Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Школа PR в России существует / Контекст

"Серебряный Лучник" выстрелил


Инна Константинова
корреспондент журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Двадцать шестого января 2000 года в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялась торжественная церемония вручения Национальной премии "Серебряный Лучник" за достижения в области PR. Премия учреждена в 1997 году Торгово-промышленной палатой РФ при участии Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и Союза журналистов России. Сегодня уже можно с определенностью сказать, что идея-экспромт Игоря Писарского, высказанная им в декабре 1996 года на "круглом PR-столе" в конгресс-центре, не только работает, но и благодаря усилиям единомышленников превратилась в заметное событие.

Национальная премия в области PR не должна девальвироваться
Двадцать шестого января 2000 года в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялась торжественная церемония вручения Национальной премии "Серебряный Лучник" за достижения в области PR. Премия учреждена в 1997 году Торгово-промышленной палатой РФ при участии Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и Союза журналистов России. Сегодня уже можно с определенностью сказать, что идея-экспромт Игоря Писарского, высказанная им в декабре 1996 года на "круглом PR-столе" в конгресс-центре, не только работает, но и благодаря усилиям единомышленников превратилась в заметное событие.

Естественно, что церемония вручения "Серебряного Лучника" оказалась в центре внимания журналистов и профессионалов этой еще молодой отрасли коммуникации в России. Газета "Ведомости" назвала церемонию, "безусловно, самым важным событием недели на рынке PR". В роли спонсоров мероприятия на сей раз выступили холдинг "Интеррос" и компания "Вимм-Билль-Данн", а организационную поддержку обеспечивало агентство "Р.И.М.".

Проекты все нужны и все важны

По сравнению с двумя предыдущими церемониями на сей раз многие оргмоменты "внутренней кухни" "Лучника" были отработаны намного лучше - из "проколов" предыдущих мероприятий сделаны должные выводы. В условиях, когда на конкурс было подано намного больше работ (51 проект против трех десятков три года назад), причем из разных секторов отрасли, проблемой для жюри стал извечный вопрос: как принять объективное решение? По мнению Елены Юрьевой, исполнительного директора РАСО, члена экспертного совета, "при оценке конкурсных работ эксперты стремились сочетать традиционный арифметический принцип с желанием создать равные условия для авторов как масштабных коммерческих проектов, так и значительных, но при этом малобюджетных из госсектора, и со стремлением поддержать и поощрить региональные проекты и проекты, представляющие социальную сферу".

Однако и на сей раз потребность в более гибком подходе при оценке представленных работ осталась лишь пожеланием на будущее. "Как, например, было обидно, когда просто 'растворились' некоторые весьма достойные по замыслу и потребностям сегодняшнего дня проекты, отражающие важные тенденции внутри отрасли. Проекты нужные, интересные, но, увы, оказавшиеся неконкурентоспособными по принятым у нас критериям. При подведении итогов явно требуются какие-то виды специальных поощрений или, как минимум, критерии индивидуального оценочного к перспективным направлениям, определяющим развитие отрасли связей с общественностью в России", - подытожила свой комментарий для "Со-общения" Елена Юрьева.

При этом, однако, возникает другая проблема: большое количество разнообразных призов могут просто-напросто девальвировать ценность самого "Лучника". Остается открытым и вопрос об "интеллектуальной собственности". В среде экспертов существует мнение, что пока не выработан четкий подход к этой проблеме, вряд ли удастся избежать тех сложностей, что проявились в прошлом году. А именно: появились так называемые двойные проекты, когда соискателями-конкурсантами выступают обе стороны процесса - и компания-заказчик, и PR-фирма, исполнившая заказ. Оппоненты же уверены, что для возникновения подобных споров нет почвы. Игорь Писарский, например, называет это "надуманным вопросом" и полагает, что "обе стороны, находящиеся в строгих договорных отношениях, наверняка всегда смогут решить и решают, кому из них обладать какими правами, в том числе и правом выставляться на конкурсе". Впрочем, насколько эта проблема надумана, покажет "Лучник" будущего года. В любом случае говорить о ней стоит.

