Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/11-12/s/29


Год, удачный для PR

Так считают руководители большинства московских агентств
Конец года - время подводить итоги и строить планы на год грядущий. Что касается планов, то наши собеседники (руководители ряда московских агентств) настроены оптимистично - их громадье! Впрочем, без оптимизма, понятно, не поднять никакой бизнес - тем более PR. Лишь бы этот настрой сохранялся на протяжении всего года!

Руководителям ряда московских PR-агентств корреспонденты "Со-общения" задали следующие вопросы:

1. Как вы позиционируете свое агентство на рынке услуг по развитию общественных связей? В какой сфере специализируется ваше агентство и кто ваши основные заказчики?

2. В каких сферах бизнеса, на ваш взгляд, наиболее высок спрос на PR-услуги?

3. Какого рода PR-услуги в последнее время вам чаще всего приходится оказывать? Какое направление в PR наиболее, на ваш взгляд, перспективно?

4. Как вы оцениваете успехи своего бизнеса в 2000 году по сравнению с предыдущим годом? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бизнеса в краткосрочной (на ближайший год) и долгосрочной перспективах?

5. Какие вы видите особенности развития PR-бизнеса в России по сравнению с Западом?

6. Что вы делаете для расширения своего бизнеса?

Мы работаем только с крупными проектами

Александр Чумиков


генеральный директор агентства "Международный пресс-клуб"

Деятельность нашей организации можно определить следующим образом: 80% - это PR-бизнес; 20% - оказание услуг по политическому консультированию.

Мы не можем определить себя как агентство, которое занимается только PR-бизнесом, - интересы бизнеса зачастую выводят нас на политику. Именно поэтому мы занялись и политическим PR. Вместе с тем мы ведем только крупные проекты - никак не ниже общегородского уровня (в основном общерегиональные, общефедеральные и международные).

Наш рынок PR-услуг отличается от западного: пока нет жесткой специализации агентств - большинство из них всеядны. И все же у каждого агентства есть свой "конек". У МПК это media-relations, или взаимоотношения со СМИ. У нас под это выстроена системная инфраструктура, поэтому мы вправе считать себя лидерами рынка в данном направлении.

Активно развиваются и в наибольшей степени заинтересованы в PR-сопровождении сегодня такие виды бизнеса, как телекоммуникации, фармацевтическая промышленность, производство продуктов питания. Хотя сегодня на рынке происходят новые процессы, появляются новые клиенты: например, крупнейший хладокомбинат Москвы или Федерация дзюдо России.

МПК - агентство полного цикла. Мы предлагаем выполнение комплексных проектов и в этом видим основную тенденцию развития PR-услуг. Однако заказы на комплексные работы пока поступают редко - в основном клиентов интересует проведение таких акций, как пресс-конференции, "круглые столы", партийные съезды, новогодние праздники. Но основная тенденция, на мой взгляд, подтверждает повышение спроса на комплексный подход.

Выполнение полного цикла услуг требует кооперации с другими агентствами: тот факт, что мы можем организовать полный комплекс услуг, не означает, что делаем мы это только своими силами. Я уверен, что совокупность обозначенных позиций рабочего плана по полному циклу будет неподъемна для одного PR-агентства. Учитывая это, мы выстраиваем систему партнерских отношений или субподрядов с другими агентствами. Например, МПК силен в технологическом и организационном аспектах, а "ИМИДЖ-контакт" - психологической составляющей своих программ. И если в работе над заказом есть необходимость персонального имидж-сопровождения, то нам лучше обратиться в агентство "ИМИДЖ-контакт", и наоборот: за проведением пресс-туров и пресс-конференций им лучше обращаться к нам.

В России PR-отрасль все еще формируется, но заявляет она о себе достаточно громко. Если говорить о Москве, то там она уже вполне конкурентоспособна даже на международном уровне. Вместе с тем PR - это обслуживающий бизнес, сильно зависящий от общего бизнес-цикла, в котором есть две точки "замирания": первая - с конца декабря по середину января; вторая - с конца июля по конец августа. В связи с президентскими выборами в этом году весной возникла недолгая иллюзия "вертикальных кабинетных решений" без всякого PR и рекламы. В следующем году ожидается нормальный бизнес-цикл.

