Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Школа PR в России существует / Интернет

Веб-сайтская история по-китайски


Евгений Верлин
Версия для печати
Послать по почте

Ограничить свободу пользования Сетью не трудно
Девять миллионов пользователей Интернета в Китае получили к Новому году по Лунному календарю неожиданный - хотя и логичный по реалиям страны - сюрприз. Китайское правительство обнародовало правила государственной регистрации всех пользователей Интернета, расположенных на территории КНР, включая иностранцев.


"Прописка" в киберпространстве будет осуществляться по единой форме и в отличие от регистрации на вэб-сайтах не виртуально, а с явкой клиента в уполномоченные органы с предъявлением удостоверения личности, вида на жительство, справки с места работы и множества других бумаг. К тому же любители Интернета должны взять на себя обязательство строго соблюдать ограничения, налагаемые на обмен информацией по Сети, на доступ к иностранным серверам и веб-сайтам и еще много чего.

Согласно интерактивному опросу, начатому в этой связи международной корпорацией Chinadotcom (ориентированной в основном на мировую китайскую диаспору), 52,2% респондентов считают, что ужесточение режима для пользователей Интернета снизит их энтузиазм инвестировать в китайскую экономику, а почти 16,7% уверены, что это отразится на их уже действующем бизнесе. Лишь 22,2% заявили, что новые правила не повлияют на их жизнь и профессиональную активность.

Без эротики и политики

Первые пользователи китайского Интернета, как только они появились в начале 90-х годов, сразу же были подчинены решению традиционной для китайцев задачи - "изучать наиболее совершенные приемы у варварских стран, чтобы быть в состоянии сдерживать их натиск". Унаследованная от императорского Китая, эта установка всегда направлена на мобилизацию внутренних ресурсов по преодолению научно-технического отставания Срединной империи. Вот почему в издающихся в КНР справочниках Net преобладают адреса иностранных веб-сайтов и серверов, размещающих в основном научно-техническую, образовательную и торговую информацию. Зато здесь не найти "универсальных" серверов Altavista, BBC, Amazon, Far Eastern Economic Review и прочих, на которых можно соприкоснуться с порнографией и политической информацией "подрывного характера". Впрочем, даже если бы эти адреса там и значились, то доступ к ним по сети Chinanet закрыт.

В 600-страничном справочнике по всемирной электронной Сети, опубликованном осенью прошлого года Шанхайским университетом, из всех зарубежных СМИ приведены адреса лишь трех издающихся в Канаде, Малайзии и Японии журналов для зарубежных китайцев. В разделе "Информация о зарубежных странах" пользователям Интернета предлагается удовлетворять жажду знаний о членах мирового сообщества через серверы, контролируемые китайскими государственными СМИ и "дружественными" Китаю зарубежными организациями.

До 1995 года право пользования Интернетом в Китае имели лишь немногие государственные учреждения и научно-исследовательские центры. Только лица со спецдопуском могли посещать интернетовскую библиотеку, где специально подготовленные сотрудники "помогали" им совершать путешествие в море киберинформации и только по маршрутам, строго ограниченным сферой профессиональных задач.

Предпринятый Китаем пять лет назад под давлением объективных обстоятельств шаг в сторону "открытости" в данной области - подключение к Интернету компаний и физических лиц - был сразу же обставлен целым рядом ограничений и запретов. Шесть общекитайских провайдеров, созданных при техническом и экспертном содействии властей Гонконга, а также с участием гонконгского капитала, по требованию китайских властей построили свою работу таким образом, чтобы максимально "вырубалась" вся новостная политическая информация, а также порнография и эротика.

Можно сказать в этой связи, что с самого начала Гонконг как региональный регистратор всемирной компьютерной паутины дал добро Китаю и оказал ему прямое содействие в налаживании всеобъемлющей цензуры, что, по мнению специалистов, выражалось подчас в прямом взламывании определенных веб-сайтов с целью их цензурирования (hacking).

Все остальное было уже делом техники. Общенациональные провайдеры установили жесткий контроль над региональными, а те в свою очередь - над индивидуальными и корпоративными пользователями. Хотя полностью "выдавить" крамолу из китайской Сети не удалось, что признал недавно в своем выступлении председатель КНР Цзян Цзэминь, обвинивший либеральную интеллигенцию в размещении на сайтах информации, порочащей КНР.

Тайкуны идут в Net

Законопослушному пользователю, не знакомому с набором "хитростей", помогающих преодолевать цензурные запреты, скучно "гулять" по китайской Сети. Строгие ограничения на "гостевую" рекламу, встраиваемую в чужие веб-сайты и баннеры, лишают китайских парней (три четверти пользователей) многих киберпрелестей, в том числе виртуального эротического досуга.