Словом, поиск "золотой середины" продолжается. А пока сохранилось прежнее деление по четырем номинациям: двум заявленным ранее ("Лучший PR-проект" и "Лучшая работа по теории PR") и еще двум, по которым решение принималось уже в ходе работы жюри ("PR-персона года" и "Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью"). Работать с PR-проектами, признаются все без исключения члены авторитетного экспертного совета, было весьма интересно. Появились новые имена, и - что особенно важно - подключились наконец регионы. Председатель Союза журналистов России Владимир Богданов в беседе с корреспондентом "Со-общения" описал ситуацию так: "Региональных проектов на этот раз было много. В предыдущие годы на конкурсе пестрили в основном москвичи - из раза в раз одни и те же люди. Теперь же мы увидели приток смелых и доброкачественных работ из регионов".

Другой член жюри, директор Центра экономических программ ТПП РФ Владимир Кисмерешкин, в беседе с корреспондентом "Со-общения" акцентировал внимание на том, что не просто возрастает количество региональных проектов, а существенно улучшается их качество. При этом он подчеркнул, что в целом конкурсные проекты стали "сочнее", лучше оформлены и "не разового пользования", иными словами - не привязаны жестко к конкретным датам или торжественным событиям. Что свидетельствует как о возросшем престиже премии, так и о прикладной значимости проектов. Все это результат серьезного отношения пиарщиков к делу, поиска ими признания со стороны своих коллег. Претенденты на премию начинают понимать, что подавать заявку на конкурс, имея "в портфеле" в качестве PR-проекта заслугу в виде пышной презентации или пресс-конференции, - дело бесперспективное.

Главный критерий - профессионализм

Тематический размах представленных пиарщиками трудов был чрезвычайно широк: от проекта по продвижению брэнда "Би Плюс" на рынке сотовой связи или формированию нового имиджа компании Mr. DOORS до самых невероятных типа "Освещение в СМИ проблем торговли женщинами" или под таким нетривиальным названием, как "PR-сопровождение единственных концертов группы Kiss 1-2 апреля 1999 года".

Поначалу многие считали, что больше всего шансов оказаться в числе призеров у проектов "потребительского рынка". Это и понятно: позади сложный год преодоления последствий экономического кризиса, заметно возросла конкуренция компаний на рынке, возросли объемы продукции российских компаний. Тем не менее и экспертная комиссия, и жюри назвали многие проекты в сфере потребительского рынка "кондовыми", подчеркнув, что в них "преобладают навязывание брэндов и небрежность в исполнении". А такой вердикт, мол, автоматически выносит их за пределы критериев "качественного PR".

По словам Кисмерешкина, жюри оценивало главным образом профессионализм и адекватность преподнесения проектов на конкурс, и происходило это на фоне "приятного отсутствия острых дискуссий" в выборе лауреатов. В результате достаточно длительного обсуждения представленных заявок главную награду - статуэтку "Серебряный Лучник" - присудили лишь в трех номинациях: "Лучший PR-проект", "Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью" и "Лучшая работа по теории PR". В четвертой заявленной номинации - "PR-персона года" за 1999 год - лауреат не выбран. 19 работ, набравших по рейтингу экспертной комиссии более 50 баллов в любой из номинаций, были отмечены почетными дипломами.

В номинации "Лучший PR-проект" лауреатом признан департамент общественных связей ЗАО "Евросевернефть". По мнению членов жюри и экспертной комиссии, замысел, стратегия менеджмента и перспективного планирования плюс качественный результат (позитивный имидж компании, слияние НК "КомиТЭК" с НК "ЛУКойл") обеспечили именно этой работе наивысшую оценку. Вторая премия досталась также проекту "с производственным уклоном" отдела по связям с общественностью компании "Сахалинская энергия" - иному по сути и направленному на привлечение инвестиций, а также развитие сотрудничества российских компаний с иностранными. Третьим в данной номинации стало агентство "МиссияЛ " за проект по организации добросовестной конкуренции в избирательной кампании в Тюменской области. Член экспертного совета, гендиректор МПК пояснил "Со-общению", что это был "значимый проект из сферы политических технологий, где много "подводных камней" и "скрытых течений". "Уже то, что авторы проекта сумели создать обстановку гласности и открытости при проведении избирательной кампании в Тюменской области, достойно поощрения", - пояснил "Со-общению" один из членов жюри. Четвертой премией за лучший проект была отмечена работа Департамента по связям с общественностью Министерства по налогам и сборам по разработке стратегии управления репутацией налоговой системы России в 1999-2000 годах.