Лидером в сфере PR бесспорно являются США, поскольку этот вид деятельности там появился лет сто назад. В других странах Запада о нем заговорили после второй мировой войны, в то время как в России - всего лет десять назад. Но мы не ученики Штатов, а в известном смысле даже законодатели моды сегодняшнего дня. Наши PR-специалисты нередко вытесняют зарубежных из западных агентств и компаний.

Некоторые агентства пытаются достичь стабильного положения, эксплуатируя бюджет какой-либо госструктуры, и видят в этом удачу для себя. Такой подход нам чужд. Если выходить за пределы обычной рекламной деятельности, которой занимаются все, то мы стремимся выделяться за счет креативных идей, стараемся производить нечто новое.

Клиентам еще нужно разъяснять полезность PR-услуг

Андрей Мамонтов


генеральный директор Public Relations Service Group

Мы не занимаемся политическим PR, предпочитая сферу бизнеса. Это два разных вида деятельности. В основном мы работаем с компаниями, политически нейтральными (главным образом западными), и наша невовлеченность в политику - обстоятельство для них привлекательное. Если же у нашего клиента появляются бизнес-задачи с политическим подтекстом, то они должны решаться методом лоббирования. Бизнес наших заказчиков связан прежде всего с электронными технологиями, Интернетом, потребительским рынком, фармацевтикой.

С моей точки зрения, PR-услуги наиболее востребованы в бизнесе, связанном с высокими технологиями, - в телекоммуникациях, в компьютерном бизнесе. В перспективе эти услуги должны быть востребованы в фармацевтике, хотя покупательная способность населения и, соответственно, уровень продаж остаются пока низкими, что не позволяет компаниям расширять свою деятельность. Современный потребительский рынок интенсивно насыщается, и уже появляется необходимость позиционирования каждого брэнда в отдельности, что стимулирует спрос на PR-услуги.

Поскольку до сих пор большинство клиентов воспринимают PR как способ размещения статей в газетах и журналах, то отношения со СМИ остаются самым популярным видом услуг, составляя 60-70% объема нашей работы. На втором месте по объему - услуги по выстраиванию отношений с партнерами и клиентами, на последнем месте - внутренний PR. Очень популярной услугой является проведение акций по выстраиванию отношений с партнерами и клиентами. Просто у кого-то клиенты - это широкий круг населения, а у кого-то - довольно узкий круг потребителей.

Если говорить о рабочем цикле, то принято считать, что у нас работают только весной и осенью; летом, мол, люди отдыхают, а зимой и вовсе спят. Поэтому все наиболее заметные всплески активности компаний приходятся на весну и осень. Но поскольку у нас сильно ожил потребительский рынок, то в последнее время и лето становится активным временем, когда мы стараемся привлекать индивидуальных партнеров, но не агентства. У нас есть круг временных сотрудников, которые работают по отдельным проектам. Наш "конек" - идеи. Иногда мы только продуцируем идею для компании, а реализовать ее могут другие агентства.

Для нас 2000 год по всем параметрам был лучше, чем предыдущий. Например, мы практически удвоили свой оборот. Если говорить о проектах, то в прошлом году они были, на мой взгляд, более интересными. Последние президентские выборы прошли очень спокойно, не провоцируя перебоев в бизнесе, как это было в 1996 году. Мы оптимистично смотрим на перспективы развития нашего бизнеса: предпосылок снижения уровня спроса на наши услуги нет. Более того, PR сегодня становится занятием модным.

Первая особенность нашего молодого PR-рынка в отличие от западного в том, что темпы его развития весьма высоки. Реально этот рынок функционирует лет пять-шесть. Часто, правда, говорят, что он, мол, существует десять лет. Но давайте вспомним: был ли в действительности возможен PR в 1990 году? Мог ли он быть кем-то востребован? Поэтому правильнее говорить о пяти годах. В США же практика PR отсчитывается со времени появления конституции. Поэтому сопоставлять эти два рынка невозможно. Другое дело, что мы очень быстро осваиваем PR-рынок, поскольку имеем возможность брать за основу своей деятельности то, что зарубежные пиарщики осваивали десятилетиями.

