Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/2/g/8


Драма? Сказка? Балаганчик?

PR-жанр, не поддающийся определению
В среде профессионалов не стихают споры вокруг одного сюжета: кино и театр используют методы PR или наоборот - PR прибегает к выразительным средствам сцены и экрана. Словом, что первее и важнее - курица или яйцо?

Участники социально-технологического рынка замечены в том, что все чаще относятся к сфере своей деятельности, как к пространству "театральному". С чего бы Вольному обществу социальных технологов (ВОСТ) устраивать семинар на тему "Итоги избирательных кампаний 1999 года. PR-технологии в избирательных кампаниях" в помещении театра? С чего бы печатать програмку сродни театральной? С чего бы заявлять главную проблему дискуссии в шекспировском духе - "На сцене жизни - современная пьеса, а мы в ней?"

Организаторы семинара, по-видимому, предпочли описать в метафоре театра и свою деятельность, и ее предмет - прикладную российскую политику, скопировав эксперименты Сергея Кургиняна, который уже давно разместил свой центр в помещении театра "На досках".

Занавес открывается. Драма начинается

Эмоциональный старт спектакля-семинара был обеспечен наличием острых и нерешенных вопросов новоявленной профессии, оказавшейся в центре представления, причем, в роли Главного героя. Как социальные технологи видят свою роль в политическом процессе? Как формулируют свою миссию и задачу? Какие техники и технологии используются в работе?

Темы семинара звучали драматически. Например: " Кто такие социальные технологи: режиссеры, актеры, рабочие сцены или суфлеры?"; "Какую роль играют технологи в становлении гражданского общества?"; "Что представляет собой новое PR-поколение - учеников, превзошедших самоучек?"

Как и принято в театральной среде, тема смены поколений вызвала острые дебаты, заняв чуть не пятую часть дискуссии. Новое поколение (именно новое, а не молодое), появившееся на рынке недавно пугало "ветеранов" конкуренцией, укоряло их за алчность и беспринципность.

Похоже, что "проблема поколений" камуфлировала другую более существенную проблему - сосуществования на рынке различных школ, а значит и разных подходов к профессии.

Драма становится сказкой

Второй по значимости стала горячая тема "грязных технологий" и фальсификаций. И каждый из участников встречи задавался вопросом: имеет ли смысл его работа, если в среднем по стране результаты выборов фальсифицируются в 60 % участков? Именно эту цифру приводили те мастера избирательных кампаний, которые были склонны оперировать цифрами. Другие оперировали мифами - в пространстве подтасовок уже сложилась своя жутковатая мифология.

Говорят, будто в Калмыкии, произошло следующее. Однажды из районного Избиркома в Избирком республиканский доставили некий протокол. Тому протокол не понравился. Осерчал Росизберком и промолвил:"По добру-по здорову поезжайте обратно и перепишите документ, дабы он уважил нас". Взволновались районные добрые молодцы и наотрез отказались переписывать протокол. Осерчал Ресизбирком еще пуще и прокричал во гневе: "Ну так мы его и вовсе сгубим!" . И впрямь сгубил - выкинул прочь.

Сказка, может быть, и ложь. Но как прикажете жить и работать в атмосфере таких сказок? Выходит, что в сказках про строительство гражданского общества героем может быть только Иванушка-дурачок. Впрочем, сказки сеи - для деток малых. Взрослые дяди в них не верят, а просто денежку зарабатывают.

От сказки к жизни

Именно "взрослое" отношение к профессии продемонстрировал директор агентства POSTER Publicity Михаил Симонов. Он заявил, что не должно для коллег существовать упомянутых "проклятых вопросов", не нужны им такие понятия, как "этика". Ибо есть у них одна задача: сделать так, чтобы кандидат победил. Используя любые методы и трюки, добиться того, чтобы выборы были выиграны.

При таком подходе к организации выборов проблема фальсификаций снимается, как надуманная. Они фальсифицируют? И вы фальсифицируйте! А если не можете, то уж лучше не беритесь! И сами не берите деньги у клиента не понятно за что.

В этой позиции и проявилась суть конфликта поколений, или шире - основное отличие "Новой русской школы политтехнологий" от "Старой". "Новые" исповедуют установку на победу кандидата, ответственно измеряя допустимость тех или иных действий. "Старые" же предпочитают "пилить бюджет", и лишь в десятую очередь заботятся о результатах. Ведь в случае проигрыша есть возможность оправдаться: де, более сильный применил нечестное оружие!

Представления же о моральных нормах могут быть применены к работе и тех, и других лишь со множеством оговорок. И лишь одно можно сказать определенно: "старых" больше, поэтому и оговорок больше.

Сказка - ложь, да в ней намек

Одно очевидно: поиск ответов на вопросы: "что такое социальные технологии" и "чем занимается социальный технолог, и так ли уж важны для него выборы, конкуренты и фальсификации" займет еще много времени.

"Мы достигли своей цели, - сказал после семинара президент ВОСТ Александр Урманов, - собраться, обсудить итоги выборов, сверить часы и еще на один шаг приблизиться к ответу на вопрос: кто такой сегодня социальный технолог и что он может сделать для страны завтра".

Эта фраза может показаться тем, что американцы называют "sound bites" - сотрясением воздуха. Поэтому так легко напрашивается предположение, что у мероприятия был мифический заказчик. Некий ужасный Бармалей устроил смотрины, желая знать, что же они собой представляют - эти актеры, играющие мастеровых электорального процесса.

И все же, спектакль-семинар, смотреть который было трудно, но увлекательно, поведал нам, что среда намерена сформулировать смысл своего бытия и определиться с жанром.

Дата публикации: 13:14 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.