Политики остались без наград

Самым трудным эпизодом конкурса было определение "PR-персоны года". Обсуждались десять кандидатур, среди которых преобладали политики первого эшелона российской власти - Борис Ельцин, Владимир Путин, Анатолий Чубайс, Игорь Иванов, Михаил Касьянов и другие. Однако предпочесть кого-либо из них было не просто: все члены жюри и экспертного совета признались в том, что оказались обескуражены эффектом последних выборов, в ходе которых противоборствующие политические группировки излили друг на друга такое обилие компромата, истинных и мнимых разоблачений, что мало кого из них можно было бы считать непричастным к использованию "черного PR".

Впрочем, дело не только в политиках. В глазах общественности "пиарщики" оказались чуть ли не единственным воплощением темной стороны всего избирательного процесса. В результате жюри впервые решило вообще не присуждать "Серебряного Лучника-99" (в предыдущие два года лауреатами в этой номинации были Юрий Лужков и Григорий Явлинский). Этот вердикт жюри, кстати, нашел полное понимание у всех участников "Дней PR". Они согласились трактовать его как стремление пиарщиков изменить наметившееся в обществе негативное отношение к PR-отрасли и тем самым напомнить властям, что прошедший политический год вряд ли следует считать удачным.

В номинации "PR-регион" премии удостоился губернатор Свердловской области Эдуард Россель (в предыдущие годы лауреатами стали Минтимер Шаймиев и Михаил Прусак). Претендентов, разумеется, было немало, но именно Росселя признали члены жюри "человеком дела, умеющим всего добиваться самостоятельно". Его назвали человеком с сильным характером, работающим над собственным имиджем и сумевшим создать в регионе обстановку, благоприятствующую свободе слова и прессы.

Public relations - это та область науки об обществе, которая активно разрабатывается. До стагнации этой отрасли еще далеко, особенно в условиях динамично развивающейся России. Не удивительно поэтому, что труды, представленные на соискание Национальной премии по теории PR, всегда вызывают живейший интерес со стороны как теоретиков, так и практиков. Из семи заявленных на конкурс работ были выбраны сборники "Политическая реклама" и "Политическое консультирование", подготовленные Центром политического консультирования "Никколо М" (автор - доктор политических наук Екатерина Егорова). По отзыву Александра Чумикова, гендиректора ЗАО "Международный пресс-клуб" и обладателя лауреатского звания в 1999 году, "эти книги, несомненно, представляют собой солидный вклад в теорию PR". Почетными дипломами были награждены Дмитрий Стровский за книгу "Англо-русский словарь терминов рекламы и PR" и группа авторов за разработку пресс-теста информационных потоков (с методикой анализа и экспресс-оценки информационного поля печатных СМИ). Специальный приз вручен сотрудникам Управления рекламы и связей с общественностью ГАО ВВЦ за проект по созданию обновленного положительного имиджа Всероссийского выставочного центра.

Церемония вручения "Серебряного Лучника" приобретает все более широкий общественный резонанс. Это и понятно: растет число деловых людей, сознающих, что во имя поддержания репутации - своей личной и компании - следует прилагать особые усилия. И лучше, если этим займутся профессионалы.

В подборе материала участвовала Анастасия Алексеева

Лауреаты Национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник" 2000 года

Лауреаты номинации "Лучший PR-проект"

Департамент по связям с общественностью "Евросевернефть" - за управление репутацией холдинга "КомиТЭК" в антикризисной программе
Отдел по связям с общественностью компаниии "Сахалинская энергия" - за информационное обеспечение проекта, влияющего на привлечение инвестиций и развитие сотрудничества России и иностранных государств
Агентство "Миссия Л" - за организацию добросовестной конкуренции в избирательной кампании в Тюменской области
Департамент по связям с общественностью Министерства по налогам и сборам - за реализацию стратегии управления репутацией налоговой системы России в 1999-2000 годах

Лауреат номинации "Лучшая работа по теории PR"

Екатерина Егорова - автор сборников "Политическая реклама" и "Политическое консультирование" (Центр политического консультирования "Никколо М")

Лауреат номинации "Регион, где эффективно развиваются связи с общественностью"