Тиски цензуры, как и особенности национального стиля ведения бизнеса, сказываются на объемах размещаемой на серверах рекламы. В итоге, например, 22 из 25 зарегистрированных пекинских региональных провайдеров завершили прошлый год в финансовом минусе, задолжав телекоммуникационным фирмам около полумиллиона долларов. Свыше 70% китайских серверов и веб-сайтов прекращают свое существование в течение первого года после регистрации и появления на рынке. Путешествия пользователей по информационным сайтам ограничиваются короткими "бесплатными дистанциями", в конце которых на клиента вдруг обрушивается сюрприз в виде предложения оплатить какой-нибудь статистический справочник или периодическое издание, внеся на счет малоизвестной фирмы несколько сот долларов США. Несмотря на многомиллионную массу пользователей Net, до сих пор не получила распространение он-лайновая торговля. Даже в крупных городах почти нет интернет-кафе и бизнес-центров, откуда можно было бы направить послание по е-mail.

Строгие меры по ограничению анонимного доступа к электронной почте в сочетании с упомянутыми национальными особенностями ведения бизнеса (например, "сюрпризы" в конце киберпрогулки) ставят под угрозу планы ведущих интернет-провайдеров (и прежде всего крупнейшего из них - китайско-гонконгской компании Chinanet) по размещению акций на гонконгской и шанхайской биржах.

В этой ситуации, как не раз бывало, на помощь Китаю пришел крупный гонконгский бизнес во главе с кланом самого близкого Пекину тайкуна Ли Кашина. Как точно подметил еженедельник Business Week в номере от 7 февраля, стабильно высокий рост котировок акций интернет-компаний на мировых биржах привел гонконгских магнатов к пониманию новой реальности - "самая ценная недвижимость теперь заключается в киберпространстве". В итоге сын Ли Кашина и наследник его финансово-риэлтерской империи Ричард Ли приступил в Гонконге к реализации проекта создания международного киберпорта - индустриального парка для компаний, специализирующихся на информационных технологиях.

"Болтуны" под контролем

Создаваемое в Гонконге киберпространство будет обслуживать нужды всего Большого Китая - стремительно развивающегося, хотя и не институализированного формально экономического сообщества в составе Китая, Гонконга, Тайваня и тесно привязанной к нему мировой китайской диаспоры. Его серверы и веб-сайты будут адаптированы к нуждам китайского бизнеса и диалектными особенностям клиентов. В частности, таким образом решается главная техническая проблема, замедляющая широкое внедрение Интернета, - плохое знание китайцами английского (что для цензоров вроде бы и хорошо) и "неконкурентоспособность" китайского языка из-за неудобств с набором иероглифов. С этой целью у компании Microsoft закупаются самые современные версии программы распознавания голоса (voice-recognition software).

По расчетам Пекина, скорейшее внедрение крупного китайско-гонконгского капитала в киберпространство сможет потеснить занимающие пока ведущие позиции на "китайском поле" дочерние компании таких интернет-гигантов, как America Online, Inc., и облегчить решение проблемы просеивания и цензурирования миллиардов мегабайт циркулирующей по сетям Интернета информации.

Еще одна не решенная до конца задача пекинских киберцензоров - постоянно возникающие "выплески" политически нелояльных высказываний на чатах, форумах и в объявлениях. В компаниях, поддерживающих крупные сайты, теперь постоянно работают "модераторы", отслеживающие диссидентские реплики и безжалостно вытравливающие их из киберпространства, закрывая провинившимся доступ на чаты. Компании заинтересованы в самоцензуре по той простой причине, что контролирующий их Большой Брат из компетентных органов то и дело закрывает нелояльные фирмы, налагая на их "утративших бдительность" хозяев суровые штрафы и наказания (вплоть до конфискации оборудования).

Думается, что с проведением в КНР государственной перерегистрации пользователей Интернета "политических болтунов" в китайском киберпространстве резко поубавится. Что же касается судьбы китайского Интернета в целом - его развитие во многом определит то, найдут ли гонконгские тайкуны и руководители КНР разумный баланс между Свободой (информационных путешествий в мире Интернета) и Необходимостью (пресекать распространение подрывающей устои порно- и политической крамолы).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Школа PR в России существует
Контекст
PR-услуги: количество переходит в качество
Владимир Данилов
"Серебряный Лучник" выстрелил
Инна Константинова
Школа PR в России существует
Среда
Телеканалы идут ва-банк
Александр Шумилин
Изобрести мир заново
Пойдет ли Путин по стопам Немцова
"Провинция" наезжает на Путина
Марина Литвинович
"Лучник" стреляет по-новому
Сергей Беленков
Мнение
Сертификация PR-услуг: за и против
Михаил Маргелов
Практика
Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал
Владимир Данилов
Спрос на PR-услуги будет расти
Елена Юрьева
Магистр
"Terra Politicae" как Terra Viva
Марина Щедровицкая
PR как форма жизни и мысли
Никита Покровский
Академия
Рынок и демократия на русских дорогах
Кирилл Якимец
Интернет
Сеть vs Власть: акт первый
Иван Давыдов
Российский Интернет - в прицеле бюрократов
Модест Колеров
Веб-сайтская история по-китайски
Евгений Верлин
Гуманитарные фабрики
Драма? Сказка? Балаганчик?
Роман Лорен, Марина Щедровицкая
Широкий киноPRокат
Анастасия Корт


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.