Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Школа PR в России существует / Магистр

"Terra Politicae" как Terra Viva


Марина Щедровицкая
главный редактор журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Заметки о Международном Молодежном Форуме гуманитариев
Гуманитарное образование всегда было проблемной областью - и не только у нас в стране. Именно гуманитарии более всего экспериментируют с учебными программами и планами, ищут новые формы обучения, практикуя его активные методы - тренинги и деловые игры.


Вербальная машина под названием ВУЗ

Вопросы подготовки специалистов в области психологии, социологии, менеджмента - постоянный предмет дискуссий. За последние десять лет к существовавшему небольшому набору гуманитарных профессий добавился серьезный блок специальностей, продиктованных потребностями рынка: рекламисты, дизайнеры, специалисты по связям с общественностью, политтехнологи, специалисты по коммуникациям, по корпоративному управлению и так далее.

Получается, что новые виды деятельности возникают гораздо быстрее и осваиваются, разумеется, "непрофессионалами". Образование же плетется в хвосте этого процесса, и к тому моменту когда наладится "производство" специалистов, тип деятельности легко может измениться. В большинстве западных вузов, например, уже не готовят специалистов по "PR", переориентировавшись на "специалистов по коммуникациям".

Более того, мы утверждаем, что подготовка таких специалистов в принципе не может быть "втиснута" в рамки вузовского образования. Вуз - это вербальная машина, которая не может сформировать у студентов необходимых навыков для такой сложной творческой деятельности, как развитие связей с общественностью или реклама. Поэтому саму постановку вопроса о том, как надо "правильно организовать в вузе процесс подготовки специалистов по связям с общественностью или по рекламе", мы считаем в корне ложной. Такая формулировка обнаруживает непонимание ее авторами устройства современной системы гуманитарного образования. В разряд непонимающих при этом попадают и преподаватели, требующие определенных стандартов образования в этой сфере, или единой программы по специальности или хуже того - общепризнанного определения профессии.

Постановка же вопроса о современном образовании специалистов по связям с общественностью, сделанная Борисом Новицким на сайте PUPR "PR - наука или ремесло?", вообще отбрасывает нас назад в XIX-й век. Ответы, которые мы начинаем получать относительно очерченной проблемной области, во многом определены нашими собственными представлениями о том, как устроена сфера гуманитарного образования.

Конечно, костяк образования исторически складывается из простых и понятных форм, закрепленных в виде школ и вузов, ориентированных на передачу знаний. При этом за последние двадцать лет сложилась разветвленная система так называемого дополнительного образования. Именно дополнительного, а не пресловутого компенсаторного.

Традиционное вузовское образование даже в начале нового века вряд ли вырвется из парадигмы передачи знаний. Вероятно, надо смириться с тем, что вуз так и останется машиной по передаче знаний, другое дело - хорошей или плохой.

Дополнить гуманитария тренингом

Попробуем разобраться в чем же специфика и назначение дополнительного образования? Начнем с того, что эта система строится на принципах работы с человеком, как с неисчерпаемым интеллектуальным ресурсом. Образно говоря, если в вузе студент "прогоняется" в течение пяти лет сквозь жесткую машину образования, безразличную, по большому счету, к индивидуальным особенностям и способностям, то система дополнительного образования реализует совершенно иной подход. Она прежде всего работает с образовательной траекторией данного человека. Она как бы присматривается к человеку: поскольку решает задачи технической работы с заложенными в человеке способностями, а также с его интеллектуальными и поведенческими ресурсами.

Именно поэтому дополнительное образование в освоении гуманитарных специальностей начинает играть все большую и большую роль. Мы имеем ввиду различные курсы, тренинги, специализированные тематические семинары, деловые игры, зарубежные стажировки и так далее.

Грубо говоря, вузы существуют для ленивых студентов, которые отождествляют свое образование с маркой и статусом полученного диплома. Студенты более любознательные, ищущие, получившие тот или иной опыт работы, стараются осваивать все возможные существующие системы дополнительного образования.

Форум личностей

За прошедшие полтора месяца этого года мы познакомились с рядом экспериментов, которые можно отнести к системе дополнительного образования. Первый яркий и интересный пример - Международный Молодежный Форум "Terra Politicae", впервые организованный и проведенный Консалтинговой группой "ИМИДЖ-Контакт" и Институтом политических исследований при участии Российской Ассоциации Студентов, изучающих Общественные Связи (РАС и ОС), Клуба молодых политологов МГУ и Государственного Университета-Высшей школы экономики.

