Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Российский PR в международном контексте / Среда

В России должно быть престижно жить и работать


Александр Моисеев
обозреватель журнала "Со-общение"
alexm@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

30-31 октября в московском Marriott Grand Hotel прошла третья Международная конференция "Создание и продвижение брэндов. Технологии третьего тысячелетия". Тема, понятно, весьма актуальна: по данным американских исследователей, на брэнд приходится сегодня порядка 60% суммарной стоимости акционерного капитала компаний. В сознании российского потребителя брэнд пока не играет столь значимой роли, как на Западе. Однако и наши специалисты по брэнд-менеджменту демонстрируют все более высокий уровень мастерства, мало в чем уступая западным коллегам. Президент Российского совета по рекламе (РСР) Владимир Кисмерешкин считает, что во многом от брэнд-менеджеров зависит, будет ли в России престижно жить и работать.

Все та же Pepsi

Конференция продемонстрировала важную тенденцию современности: понятие брэнда все меньше привязывается к параметрам качества, конкретным чертам товарной категории - на первый план выходят отношения между компанией и потребителями ее продукции. Не случайно многие компании вкладывают сегодня средства в первую очередь не в новое оборудование, а в рекламу и маркетинг. Иначе говоря, теперь специалисты меньше внимания уделяют рациональным составляющим восприятия брэнда, делая ставку на его эмоциональные аспекты. По мнению профессионалов, брэнд тем и отличается от торговой марки, что за ним обязательно должна стоять определенная философия.

С особой тщательностью понятие брэнда было рассмотрено в докладе известного американского брэнд-консультанта, руководителя компании Upshaw & Associates Линна Апшоу. По его мнению, некоторые специалисты ошибочно ограничивают понятие брэнда лишь логотипами, графическими системами и номенклатурными стратегиями. Конечно, все это важные аспекты брэнда, но они не выражают в полной мере его содержание. Апшоу предложил свое определение: брэнд - это "регулярно исполняемое обещание". Обещание может быть различным по сути - например, "автомобили Ford всегда качественны" или "вкус и цвет Pepsi-Cola везде одинаковы". Но обещания эти должны четко выполняться. Так, после ряда отказов недовольных клиентов компания Ford пошла на огромные издержки, компенсируя нанесенный потребителям ущерб, - и все для того, чтобы сохранить у них мнение о фирме как о производителе качественных автомобилей. Но невыполнение обещаний грозит компаниям серьезными неприятностями даже в тех случаях, когда оно не связано с ухудшением качества товара. Например, появление на рынке прозрачных разновидностей напитков Pepsi (Crystal) вызвало беспокойство потребителей, и компании пришлось доказывать, что "это все та же Pepsi-Cola".

К стабильности через перемены

Необходимость четко выполнять обещания компания тем не менее должна сопрягать с гибкой стратегией, соответствующей конъюнктуре рынка. Это вытекает из первого фундаментального аспекта брэнда - его позиционирования.

В прошлом позиционирование было символом устойчивости, постоянства и неизменности. И смысл его сводился к тому, чтобы завоевать и как можно дольше удерживать более выгодную, чем у конкурента, позицию в глазах покупателя. Сегодня же "позиционирование, высеченное в камне", по словам Апшоу, имеет не больше шансов на успех, чем линия Мажино в условиях современных боевых действий. Среднестатистический потребитель, в сознании которого, по мнению менеджеров, уже сформировался некий "упорядоченный каталог рекламы" их компании, сегодня и впрямь перегружен информацией: так, в США каждая семья ежедневно получает сотни, а порой и тысячи рекламных сообщений.

Правильное позиционирование марки, по Апшоу, возможно при учете трех маркетинговых факторов в совокупности - потребности покупателя, реальной способности марки ее удовлетворить и правильном расчете конкурентных преимуществ данной марки в сравнении с другими. Все эти элементы не статичны, они постоянно изменяются. Так, в настоящее время благодаря огромному количеству слияний и поглощений компаний многие марки репозиционируются. Согласно исследованию, проведенному компанией KPMG, 83% слияний с вовлечением иностранных фирм не принесли акционерам выгоды. Во многом из-за неспособности маркетологов компаний своевременно трансформировать вовлеченные в слияние брэнды во франшизы.