Вторая особенность - это отсутствие устоявшихся традиций, фиксированных норм и правил PR-деятельности. Все разговоры о PR "белом" и "черном", а точнее о том, что можно и чего нельзя делать на рынке, ясно показывают, что у самих агентств представления на сей счет совершенно разные. Это, конечно же, не способствует установлению нормальных взаимоотношений между журналистами и PR-агентствами - все работают как могут.

Третья особенность - наше бизнес-сообщество недостаточно еще понимает, какую пользу может извлечь для себя из всего того набора услуг, который мы ему в состоянии сегодня предложить. Даже услышав, что есть такой вид деятельности, как PR или связи с общественностью, и что они могут быть очень полезны для бизнеса, компании зачастую реально не знают, как его применить. Поэтому так важно разъяснять потенциальным клиентам полезность PR-услуг для их бизнеса.

Государственный PR должен действовать по-настоящему

Вячеслав Степанов


генеральный директор агентства "Степанов и Партнеры"

Четкая специализация PR-агентств - явление положительное и типичное для мировой практики. Думаю, что и часть российских агентств придет к этому. Сегодня, однако, конкретное позиционирование агентства может привести его к потере финансовой устойчивости. Мы в своей деятельности исходим из того, что хорошая методологическая подготовка и многолетний опыт наших сотрудников позволяют успешно обслуживать широкий круг клиентов нашего агентства, среди которых и госструктуры, и фирмы, занимающиеся выпуском спортивного инвентаря, и автомобильные компании, и банки, и фирмы, выпускающие товары народного потребления, продукты питания, и многие другие.

Говоря о ситуации со спросом на PR-услуги, я бы акцентировался не на какой-то сфере деятельности клиентов агентств, а скорее на временном факторе. В условиях стабильных и понятных всем законов, неуклонно развивающейся экономики, преобладания общечеловеческих ценностей над партийными потребность в PR-услугах будет возрастать в большинстве сфер деятельности.

Наше агентство предоставляет не только PR-услуги, но и рекламные. Так, например, уже несколько лет подряд мы успешно проводим рекламные кампании продукции фирмы "Подравка". Мы способны предоставить нашим клиентам практически весь спектр PR-услуг. При этом мы активно привлекаем и внештатных специалистов - профессионалов в конкретных областях PR и рекламы.

Я считаю, что в скором времени должен по-настоящему заработать государственный PR - как в смысле имиджа России, так и в плане имиджа тех структур, которые составляют основу государственного механизма. Заниматься таким PR почетно для каждого агентства. Ключевым направлением государственного PR может стать проблема безопасности в самом широком смысле слова: безопасность жизни, инвестиций, культурная или информационная безопасность и так далее. Наше агентство активно разрабатывает отдельные направления в рамках этой темы.

Я сам долго проработал в промышленности, поэтому всегда рад возможности взаимодействовать с промышленными предприятиями. Обидно, что в целом промышленный PR сейчас влачит жалкое существование. Будущее его во многом зависит от понимания высшим руководством этой сферы необходимости развивать общественные коммуникации.

Для нашего бизнеса 2000 год был удачным. Особенно если учесть, что агентство как юридическое лицо существует всего два года. Одна из проблем, с которой мы столкнулись, - наше предыдущее название ("Три Кита"): клиенты нередко идентифицировали нас с одноименным мебельным комплексом. Да и операторами PR-рынка это название воспринималось как легковесное. Пришлось его изменить.

Стать частью западного агентства - это не для нас

Сергей Трофименко


генеральный директор PR Passat

Наше агентство действует с 1992 года и специализируется главным образом на информационном и PR-сопровождении спортивных мероприятий. Благодаря накопленному опыту в организации и сопровождении ряда крупных спортивных мероприятий, таких, например, как Сamel Trophy, с прошлого года мы начали осваивать новую нишу в корпоративном PR - улучшать атмосферу в коллективах компаний через проведение спортивных состязаний. Это новое направление, и практически ни одно PR-агентство у нас этим не занимается. Я даже не уверен, можно ли это направление в полной мере отнести к сфере PR-услуг.