Подобные мероприятия организуются по одной схеме:

- проводятся, как правило, на выезде, за пределами города;

- продолжаются около недели;

- в течение дня используются различные формы групповой и индивидуальной работы (лекции, семинары, дискуссии, тренинги);

- работа организована по интенсивному графику с (10.00 до 24.00).

По содержанию и целям мероприятия эти, разумеется, различаются. Об особенностях работы Форума корреспонденту "Со-общения" рассказала Ольга Плетнева, его исполнительный директор. "Для участия в Форуме претендентам требовалось написать эссе на тему "Молодежь и политика", которые были представлены конкурсной комиссии. По итогам конкурса 37 претендентов получили 100%-ую и четверо - 50%-ую грантовую поддержку для участия в Форуме. Остальным было предложено оплатить свое участие в размере 150 у.е. Общее число участников мероприятия составило 63 человека".

Отвечая на вопрос, почему он взялся за организацию этого мероприятия, директор Института политических исследований Сергей Марков сказал так: "Прежде всего мы исходили из того, что современное образование должно включать в себя не только получение знаний, но и освоение нового опыта, установление новых связей, и что особенно важно - постановки задачи развития личности. Поэтому нам было так важно не просто давать новые знания, а формировать ситуацию, в которой студенты могли бы понять возникающие у них новые возможности. В нашей работе важна роль тренингов, дискуссий, круглых столов. Высшее образование - это прежде всего обретение новых возможностей. Только учащийся ПТУ обычно четко знает, что ему нужно знать, а что нет".

Откровенный Владимир Рыжков

Виктор Гафт, Генеральный директор КГ "ИМИДЖ - Контакт", рассказывая про задачи Форума, особо подчеркивает важный принцип, который задает специфика мероприятия. "Для эффективного обучения надо прежде всего создать доверительную атмосферу. Человек может учиться не только через свой собственный опыт. Опыт других людей может обогатить его за более короткое время путем дискуссий и тренингов. Микросреда, возникающая здесь, порождает контекст, где тренинги и семинары создают другое ощущение времени для участников. По возвращении домой понимаешь, как много всего произошло с тобой за неделю - будто прожил целую жизнь".

Например, публичный политик Владимир Рыжков поразил слушателей своей откровенностью и желанием напрямую общаться с аудиторией. Атмосфера явно работала!

Сами же студенты, с которыми нам удалось поговорить в последний день мероприятия, казались по-настоящему довольными. Михаил Калинин, студент 4-го курса МГУ, описал корреспонденту "Со-общения" свои впечатления соледующим образом: "Время, которое я прожил здесь, очень ценно для меня, - сказал он.- Ценно неформальное общение, как с организаторами, так и с участниками. Я здесь встретил много разных, но интересных людей среди самих студентов. Было интересно пообщаться с реальными политиками. Это дало понимание этих людей как личностей. Получил колоссальный опыт в тренингах - это действительно та форма обучения, которая позволяет некоторое новое знание "отточить" на практике. Работая в кампаниях, вроде бы тоже учишься и приобретаешь опыт, но там давит ответственность".

Светлана Клименко, студентка 2-го курса факультета истории, политики и права РГГУ, сказала корреспонденту "Со-общения" следующее: "Форум для меня - это опыт общения, новые знакомства. Я участвовала активно, но в полной мере участвовать очень сложно, задается такой объем работы, что не остается времени на отдых. Очень понравилось участие в тренингах, у нас их практически нет, что-то было на курсе по конфликтологии. Но все равно, здесь такая непринужденная обстановка и ты не ограничен так сильно во времени - можно заниматься спокойно тем, что интересует. В Университете основной стимул обучения - оценка; здесь же чувствуешь ответственность, в том числе и за полученный грант".

Анна Николаева, МГУ 3-й курс философского факультета, отделение политологии:"Поскольку преподаватели, которые с нами работали в большей мере практики, чем теоретики, то я получила стимул для дальнейшей учебы пищу для ума, - сказала она.- Для меня было очень важно участвовать в круглых столах, где наши работы обсуждались экспертами. Это возможность услышать не только критику, но и получить профессиональную оценку твоей работе. Что же касается тренингов, то они мне помогли вполне конкретно. У меня был, как мне казалось, непреодолимый комплекс - я не могла выступать перед большой аудиторией. Поработав с нашим тренером Михаилом Каганом, я рискнуала выступить. Главное, я поняла, что это дело техники и методики".