Залог успеха деятельности компаний сегодня определяется способностью их менеджеров планировать "устаревание корпораций" и открывать новые, более эффективные способы ведения бизнеса. Словом, из статичного процесса позиционирование брэнда превращается в процесс динамичный. И соответствие брэнда меняющимся условиям становится важнейшим условием стабильного положения фирмы на рынке.

Компания или ее брэнд

Индивидуальность брэнда - характеристика более стабильная, чем позиционирование. Именно индивидуальность обеспечивает товару конкурентное преимущество. Сегодня все больше категорий товаров и услуг приобретают потребительские свойства, исключая таким образом возможность дифференциации брэнда. Поэтому индивидуальность брэнда (или его "душа"), учитывающая или даже вызывающая соответствующие эмоции потребителя, становится решающим дифференцирующим фактором. Но стремление обеспечить отличие одного брэнда от подобных ему не может быть самоцелью: главное в другом - он должен нравиться потребителю. Ведь вокруг масса примеров, когда люди прекрасно знакомы с брэндом, но не испытывают к нему симпатий.

И в этой связи особое значение приобретает третий аспект - "брэнд-отношение". Это не то, что клиенты думают о брэнде, а скорее то, что, по мнению клиентов, "брэнд думает о них". Специалисты ведущей в мире исследовательской компании International Research утверждают: положительное "брэнд-отношение" может выражаться такими высказываниями клиентов, как "компания слушает меня, уважает меня, предвидит мои пожелания". Такое ассоциирование повышает лояльность клиентов к брэнду. Негативное же "брэнд-отношение" (его можно выразить фразами "принимает меня как нечто само собой разумеющееся", "не знает меня") понижает уровень лояльности покупателя.

В качестве положительного примера раскрутки индивидуальности брэнда можно привести маркетинговые усилия менеджеров компании Mercedes. То, что компания улучшила свое "брэнд-отношение", включив в модельный ряд дешевые автомобили, - не главное. У других производителей автомобилей была такая же тактика. Однако после 70-х годов в США, например, данный способ "приобщения к брэнду" оказался неэффективным в контексте вторжения на американский рынок более дешевой продукции из Японии. Маркетологи Mercedes пошли дальше - в своей кампании они максимально акцентировали идею "менее элитарных и более дружелюбных отношений производителя к покупателю", начав производить всякого рода сопутствующую продукцию со своим логотипом. Смысл акции в том, чтобы довести до сознания потребителя простую мысль: если у него нет денег даже на самый дешевый автомобиль этой компании, не беда - он может приобщиться к марке, приобретя, например, дорожную палатку ("Под тентом с логотипом Mercedes вам будет уютно, даже если у вас немного денег!").

В прошлом разграничение между терминами "брэнд" и "компания" было предельно четким: "брэнд" - это продукт или услуга, выводимая на рынок с определенными обещаниями и значениями. "Компания" - корпоративная организация, финансирующая маркетинг брэндов. Сегодня многие фирмы стремятся обеспечить тождество двух этих понятий. Такой тип компаний Линн Апшоу называет "мастербрэндами". Например, в фирмах Nokia, Virgin, Lucent Tech., 3Com, Apple Computer и других понятия "брэнд" и "компания" становятся практически неразделимыми. Кроме того, положительное "брэнд-отношение", по убеждению Линна Апшоу, характеризуется вовлечением покупателей в жизнь брэнда, наличием четкой ассоциативной связи покупателя с брэндом.

В последнее время в мире, и в России тоже, часто говорят о значимости нематериальных активов, существенная часть которых приходится на брэнд. Однако, по мнению специалистов компании PricewaterhouseCoopers, бухгалтерский учет в большинстве стран построен так, что нематериальные активы никак не фигурируют в балансе. Следовательно, финансовая отчетность не полностью отражает стоимость компании. Она полезна только для анализа текущей ситуации, но никак не для выработки стратегии на будущее. И если в 1980 году соотношение рыночной и балансовой стоимости было 1,2:1, то теперь оно составляет 6:1.

Как "озолотить Бочку"

Константин Самойлов, специалист компании "Трансмарк", поделился опытом разработки и выведения на рынок пивного брэнда "Золотая Бочка". По его словам, в России историю брэндинга пива можно разделить на три этапа: до середины 90-х годов, затем - период, предшествовавший кризису, и ситуация после кризиса. На первом этапе преобладал интерес потребителей к импортной пивной продукции. На втором появились уже качественные российские марки. Тогда же сформировалась категория потребителей, готовых платить за хороший продукт, поэтому при брэндинге в 1995-1996 годах основной упор делался на качество. Широко использовались идеи преемственности вековых традиций и качественного сырья. Но не было ориентации на донесение до потребителя эмоциональных характеристик брэндов.

