Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Выгоден ли покер на живые деньги или нет?



soob.ru / Архив журналов / 2000 / Российский PR в международном контексте / Интернет

Российская Сеть подыграла Бушу


Евгений Верлин
обозреватель газеты "Время МН", кандидат политических наук
Версия для печати
Послать по почте

Оказавшись в США в бурные дни подсчетов и пересчетов голосов, я заглянул на сайты российских web-изданий и обнаружил явное несоответствие реалий американской избирательной кампании ее освещению в нашей Сети. Картина событий была достаточно сложной сама по себе. А для россиян - запутанной вдвойне: свою лепту внесли наши сетевые издания, "зациклившиеся" на виртуальной победе Джорджа Буша.

Не Бушем единым

Читаю, к примеру, в статье Бориса Кагарлицкого в "Новой газете" (N64 от 16-19 ноября) пассаж о том, что "крупнейшие корпорации, такие как Microsoft, вложили деньги именно в Гора". На деле все было несколько иначе. В случае с Microsoft свою роль сыграло то, что республиканцы дали ясно понять, что выступают на стороне этого гиганта "новой экономики" в его споре с правительством Клинтона, обвинившим корпорацию в монополизме и добивающимся ее расчленения.

За неделю до выборов главный управляющий Microsoft Стив Баллмер на заседании директората компании ясно высказался, что будет голосовать за Буша. Да и сам владелец компании Билл Гейтс немало пожертвовал в избирательный фонд кандидата республиканцев в сенат от штата Вашингтон. И все же эти демарши не нарушили царивший среди персонала Microsoft политический плюрализм: так, например, вице-президент компании Дик Брасс участвовал в сборе пожертвований для демократов. Да и в целом, хоть Microsoft и внесла в кассу республиканцев 1,2 млн долларов, но, следуя проверенному принципу "не класть яйца в одну корзину", направила 0,7 млн долларов и в фонд кампании демократов. В такой же примерно пропорции проявились и симпатии 20 тысяч сотрудников компании, принявших участие в акциях по сбору пожертвований по личной инициативе: в фонд избирательного штаба Буша от них поступило 52 740 долларов, а в фонд Гора - 29 тысяч.

Победа в виртуальном пространстве

Но самым интересным оказалось для меня то, как события 7-8 ноября освещались в ряде российских интернет-газет. Наблюдать за этим в режиме on-line из Нью-Йорка было чрезвычайно любопытно.

Следует, впрочем, признать, что в США в ночь на 8 ноября разом "прокололись" практически все ведущие телеканалы: опираясь на предварительные, неофициальные и неполные данные подсчета голосов (которые, кстати, осуществляла аффилированная с крупнейшими телеканалами служба, специализирующаяся на exit polls), они в 2.20 ночи 8 ноября скопом объявили Джорджа Уокера Буша "избранным 43-м президентом США": на экранах появился фотопортрет сияющего Буша на фоне американского флага с соответствующей строкой текста.

Этот телевизионно-виртуальный казус наверняка еще долго будет разбираться специалистами масс-медиа для выявления того, "насколько мы доверяемся телевидению в процессе выявления истины и принятия решений" (цитата из New-York Times). В практическом же плане он уже разбирается, поскольку в ряде телекомпаний стал предметом служебного расследования.

Но меня все же больше заинтриговала "российская сетевая версия" виртуального избрания Буша. К 2.20 ночи 8 ноября отрыв Буша от Гора по голосам во Флориде достиг - по неофициальным, подчеркиваю, и неполным данным - 55 тысяч голосов; телеканалы сообщили, что подсчитано уже 98% бюллетеней, что вроде бы означало, что преодолеть отставание от Буша Гору не удастся. Вслед за этим, около 2.30 ночи, поддавшись "настроению момента" и, видимо, доверившись, как и все, телевидению, Гор звонит Бушу и признает свое поражение. Признает, несмотря на то что за несколько минут до этого на его пейджер из Флориды поступило срочное послание от сотрудницы избирательного штаба демократов с призывом: "Ни в коем случае не сдавайтесь!" Это означало: исход еще не ясен.