Дмитрий Немировский, студент ГУ ВШЭ: "Университет не может создать обстановку полного погружения в обучение, какая была создана во время Форума,- сказал он в беседе с корреспондентом "Со-общения". - В конце концов, в стране не так много специалистов, способных провести тренинг с обучающими задачами. Более того, ведение политических кампаний - опыт уникальный для каждого технолога, и делиться им со студентами вообще мало кто хочет и может. Именно поэтому никто из наших тренеров не мог уйти сразу после окончания своего тренинга - дискуссии и рассказы о набранном в течение дня "боевом опыте" затягивались обычно до глубокой ночи.

Второй большой плюс Форума - это возможность для студентов (особенно для немосквичей) реально пообщаться с "большими" политиками. Картинка, изображающая политика в телевизоре (особенно с комментариями) провоцирует его тенденциозное восприятие - с реальной личностью можно познакомиться только в непосредственном общении. Собственно это различие между создаваемым образом в СМИ и реальным человеком и есть продукт технологий, изучением которых мы занимались всю неделю.

Что более всего запомнилось? Как сказал Сергей Кургинян, у нас в стране установилась новая форма правления - шоукратия. Имеется в виду, что целью участников политического процесса является не решение реальных проблем страны, а участие в "игре ради игры". Выступления некоторых политиков даже на Форуме прошло в этом ключе. Трудно сказать, понимали ли они, что впервые в жизни выступают в качестве "исследуемых объектов", поскольку их выступления весьма подробно разбирались.

Помимо лекций и тренингов нам была предложена практическая задача - попытаться создать политическое объединение, которое смогло бы отстаивать интересы молодсжи. Три группы . политологи, социологи и журналисты - пытались выстроить некую виртуальную основу будущей партии. Качество работы гарантировалось присутствием экспертов в этих трсх областях. Эксперты были обязаны спорить с нами и критиковать нас, и поэтому постоянно подозревались "создателями партий" в сговоре со всеми остальными "взрослыми" с целью развалить ее. Ни один университет ещс не предлагал студентам подобные задачи."

Беседуя в день закрытия Форума с Виктором Гафтом, мы все же попытались выяснить, каким опытом обогатились организаторы этого мероприятия? И если Форум будет проходить два раза в год, то в чем они видят проблемы и задачи на будущее?

"Первая задача, -сказал он,- организовать эффективную систему распространения информации о Форуме. В этот раз у нас возникли "мертвые зоны", куда информация не попадала. И это не вопрос количества участников, а вопрос поиска тех, кому это мероприятие действительно необходимо, то есть вопрос качественного состава участников. Вторая задача - работать с программой, выстраивать последовательность приглашения экспертов и преподавателей. Мы очень довольны специалистами, которые приехали к нам на первый Форум, но получилось по поговорке "Лучшее - враг хорошего". Программа была просто перенасыщена, и часто мы ставили ребят перед непростым выборов, так как одновременно проводилось порой три-четыре интересных семинара. Третья задача - подчинить учебную программу единому сюжету. Важно структурировать информацию, которая обрушивается на учащихся."

Следующий Второй Форум решено проводить летом этого года. Будем держать Вас в курсе происходящих событий, и публиковать информацию на страницах нашего журнала.

Телефон оргкомитета: (095) 265-87-77; 265-87-94; 267-57-25,
Ольга Плетнева, Каринэ Хачатурян, e-mail: image@ic.west-call.com


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Школа PR в России существует
Контекст
PR-услуги: количество переходит в качество
Владимир Данилов
"Серебряный Лучник" выстрелил
Инна Константинова
Школа PR в России существует
Среда
Телеканалы идут ва-банк
Александр Шумилин
Изобрести мир заново
Пойдет ли Путин по стопам Немцова
"Провинция" наезжает на Путина
Марина Литвинович
"Лучник" стреляет по-новому
Сергей Беленков
Мнение
Сертификация PR-услуг: за и против
Михаил Маргелов
Практика
Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал
Владимир Данилов
Спрос на PR-услуги будет расти
Елена Юрьева
Магистр
"Terra Politicae" как Terra Viva
Марина Щедровицкая
PR как форма жизни и мысли
Никита Покровский
Академия
Рынок и демократия на русских дорогах
Кирилл Якимец
Интернет
Сеть vs Власть: акт первый
Иван Давыдов
Российский Интернет - в прицеле бюрократов
Модест Колеров
Веб-сайтская история по-китайски
Евгений Верлин
Гуманитарные фабрики
Драма? Сказка? Балаганчик?
Роман Лорен, Марина Щедровицкая
Широкий киноPRокат
Анастасия Корт


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.