Кризис заставил искать новые подходы для продвижения пивных марок. И перед авторами кампании промоции "Золотой Бочки" встал вопрос, стоит ли вообще в создавшейся ситуации акцентировать внимание покупателей на качестве товара? К тому времени уже стали известны примеры, когда свои плоды в кризисной ситуации давало использование как рациональных, так и эмоциональных преимуществ товара. Так, марка Holsten, лидировавшая до кризиса со слоганом "One world - one beer" ("Oдин мир - одно пиво"), после потрясений в августе 1998 года начала продвигать концепцию "true beer" ("подлинное пиво") - продукт для тех, кто предпочитает только высокое качество напитка. Идею "искушенного потребителя" рекламный ролик компании воплотил в образе Фауста (слоган кампании - "Пей, искуситель!").

Маркетологи же "Золотой Бочки" сошлись во мнении, что делать ставку на качество продукта - не самый выигрышный ход: ведь любой производитель может купить производственные мощности, позволяющие выпускать по-настоящему качественную продукцию. Тогда они решили представить свою продукцию в эмоциональном ключе, сделать так, чтобы потребитель начал ассоциировать свои вкусы с данным напитком. В рекламном ролике компании фигурируют три вполне солидных, преуспевающих героя - бизнесмен, автослесарь и дизайнер. Кульминацией роликового сюжета стал момент, когда бизнесмен бросает свой мобильный телефон и достает из багажника ящик пива "Золотая Бочка". Идея в том, чтобы не только подчеркнуть приоритет общения между людьми (конечно, за пивом!) над чисто деловыми интересами, но и ввести привлекательный элемент "нарушения правил", выхода за рамки привычной повседневности, возможность для которого дает пиво. По мнению Самойлова, успех брэнда был связан во многом с верным определением целевой группы - хоть и не массовой, но вполне многочисленной.

А вот брэнд-менеджеры марки "Клинское", по его словам, допускают ошибку, концентрируясь только на молодежной аудитории, - это может привести к потере немалой части потребителей. Тем более что с молодежью работать непросто - это аудитория неустойчивая, молодым людям интересно пробовать новые марки, и добиться от них стопроцентной лояльности крайне сложно.

Дениз Макдевитт, исполнительный директор Американской маркетинговой ассоциации (АМА), рассказала о некоторых проектах по раскрутке брэндов, победивших по итогам последнего конкурса EFFIE Award. Так, менеджеры компании Anheuser-Busch, Inc. были награждены за промоцию легкого сорта пива Budweiser - Bud Light. Известно, что фирмы Coors и Miller ввели легкие сорта за счет пива Premium. В Anheuser-Busch не захотели пойти по их стопам и решили, что два брэнда - Budweiser Premium и Bud Light должны выступать партнерами, поддерживать друг друга. Во многом идеи сходны с уже упоминавшейся кампанией продвижения "Золотой Бочки": пиво укрепляет дружеские связи, дает ощущение свободы и возможность хоть на время "уйти" от тягостной реальности. В раскрутке пива Premium внимание уделялось прежде всего качеству, а сорт Light авторы кампании стремились ассоциировать с энергией развития, поэтому ролики последнего шли в эфир в рамках спортивных программ. В результате компании удалось увеличить производство на 3,4%, а контролируемый сегмент рынка - на 13%.

Мыслить нестандартно

При продвижении же конфет M & M`s главная задача заключалась в том, чтобы выделить продукт на фоне конкурирующих брэндов - Nestle, Kit-Kat и других. Выполнить ее удалось, использовав в рекламной концепции элемент навязчивых, почти параноидальных настроений - длительность жизни этих конфет коротка, поскольку отовсюду им угрожает опасность.