В спортивном мире вращаются большие деньги - особенно в футболе, теннисе, автомобильных гонках. Конечно, не в таких объемах, как на Западе. У нас же пока телевидение платит разве что за право показа футбольных матчей - и не более того. Но в конце концов мы, как любое цивилизованное общество, придем к тому, что ТВ будет платить организаторам различных соревнований за право их трансляции, и тогда появится значительно больше денег на развитие этого направления PR. И хотя сегодня гораздо прибыльнее заниматься продвижением, например, табачных изделий, а не спортмероприятий, мы считаем, за этим видом PR большое будущее.

Если раньше технические виды спорта спонсировали главным образом производители алкоголя и табака, то на Западе сегодня это делают высокотехнологичные компании. Да и у нас такие отечественные "монстры" сотовых телефонов, как МТС, уже начинают поддерживать технические виды спорта.

Второе направление нашей работы, которое мы развиваем с лета этого года, - это промоция модной одежды Camel Active. Как и другие PR-агентства, мы, конечно, оказываем клиентам стандартный набор услуг. Если проект небольшой, то его мы выполняем своими силами; крупный же проект - с помощью агентств соответствующего профиля.

В отличие от других агентств мы накопили достаточно опыта в организации таких мероприятий, как уличные представления, шоу. Стараясь расширить свой бизнес, мы внимательно приглядываемся к происходящему в сфере спортивного PR в странах Тихоокеанского региона - даже пригласили поработать у нас японку (до нее стажировку проходил у нас молодой специалист из Новой Зеландии). Мы хотели бы представлять на нашем рынке компании из этого региона.

Если еще пять лет назад за PR-услугами к нам обращались в основном западные компании, то в последние два года значительно возросло число российских компаний-клиентов. Участники Международного конгресса по проблемам PR, состоявшегося недавно в Чикаго, много говорили о том, что в XXI веке эта профессия станет одной из самых востребованных. Я думаю, что в скором времени и наши PR-структуры займут достойное место на мировом рынке. Конечно, изобрели PR американцы, но у нас советская власть вполне эффективно использовала этот инструментарий, правда, именовался он иначе - пропаганда.

Продвижение нашего бизнеса во многом зависит от налаженных профессиональных связей. Поэтому мы являемся членами многих профассоциаций. Совместно с Market Communications и другими агентствами мы активно работаем над созданием ассоциации по стимулированию продаж. Информацию о своих действиях мы распространяем через все специализированные издания - "Новости СМИ", "Со-общение", "Советник", "Вестник телевизионной информации". Развивая отношения с западными агентствами, я все же не испытываю желания вступить в какую-либо западную сеть - хотя это и модно сегодня. Я считаю, что при всех преимуществах крупных международных "монстров" мелкие и средние агентства не менее жизнеспособны. Да и становиться частью западного агентства на территории своего собственного государства я не хочу в принципе.

Hi-tech - одно из самых перспективных направлений PR

Мария Бурас


генеральный директор PR-Technologies

Наше агентство - полного цикла: мы предоставляем весь спектр услуг. Потому и заказчики у нас самые разные. Единственное, что можно о них сказать наверняка, так это то, что политикой они не занимаются. В силу нашей специализации мы считаем, что одним из самых перспективных направлений работы PR-Technologies является hi-tech, то есть компании и проекты в сфере высоких технологий, и в частности Интернета.

Сегодня бизнес-сообщество осознало потребность в PR-услугах. В результате спрос на них возрос. Особенно отчетливо это видно на примере того, как стремительно развивается PR в Сети.

Свою работу в прошедшем году мы оцениваем положительно. Наше агентство еще молодое (оно учреждено в августе 1998 года!). Но нам "неудачное" время рождения пошло на пользу - с ходу мы прошли испытание кризисом. За два года значительно расширился круг наших клиентов, да и работы, понятно, стало намного больше: обороты агентства выросли более чем в четыре раза. Будущее нас обнадеживает.

Дата публикации: 05:12 | 20.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.