконец, воплотить уже в виде творческого акта. Именно так поступают театральные режиссеры, художники, писатели, журналисты, словом - представители всех творческих профессий, подсматривающие жизнь и создающие из ее материала свои произведения. И думается, что по большому счету PR-специалистам также место в этом ряду.

Из этого рассуждения следует вывод, что PR - высокотворческая профессия. Этот тезис звучит для PR лестно, но, как и всякая лесть, она двусмысленна. Понятно, что, театральным режиссером может стать далеко не каждый. Конкурсы в театральные и кино-вузы говорят сами за себя. Это касается и всех других творческих профессий. Их представителям нужен талант или, как минимум, "искра божья", не так ли? А представителям PR? Ведь в PR создание выверенного образа (имиджа клиента, компании, мероприятия) и выведение его на сцену жизни - основа профессиональной деятельности.

Наш третий тезис, однако, печальный. В России PR-деятельность с трудом пробивает себе дорогу. Отсутствие общей гуманитарной культуры повседневности очевидно. Присутствие при этом отдельных "островков" или "осколков" высокой культуры не спасает положения. Трудно оперировать "тонкими технологиями" высококлассного PR в условиях, когда повсеместно нарушаются нормы общения, когда хамство в больших и сверхбольших дозах растворено во всем, что может двигаться и высказываться, когда силовые методы преобладают в сознании людей над методами убеждения, когда стремление получить немедленную экономическую выгоду господствует практически во всем и превратилось в ее величество Русскую Идею рубежа веков. Эти проблемы PR разрешить не в состоянии, так как они - неотъемлемая часть макроструктур общества. Это положение дел с нашим культурным контекстом необходимо учитывать тем, кто готовит специалистов в данной области. Это четвертый и последний тезис, предпосылаемый разговору о некоторых практических предложениях.

Перед нашей кафедрой, кафедрой общей социологии Государственного университета.Высшей школы экономики встала задача предложить студентам убедительную (для них) и эффективную (для общества) специализацию. После длительных обсуждений и консультаций мы пришли к выводу, что будем создавать программу PR, которая резко отличалась бы от примитивного набора образовательных полуфабрикатов. В основу новой программы мы решили положить всю "мудрость социологии", означающую не поверхностное многознание, а комплексность, структурность и функциональность.

Пропуская многие промежуточные звенья наших рассуждений, мы хотим представить вниманию читателей общую модель подготовки, рассчитанную на два года специализации на старших курсах социологического факультета. Модель состоит из четырех главных компонентов. Схематично это выглядит следующим образом.

Фундаментальная подготовка в области институциональной социологии. Основная цель - продолжить общесоциологическое образование с особым акцентом на анализ проблем различных институтов общества (политические и экономические институты, право, семья, образование, армия, культура, здравоохранение, спорт, СМИ, общественное мнение). Задачи: в формате спецкурсов студенты приобретают экспертные социологические знания в области функционирования этих институтов, как в России, так и за рубежом.

Примечание: программа подразумевает предшествующую фундаментальную социологическую подготовку по программе социологического факультета ГУ-ВШЭ.

Творческие мастерские аналитической журналистики создаются вокруг приглашенных для преподавания крупнейших журналистов-аналитиков. Задачи: на занятиях осваиваются принципы журналистского расследования, формируется журналистское мастерство владения текстом, постигаются основы доведения материала до печатной и эфирной завершенности; серия публикаций в студенческих изданиях ГУ-ВШЭ и профессиональной прессе.

Программа театрализации включает в себя традиционные компоненты театрального образования и направлена на формирование у студентов театрально-образного мышления; занятия ведут театральные деятели главных российских театров.

Практика состоит из созданного студентами (под творческим руководством профессора) студенческого PR-агентства, работающего над малыми проектами с возможностью последующего выхода на большое поле; одновременно студенты включаются в работу столичных PR-агентств, что естественным образом будет способствовать дальнейшему трудоустройству выпускников.

Предлагаемая нами модель порождает вопрос: "А где, собственно говоря, ведется подготовка по PR?" Ответ: "Нигде". Предполагается, что синтез всех четырех взаимодействующих компонентов программы произойдет по принципу цепной реакции. Творческий потенциал, изначально заложенный в каждом компоненте таков, что их взаимодействие приведет к созданию теоретически чистого и конкурентоспособного образовательного "продукта". Более того, программа каждого предлагаемого компонента, за исключением Практики, вообще не будет содержать узкой специфики PR. Она в данном случае представляется излишней.

Таковы замыслы. И хотя принято считать, что преждевременное оповещение может мистическим образом аннигилировать результат, позволю все же нарушить правило, ибо на ранней стадии формирования программы рассчитываю на советы и содействие коллег. Это и есть, как мне видится, залог успеха.

Дата публикации: 13:14 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.