Убедительного успеха в раскрутке брэнда удалось добиться менеджерам компании Apple Computer. Эта фирма пережила тяжелейший кризис: несмотря на колоссальные затраты на рекламу, за несколько лет ее доля на мировом рынке упала с 13% до 3%, а стоимость акций понизилась на 60%. Покупатели по-прежнему верили продукту, но утратили доверие к компании. Брэнд-менеджер Apple Стив Джобз попытался "напомнить" клиентам, за что они раньше любили компанию, - за ее неординарность. "Apple - для тех, кто не боится новаций" - убеждала рекламная кампания. А главный слоган призывал потребителей "думать нестандартно" ("think different"). В рекламных роликах были задействованы образы наиболее известных бунтарей, устремленных в будущее, - Альберта Эйнштейна, Альфреда Хичкока, Махатмы Ганди. В результате аудитория кардинально изменила свое представление о фирме, и доля Apple Computer на рынке возросла до 12%, объем продаж - на 4%, а число потребителей ее продукции увеличилось почти на треть.

Дмитрий Колокатов, брэнд-менеджер компании "Вимм-Билль-Данн", рассказал о выведении на рынок сока 100% Gold Premium. В начале 1998 года аналитики компании "почуяли неладное" и, желая встретить кризис во всеоружии, решили освоить новые ценовые ниши, запустив несколько новых брэндов. Идея кампании продвижения сока 100% Gold Premium выглядела вполне банально и сводилась к тому, что продукт полезный и вкусный. Но решение оказалось правильным. Дело в том, что в России сок покупают, по сути, только детям и зачастую только по праздникам. Поэтому слоган "Больше здоровья тем, кого вы любите" достиг цели. Кроме того, с помощью агентства Rose удалось сделать необычный для рекламы напитков в России ролик с танцующими пакетами сока (как правило, на экране льется аппетитная жидкость, а герой клипа изображает наслаждение).

Дырявый "зонтик"

Специалист агентства "Медиа-Артс" Михаил Дымшиц остановился в своем выступлении на наиболее типичных ошибках российских предпринимателей при продвижении брэндов. Одна из них, считает он, - убежденность производителя, что покупатель испытывает к нему интерес. На самом деле покупателю не так важно знать, кто сделал товар. Интерес такого рода у отечественного потребителя присутствовал до середины 90-х годов - тогда многие просто отдавали предпочтение импортным продуктам. После того как многие зарубежные фирмы разместили в России филиалы своих производств, психологический "фактор импорта" перестал работать. Осенью 1998 года было проведено исследование, которое показало, что людей больше интересует брэнд, а не его производитель.

Сегодня ясно, что имидж производителя не так уж важен - недаром люди нередко путают фирмы, изготавливающие продукт одной марки. Главное для клиента, чтобы товар соответствовал минимальному уровню качества. Поэтому "продавать" нужно "дырки в стене, а не сверла". Упомянутая убежденность менеджеров в интересе клиентов к компании-производителю в свое время привела к их чрезмерному увлечению PR-акциями для продвижения "простых" товаров, например шоколада. В самых разных изданиях появились объемные публикации, посвященные плиточному шоколаду, но успеха это не принесло. Причина ясна: покупатель не может тратить слишком много времени и сил на то, чтобы разобраться во всех свойствах вполне тривиального товара, - избыток информации запутывает и отталкивает его.

Другая серьезная ошибка - убежденность маркетологов в эффективности "зонтиковых эффектов", то есть расчет на то, что выводимые на рынок новые товары будут "прикрыты" основным, уже раскрученным брэндом. В частности, такое заблуждение свойственно операторам рынка кондитерских изделий. Известно, что наибольшей популярностью у россиян пользуются конфеты "Красный Октябрь", а из плиточного шоколада они предпочитают марку "Рот-Фронт". "Красный Октябрь" же, надеясь на действие "зонтика", продолжает выпускать шоколад, чем, естественно, не улучшает свои рыночные показатели.

Типичный недостаток маркетологов - игнорирование того, как потребители воспринимают наименование брэнда. Наиболее характерные примеры - шампунь "Репейник" и масло "Золотая семечка": любой элемент негативного, непонятного, странного в имени отталкивает покупателя. Из-за этой ошибки многие качественные товары даже не удалось вывести на рынок.

Опасен и неверный выбор способа продвижения: например, игнорирование локальных мероприятий мерчендайзинга в надежде на рекламу в масштабе страны в целом. Нередкая ошибка - игнорирование эффективных носителей (допустим, радиостанций и прессы) по личным убеждениям. Или, скажем, выбор передач для рекламы не под целевую группу, а "под клиента", который в воскресенье вечером будет рад увидеть свою рекламу. И во многом причина тому - нарушение процедуры принятия решений: как скажет председатель совета директоров, так и будет.

