Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Школа PR в России существует / Контекст

Школа PR в России существует


Версия для печати
Послать по почте

Ричард Линнинг - фигура в мировом PR-сообществе известная. Достаточно перечислить занимаемые им посты - президент Европейской Конфедерации общественных связей (СERP), профессор Института общественных связей, советник международной Ассоциации общественных связей. В беседе с корреспондентом "Со-общения" Дмитрием Петровым Линнинг дает оценку проведенной под эгидой РАСО конференции "Качество и результативность в связях с общественностью". Частый гость в Москве, он уверен, что в России уже сформировалась собственная, во многом отличная от западной, школа PR.

- Практика общественных связей развита в России очень хорошо. Как и многие западные профессионалы, я считаю, что сегодня многие компании на Западе работают довольно поверхностно. Они порой отказываются от анализа и специальных разработок PR-программ, от мониторинга качества. В России же большое внимание уделяется именно профессиональным стандартам, что представляется мне важным фактором успеха в вашей работе. Московская конференция помогла мне утвердиться в этой оценке.

Впервые я посетил Москву 25 лет назад как обычный турист, хотя тогда я уже работал журналистом. Стараясь извлечь из разъездов практическую пользу, я уже в ту поездку много встречался с журналистами, интересовался, как они работают. Лучшего места для общения, чем Москва, я и придумать не могу.

Общительный профессионал

- Во время первого визита в Москву вы работали журналистом, получается что вы сменили профессию. Почему?

- Я не сменил профессию. Я был и остаюсь специалистом по коммуникации, если хотите - профессионалом общения. Работа в журналистике прекрасно развивает эти навыки, вы овладеваете специфическими методами общения.

В настоящее время, часть моей работы как лоббиста - профессиональное общение с людьми. Я, например, точно знаю, какую информацию несут мои интонации, когда я говорю по телефону. Так же, как моя внешность, поза и жесты при прямом контакте в общении с людьми. Общение - наша главная работа.

Считаю, что все образовательные программы должны включать обучение основным коммуникационным навыкам. Ибо это то, что все мы продаем. Недавно я, например, узнал о новом учебном курсе профессора Никиты Покровского, который содержит элементы актерского действа, искусства продаж и личной мотивации. Подобные элементы ввожу в свой учебный план и я.

Прежде посредством общения я налаживал взаимодействие с аудиторией, теперь я использую то же средство, чтобы наладить и упростить взаимопонимание между обществом, средствами массовой информации и моими клиентами. Умение вовремя рассказать забавную историю, четко изложить сюжет, используя при этом активные средства - очень большое дело. Даже в PR, чтобы донести до собеседника важную мысль, не всегда важны именно речь, знание языка, терминов или их комбинаций. В первую очередь люди обычно откликаются на искренность собеседника.

- В чем сегодня специфика работы CERP (Европейская конфедерация общественных связей), президентом которой Вы являетесь?

- Прежде всего мы стремимся стать катализатором взаимодействия между профессиональными ассоциациями в Европе и выделяем в этой связи пять основных приоритетов нашей деятельности. Первый - взаимодействие с Евросоюзом, который ищет дополнительные возможности развития делового сотрудничества. Мы служим посредниками между странами-членами Еврокомиссии при рассмотрении роли PR в организации торговли и коммерческого партнерства.

Второй приоритет - создание общеевропейского банка данных, глоссария PR-понятий. Вскоре он будет доступен в Интернете, проект уникальный. Третье - мы считаем, что пришла пора предложить международному сообществу универсальное определение сферы нашей деятельности. Томас Брад из Венгрии предложил собрать и проанализировать различные определения PR. Сейчас он делает огромную работу, проводя сравнительный анализ различных дефиниций и находя общее между ними. Четвертое направление - мы разрабатываем календарь мировых событий PR. И наконец - пятое - то, что мы называем поиском интеллектуального коэффициента PR. Скажем так: СЕRP стремится повысить качество, вы стремитесь повысить качество, почему бы нам не объединить усилия? Для этого был создан международный Институт качества PR.

Кроме того, важная функция CERP - представлять европейских профессионалов PR на мировом уровне. Если вы являетесь членом ассоциации, входящей в CERP, то вам делаются скидки на взносы по участию в конференциях, дается возможность выступать в профессиональной прессе, публиковать свои работы. В будущем году будет существенно расширен наш вэб-сервер - http://www.cerp.org. На нем можно найти информацию обо всех членах конфедерации, ее устав и другие данные. Мы выпускаем и электронную газету.

С одобрения Совета Европы CERP проводит конкурс PR-проектов. Главный приз - 10 000 долларов. Конкурс открыт для всех европейских колледжей с PR-отделениями. Конкурсная работа должна отвечать ряду требований: быть мультикультурной и иметь транснациональное значение, но при этом выстраиваться на проблематике региона или страны, где живет автор.

Первый приз в прошлом году получила Ирландия. Важно, что в конкурсе участвовали Румыния и Словения.

Ельцин - лучший пиарщик века

- В своей книге "Национальные особенности охоты за голосами" Жак Сегела отзывается о специалистах из Восточной Европы довольно пренебрежительно. Любопытно узнать Ваше мнение.

- Знаете, когда, американцы разработали систему оценки эффективности РR, то тестировалась она в Восточной Европе - в Словении. И именно словенские практики указали американцам, что в их системе не учитываются этические ценности. Это, по моему мнению, - большое упущение американских пиарщиков. Как видите, у наших коллег с Востока тоже есть все основания для критики в адрес тех, кто опрометчиво считает себя учителем.