И действительно, примерно через час Гор получает еще одно сообщение на свой пейджер: отставание неожиданно сократилось до 5,5 тысячи голосов, что по законам штата Флорида (когда разрыв составляет менее одного процента от общего числа избирателей) "автоматом" вводило в действие положение о необходимости пересчета голосов. Как оказалось, в избирком штата (находящийся под контролем республиканцев) "запоздали" данные из двух "демократических" по своей политической ориентации округов. Сразу после этого, примерно в 3.40 ночи (11.40 по московскому времени), Гор звонит Бушу и отзывает свое "признание поражения" и, соответственно, свои поздравления с победой. Все это показывают американские телеканалы: ясно, что победы нет и быть не может - начинается пересчет голосов.

"Замыкание" в Сети

Российскую же Сеть словно замкнуло на "победе" Буша. В 10.32 (то есть в 2.32 ночи по времени Восточного побережья США) на сайте СМИ.ru появляется материал "Буш - президент, сенат - республиканский, палата представителей - тоже, а Нью-Йорк - с Хиллари".

Одновременно с Lenta.ru сходит сообщение "Президентская гонка окончена. Джордж Буш победил". В 11.32 Страна.ru устами интервьюируемого думца Дмитрия Рогозина извещает: "Победа Буша-младшего означает для России приход к власти более предсказуемого лидера"?!

В 11.39 "Интерфакс" передает: "Буш победил на выборах в штате Флорида, что принесло ему общую победу на выборах президента США". В 11.44 (то есть через 4 минуты после отзыва Гором своего поздравления Бушу) то же агентство под заголовком "В Москве уверены в позитивном развитии отношений с Вашингтоном" излагает заявление "высокопоставленного источника" в кремлевской администрации о том, что "в ближайшее время можно ожидать поздравительное послание президента РФ Владимира Путина новому президенту США". И оно вскоре последовало!

Далее псевдопобедные реляции российских прореспубликанцев посыпались как из виртуального рога изобилия: "Победа Буша и республиканцев. В утешение демократам - победа Хиллари Клинтон" (Страна.ru в 11.52), "Буш - 43-й президент США" (Вести.ru в 12.08), "Ричард Чейни стал вице-президентом США" (Страна.ru в 12.32), "Альберт Гор поздравил Джорджа Буша-младшего с победой" (СМИ.ru в 12.52). Все эти сообщения, в том числе насчет "поздравления с победой", были выданы уже после того, как Гор отозвал свое поздравление.

Явно поторопились со своими заявлениями и некоторые наши деятели (материал "Российские политики о победе Буша", СМИ.ru, 12.35). Лидер фракции "Единство" Борис Грызлов, в частности, даже приветствовал победу кандидата республиканцев, скромно заметив, что он со товарищи, когда минувшим летом были гостями республиканского съезда в Филадельфии, встречался "с первыми лицами" и убедился в их стремлении к сотрудничеству.

"Виртуализация выбора", очевидно, может осуществляться под воздействием как политически ангажированных (американских) телеканалов, так и политически не менее ангажированных российских виртуальных СМИ. Как говорил незабвенный Карл Маркс, "мысли господствующего класса в каждую отдельную эпоху являются господствующими мыслями". Видимо, это относится и к виртуальному миру.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Российский PR в международном контексте
Контекст
На полпути к крупнопартийности
Елена Фомина
Парттехнологические маневры
Борис Немцов
Как России обогнать Швейцарию
Среда
Российский PR в международном контексте
Сергей Михайлов
Внутренняя информация на экспорт
Лариса Зелькова
И в России пиарщик может работать этично
Александр Палладин
PR для "внутреннего клиента"
Наталья Кожевникова
Год, удачный для PR
Александр Чумиков
Рекламные ассоциации - инструмент согласия на рынке
Игорь Писарский
"Повивальные бабки" нового брэнда
Александр Репьев
В России должно быть престижно жить и работать
Александр Моисеев
Ярмарка брэндов
Мария Хохлова
Практика
Политтехнологическая ничья
Марина Гвоздиевская
Интернет
Российская Сеть подыграла Бушу
Евгений Верлин
Академия
"Управляемая демократия": российский вариант,
Владимир Тикунов
Гуманитарные фабрики
Корпоративные граждане "местных сообществ"
Джейн Нельсон
Инвестировать в социальное партнерство
Сергей Туркин
Реклама и антиреклама православия в России
Елена Фомина
Магистр
Борьба иллюзий, или Реклама versus PR
Анна Федорова
PR-итоги 2000


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.