Использование ложных аргументов, например неоправданная апелляция к вековым традициям в случае с рекламой масла и маргарина, которые появились в России лишь 120 лет назад. Вследствие убежденности в интересе к своей компании многие производители задействуют бесполезные аргументы, например технологические подробности производства того или иного продукта, что нисколько не интересует потребителя.

Ну и настоящий бич отечественного рынка - некорректное использование фокус-групп. В частности, на них ошибочно тестируют имена, брэнды, упаковки, рекламные материалы. Заказчикам такого исследования, как правило, требуются прямые ответы участников, получить которые можно только путем нарушения процедуры.

Отдельная проблема - использование рекламных материалов недостаточного объема. Ролик продолжительностью меньше 20 секунд не может принести эффекта. И хотя порой в таких случаях уровень продаж все-таки растет, по мнению Дымшица, это происходит не благодаря рекламе: просто клиенты, потратившись на рекламную кампанию, начинают "гонять" сотрудников своих служб распространения.

И все же, несмотря на столь широкий спектр ошибок, Михаил Дымшиц констатировал определенный рост показателей успеха при продвижении брэндов на российском рынке: если до кризиса потери составляли 80%, то теперь они сократились до 60-70%.

Впрочем, неудачи при продвижении брэндов объясняются не только промахами специалистов. Причина и в некоторых характерных особенностях отечественного потребителя. По мнению Вадима Куликова, руководителя РГ "Витрина А", у российских граждан еще не сложилась культура потребления марочного, а тем более брэндового товара. Если в США спонтанные покупки (то есть покупки, решение о которых принимается прямо в местах продажи) составляют 64%, то в России данный показатель равен 82%. И это понятно: ведь конкуренция появилась здесь совсем недавно. Согласно прогнозу по-настоящему цивилизованный рынок в России сформируется лишь к 2005 году. А пока у нас практически нет людей, строго приверженных тому или иному брэнду.

Предпочтение - еще не лояльность

Понятно, что лояльность потребителей - одна из основных составляющих стоимости брэнда, а ее формирование вполне может считаться конечной целью маркетинговых усилий владельцев брэнда. Что же входит в понятие лояльности и как можно ее измерить? Проблемам определения лояльности в маркетинговых исследованиях посвятил свое выступление Алексей Назарюк, начальник отдела исследования рынка Управления по связям с общественными организациями и рекламе Альфа-банка. Проще всего, считает Назарюк, было бы обозначить степень лояльности через отношение текущего количества клиентов к их числу, скажем, прошлого года. Но лояльность не надо путать с предпочтением или даже частотой покупки. К тому же можно предпочитать один брэнд, но по различным причинам чаще покупать другой. Лояльный же потребитель - тот, "кто готов, не найдя любимой марки пива в одном магазине, прошагать десяток километров до другого, но ни в коем случае не согласится на какой-либо иной брэнд".

Обычно маркетинговые исследования строятся на классической триаде "знание-потребление-предпочтение". Отсутствие предпочтения и потребления при высоком уровне узнаваемости говорит о низком качестве товара. Если же показатель потребления чуть выше, а предпочтение не фиксируется, то товар хоть и дешев, но невысокого качества. Если степень знания низкая, значит, мало рекламы. Информация, безусловно, ценная, но для оценки лояльности покупателей она мало что дает. Не помогают и попытки изучать "квартет", добавив к классической триаде "готовность клиента совершить покупку", так как не понятно, что это - обещание будущей лояльности или некая цифра для прогноза пробных покупок? По мнению Назарюка, для полноценного измерения лояльности "квартет" следует дополнить еще несколькими звеньями - например комплексом восприятия брэнда и блоком собственно лояльности. Согласно схеме, предложенной немецкими специалистами С. Брехтом и М. Галлеманом, в блок восприятия включаются симпатия к брэнду, восприятие качества, полноты-яркости впечатления, динамизма-адаптационных качеств брэнда. Блок лояльности же складывается из предрасположенности к покупке, контакта-пробной покупки, повторных покупок, переключения с брэнда на брэнд, потребительской удовлетворенности. Получается весьма громоздкая схема, способная, впрочем, на практике дать ответы на некоторые "почему" и "что делать". Но проведение такого исследования - дело чрезвычайно хлопотное и затратное, так что далеко не каждый руководитель решается на него, предпочитая уповать на собственную интуицию.