Эдуард Россель - губернатор Свердловской области


Почетные дипломы конкурса

Тверской гуманитарный институт . за формирование системы взаимодействия между некоммерческими организациями и средствами массовой информации в Тверской области
Российская Гильдия Риэлторов - за проект по стабилизации российского рынка недвижимости в послткризисный период
Коммуникационная группа АМК за Программу мероприятий по повышению страховой культуры общества
Рекламно-информационное агентство "Гранат" за Торжественную церемонию открытия очередной станции метрополитена "Крестовский остров" в Санкт-Петербурге
Агентство новостей "ИМА-пресс" за кампанию "Mr.DOORS ", за формирование нового имиджа марки.
Игорь Яковенко, за проект "Общественная экспертиза: анатомия свободы слова".
Агентство "ИР-Медиа" за проект "Приключения американского брэнда в России".
Агентство "Маслов, Сокур и Партнсры" за организацию Международного юношеского турнира по хоккею на приз компании "Benefon Cup 98".
Магомет Мусав . за осуществление проекта "60-летие ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ".
Пресс-центр федеральной пограничной службы . за активную информационную политику.
Служба по связям с общественностью и рекламе АО концерна "Калина" за проект "Новое имя для Уральских самоцветов".
Агентство "PR-центр" за информациооную кампанию по продвижению брэнда "Би Плюс" для АО "Вымпелком".
Агентство "PR-пассат" за информационное сопровождение чемпионата мира по рафтингу-99.
Агентство "PR-центр" за PR-кампанию по выводу на рынок сотовой связи "Би-Лайн GSM".
Рекламно-информационное агентство "Гранат" за организацию городского по случаю открытия фабрики "Дирол" в Великом Новгороде.
Редакцию журнала "Интеррос" - за формирование имиджа корпорации "ИНТЕРРОС" и развитие информационных связей.
Союз театральных деталей . за работу над проектом "Национальная театральная премия" и фестиваль "Золотая маска".
Учебный центр "Диджитал" за разработку пресс-теста информационных потоков.
Дмитрий Стровский . автор книги "Англо-русский словарь терминов рекламы и PR".


Состав экспертного совета Национальной премии в области развития связей с общественностью "СЕРЕБРЯНЫЙ ЛУЧНИК"

Беленков Сергей Дмитриевич, начальник Управления по связям с общественностью мэрии г.Москвы
Бородин Дмитрий Юрьевич, представитель агентства "Михайлов и Партнсры"
Гнатюк Андрей Климентьевич, президент "ИМА-консалтинг"
Ерсмин Борис Львович, главный редактор журнала "Советник"
Зудин Валерий Дмитриевич, пресс-секретарь Министерства путей сообщения
Леонова Ольга Александровна, начальник управления по связям с государственными и общественными органами Министерства финансов РФ
Николаев Николай Николаевич, вице-президент металлургической инвестиционной компании "МИКОМ"
Чумиков Александр Николаевич, генеральный директор Международного пресс-клуба
Шумский Александр Вячеславович, директор агентства "Артефакт"
Юрьева Елена Владимировна, исполнительный директор РАСО
Явдолюк Надежда Владимировна, ответственный секретарь Экспертного совета


Состав жюри Национальной премии в области развития связей с общественностью "СЕРЕБРЯНЫЙ ЛУЧНИК"

Богданов Всеволод Леонидович, председатель Союза журналистов России
Борисов Александр Юрьевич, председатель жюри, президент РАСО
Кисмерешкин Владимир Геннадьевич, директор Центра экономических программ ТПП РФ
Ситников Алексей Петрович, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт"
Смирнов Станислав Алексеевич, председатель Оргкомитета, президент ТПП РФ
Писарский Игорь Владимирович, председатель Комитета по рекламной деятельности ТПП РФ, генеральный директор агентства "Р.И.М."

 


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Школа PR в России существует
Контекст
PR-услуги: количество переходит в качество
Владимир Данилов
"Серебряный Лучник" выстрелил
Инна Константинова
Школа PR в России существует
Среда
Телеканалы идут ва-банк
Александр Шумилин
Изобрести мир заново
Пойдет ли Путин по стопам Немцова
"Провинция" наезжает на Путина
Марина Литвинович
"Лучник" стреляет по-новому
Сергей Беленков
Мнение
Сертификация PR-услуг: за и против
Михаил Маргелов
Практика
Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал
Владимир Данилов
Спрос на PR-услуги будет расти
Елена Юрьева
Магистр
"Terra Politicae" как Terra Viva
Марина Щедровицкая
PR как форма жизни и мысли
Никита Покровский
Академия
Рынок и демократия на русских дорогах
Кирилл Якимец
Интернет
Сеть vs Власть: акт первый
Иван Давыдов
Российский Интернет - в прицеле бюрократов
Модест Колеров
Веб-сайтская история по-китайски
Евгений Верлин
Гуманитарные фабрики
Драма? Сказка? Балаганчик?
Роман Лорен, Марина Щедровицкая
Широкий киноPRокат
Анастасия Корт


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.