В Словении или, например, в Румынии качество PR-работы находится на самом высоком уровне. Кстати, золотой приз всемирного конкурса IPRA (Международной Ассоциации PR) получила София Буку, молодой профессионал из Румынии, разработавшая оригинальную тестовую программу по PR.

Критиковать легко. Отмечать позитивные моменты гораздо важнее. Один из лучших примеров - Москва. Полагаю, что самой яркой PR-акцией ушедшего века стала отставка Ельцина. Время операции было выбрано идеально. Представьте, весь мир, затаив дыхание, готовится к Миллениуму, и тут - за день до торжеств - события в России заставляют все газеты на первых полосах писать о Ельцине. Это - блестящий PR!

- Темой конференции в Москве были избраны стандарты качества. Этот вопрос весьма беспокоит российских специалистов.

- Стандарты важны. Но нужно помнить, что в разных странах люди придерживаются различных стандартов. Общение - это творчество. А творчеству необходима свобода. Стандарты же - фактор ограничительный. Тут надо соблюдать осторожность. Не пережимать.

Многие писаные правила нашей деятельности могут быть заменены простыми и разумными установками. Ведь ключ к успеху в нашей работе - здравый смысл. Подумайте: если вы, например, лжете, очерняете, дискредитируете, то какое законодательство способно остановить вас? Оно просто дает понять нарушителям, что следует лучше камуфлировать сомнительность их деятельности.

На Западе много говорят о свободе слова. Но если вы ищете место, где контроль близок к тотальному - исследуйте политическую жизнь в таких городах, как Вашингтон или Лондон. Там все участники процесса подчиняются строжайшей дисциплине. Например, они точно проинструктированы: что, кому и когда можно, а что нельзя говорить. Я же считаю, что в нашей сфере деятельности свобода куда продуктивней, чем жесткие нормативы.

PR-процесс важнее цели

- В России пока нет легальных учреждений, занимающихся лоббизмом. Как на Западе эта деятельность регулируется законом?

- Я считаю, что единственный регулирующий акт в этом бизнесе - договор между лоббистом и клиентом. Если лоббист нарушает контракт, следуют санкции.

Предположим, что я веду лоббистскую кампанию против вашего клиента, а вы работаете против меня. Естественно, я хочу вас переиграть. И что же помешает мне сообщить в нужную инстанцию, что вы нарушаете закон, даже если вы этого никогда не делали? Но я ведь могу поступить иначе: встретившись с вами, попытаться договориться о взаимоприемлемых методах работы. Получается, что не столь важно, какой толщины свод законов. Гораздо важнее - насколько легко их можно обойти или просто обойтись без них.

- Вы - профессионал европейской школы общественных связей. В чем, по вашему мнению, разница между американской и европейской традициями в PR-бизнесе?

- В Европе развивается тенденция к интеграции в сфере коммуникаций. Общественные связи служат основной, движущей силой долгосрочных предпринимательских или политических проектов. В Америке же мы имеем дело с ситуацией, когда крупные коммуникационные корпорации, финансовые и промышленные группы, ведущие рекламную деятельность, как бы берут PR под свое крыло. И с этого момента эффективность PR оценивается акционерами.

Это проблема. Как-то в Брюсселе выступал директор крупной американской компании. Он сообщил, что рейтинг эффективности их лоббистских операций - 96%. Я трижды обращался к нему с вопросом: что позволяет ему сделать такой вывод, какие методы он использовал, рассчитывая эффективность? Наконец он, замявшись, ответил, что судит по реакции акционеров и клиентов. Но ни слова не сказал о достижении целей.

Это напоминает ситуацию в медицине, когда работа доктора оплачивается до тех пор, пока пациент болен, но жив. Но является ли при этом коммерчески оправданной целью врача окончательное исцеление страждущего?

Так работают и в Штатах: я решаю вашу проблему до тех пор, пока все идет само собой, - это приносит доход. Но каким образом можно при этом говорить о 96-процентном решении задач, мне не понятно.

- В России сегодня мы пытаемся определить отличия российского PR от западного. На Ваш взгляд, можно ли говорить о "русской школе PR"?

- Общественные связи соединяют людей, живущих в определенном пространстве, на определенной территории. Россия же разительно отличается от любой другой страны. У вас другая история, другой менталитет, другая демографическая картина. Наконец, другая культура. Поэтому я утверждаю, что "русская школа PR" существует. Более того, она заслужила международное признание. При этом успех "русской школы" не нуждается в "сертификатах качества". Самые жесткие судьи - сами пиарщики.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Школа PR в России существует
Контекст
PR-услуги: количество переходит в качество
Владимир Данилов
"Серебряный Лучник" выстрелил
Инна Константинова
Школа PR в России существует
Среда
Телеканалы идут ва-банк
Александр Шумилин
Изобрести мир заново
Пойдет ли Путин по стопам Немцова
"Провинция" наезжает на Путина
Марина Литвинович
"Лучник" стреляет по-новому
Сергей Беленков
Мнение
Сертификация PR-услуг: за и против
Михаил Маргелов
Практика
Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал
Владимир Данилов
Спрос на PR-услуги будет расти
Елена Юрьева
Магистр
"Terra Politicae" как Terra Viva
Марина Щедровицкая
PR как форма жизни и мысли
Никита Покровский
Академия
Рынок и демократия на русских дорогах
Кирилл Якимец
Интернет
Сеть vs Власть: акт первый
Иван Давыдов
Российский Интернет - в прицеле бюрократов
Модест Колеров
Веб-сайтская история по-китайски
Евгений Верлин
Гуманитарные фабрики
Драма? Сказка? Балаганчик?
Роман Лорен, Марина Щедровицкая
Широкий киноPRокат
Анастасия Корт


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.