Брэндинг он-лайн

Отдельный блок вопросов на конференции был посвящен проблемам и особенностям продвижения брэндов с помощью интернет-технологий. Генеральный директор интернет-агентства Adwatch Лев Глейзер отметил, что одна из важнейших проблем связана с тем, что большинство специалистов пришли в этот бизнес не из рекламного мира, а из сферы IT. Этим во многом объясняется "птичий язык" интернет-компаний, который зачастую непонятен как клиенту, так и потенциальному потребителю - "IP, хосты, хиты, сессии, показы" и так далее. Именно это обстоятельство отпугивает многих клиентов. В то же время заказчики начинают оценивать уникальный потенциал Интернета с точки зрения установления обратной связи с потребителем, возможности идентификации каждого пользователя сайта и каждого контакта.

А креативный директор интернет-агентства Actis Systems Михаил Семиз рассказал о практике создания "промо-сайтов". Он посетовал, что в сфере Интернета, как и в области более традиционных рекламных носителей, все решает бюджет. Если он большой, заказчики зачастую действуют по принципу "валяй по полной программе". Так, под влиянием моды на интернет-технологии поставщики холодильного оборудования, целевая группа которых - директора магазинов, безуспешно пытаются привлечь их рекламой в Сети. Если же клиент не слишком богат, то финансирование онлайновых кампаний осуществляется по остаточному принципу - в ход идет часть бюджетных средств, не израсходованная на другие формы рекламы. На самом же деле бюджет должен утверждаться до начала проекта.

Кроме того, Михаил Семиз утверждает, что промо-сайт может принести успех только при условии, что он будет интегрирован в общую стратегию рекламной кампании. При этом нельзя забывать о своевременном обновлении сетевого ресурса. Некоторые клиенты, сделав промо-сайт лучше своих конкурентов, решили, что их задача выполнена. И удивлялись впоследствии, что web-страница не приносит коммерческого успеха.

Похоже, эйфория, связанная с возможностями Интернета для продвижения брэндов, у многих менеджеров уже начинает стихать. Не в последнюю очередь и из-за того, что потенциальных клиентов заметно беспокоит активизация сетевых пиратов, регистрирующих домены, повторяющие товарные знаки и названия известных фирм. По словам специалиста фирмы "Городисский и партнеры" Владимира Бирюлина, судебная практика в области доменных имен в России крайне скудна, и случаи успешной защиты прав потерпевших пока единичны. Известна история компании Kodak, которая в течение многих месяцев не могла через суд вернуть себе доменное имя Kodak.ru. Лишь 4 октября суд решил дело в пользу фирмы. Кроме того, утверждает президент компании "Вымпелком" Владимир Андреев, акции многих интернет-компаний падают, и их будущее выглядит туманно. С ним, разумеется, не согласны представители сетевого бизнес-сообщества.

В целом же конференция продемонстрировала, что российские специалисты понимают необходимость использования всего спектра маркетинговых технологий для продвижения брэндов.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Российский PR в международном контексте
Контекст
На полпути к крупнопартийности
Елена Фомина
Парттехнологические маневры
Борис Немцов
Как России обогнать Швейцарию
Среда
Российский PR в международном контексте
Сергей Михайлов
Внутренняя информация на экспорт
Лариса Зелькова
И в России пиарщик может работать этично
Александр Палладин
PR для "внутреннего клиента"
Наталья Кожевникова
Год, удачный для PR
Александр Чумиков
Рекламные ассоциации - инструмент согласия на рынке
Игорь Писарский
"Повивальные бабки" нового брэнда
Александр Репьев
В России должно быть престижно жить и работать
Александр Моисеев
Ярмарка брэндов
Мария Хохлова
Практика
Политтехнологическая ничья
Марина Гвоздиевская
Интернет
Российская Сеть подыграла Бушу
Евгений Верлин
Академия
"Управляемая демократия": российский вариант,
Владимир Тикунов
Гуманитарные фабрики
Корпоративные граждане "местных сообществ"
Джейн Нельсон
Инвестировать в социальное партнерство
Сергей Туркин
Реклама и антиреклама православия в России
Елена Фомина
Магистр
Борьба иллюзий, или Реклама versus PR
Анна Федорова
PR-итоги 2000


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.