Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/11-12/g/16


Реклама и антиреклама православия в России

Религиозные сюжеты на телеэкранах и в прессе стали сегодня обычным явлением. При том что российское законодательство не отдает предпочтения ни одной из трех традиционных в России религий (православию, мусульманству или буддизму), преобладание Церкви и Патриархии в СМИ очевидно - в том числе и благодаря специфической рекламе. Впрочем, среди архиереев Православной церкви отношения складываются отнюдь не гладко, что породило такой российский феномен, как "религиозная междоусобная антиреклама".

Есть ли у Путина духовник?

Реклама православия, в частности Московской патриархии, достаточно специфична и порой завуалирована. Сами православные иерархи и, соответственно, их аппаратчики, обеспечивающие информационную и коммуникационную деятельность, на дух не принимают слово "реклама". Так что полноценной и тем паче навязчивой рекламы РПЦ скорее чурается. Неудивительно, что простой мирянин порой не в состоянии отличить рекламные мероприятия от обычной деятельности иерархов "первейшего" вероисповедания всех времен и народов. Однако, как и всякая организация, общественная или коммерческая, Патриархия испытывает потребность преподносить свои идеи, выполнять свою миссию в соответствующей "упаковке". Говоря языком светским, она вынуждена поддерживать свою уже раскрученную марку.

Рекламная деятельность РПЦ осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, Патриархия стремится закрепить в сознании россиян, что православие в России есть по сути государственная религия. И это при том, по юридическому статусу, что РПЦ всего лишь рядовая общественная организация, правда, имеющая основательные привилегии в налогообложении. Придание же Патриархии официального статуса, то есть преподнесение ее как государственного института, повышает ее авторитет в глазах сограждан, увеличивает приток паствы в церкви. Для этого сама Патриархия и действующее при ней Информационное агентство РПЦ преподносят в федеральных СМИ те же поездки Алексия II по стране чуть ли не как официальные мероприятия. Обильный поток материалов в СМИ акцентирует внимание читателей-зрителей на участии священнослужителей в таких акциях, как, например, крещение и причащение солдат непосредственно в зоне боевых действий в Чечне. Эти информационные усилия направлены на то, чтобы убедить население, да и сами власти в том, что финансирование из бюджетов властей разных уровней некоторых важных мероприятий, проводимых под эгидой церкви, участие чиновников, а порой и госорганов, в тех или иных аспектах деятельности РПЦ - факт не просто очевидный, но и вполне законный. Одним из результатов этих усилий можно считать и то, что Рождество у нас стало практически официальным праздником, хотя этот факт противоречит Конституции.

Стоит обратить внимание и на развернутую РПЦ кампанию с целью акцентировать внимание граждан на якобы "большой склонности президента РФ к православию". Церковники усердствуют: так, в серии статей, опубликованных недавно в ряде центральных газет ("Совершенно секретно", "Московские новости" и других), назойливо утверждается, что у российского президента есть свой духовник - архимандрит Тихон Шевкунов, настоятель Сретенского монастыря в Москве. Сам же Шевкунов старается уходить от однозначного ответа на задаваемый ему журналистами вопрос - духовник он президента или нет. Да и на проходившем недавно Архиерейском соборе много говорилось о необходимости активизировать участие РПЦ в решении политических и социальных проблем общества.

Вполне успешно воспользовались иерархи в собственных пропагандистских целях идеей московских властей воссоздать храм Христа Спасителя - один из величайших символов православия на Руси. Эта кампания с завидным воодушевлением воспринималась практически во всех уголках страны.

Церковь на колесах

Удачным рекламным ходом Московской патриархии можно назвать и "церковь на колесах" - сооружение в форме вагона, который в середине октября освятил сам Алексий II. Церковь-вагон напоминает агитпоезд Владимира Жириновского - с той лишь разницей, что лидер ЛДПР оплатил свой железнодорожный состав из средств партийной кассы, а Патриархии он достался в подарок от Министерства путей сообщения, руководство которого не пожалело на это 30 млн рублей. Впрочем, на сей раз не обошлось без интриги: похоже, ведомство Николая Аксененко попыталось таким образом заручиться поддержкой церковных иерархов в преддверии надвигавшейся на него атаки со стороны оппонентов предлагавшегося МПС варианта реформы отрасли.

Много внимания уделяют церковные пиарщики и поддержанию нужного имиджа главы РПЦ Алексия II. Отчасти их активность объясняется усилившимися среди иерархов разногласиями разного рода. В этой ситуации журналистам, порой опасающимся ошибиться и неосознанно занять позицию той или иной группировки в РПЦ, церковные пиарщики настойчиво рекомендуют ориентироваться на Патриарха всея Руси. В результате освещение церковной жизни в СМИ зачастую сводится к описанию тех или иных шагов Алексия II или изложению его заявлений.

С другой стороны, Патриарх, судя по всему, сам стал своего рода рекламоносителем. Неудивительно, что некоторые эксперты по рекламе сравнивают главу РПЦ с "раскрученным брэндом", который способен обеспечить "повышенный спрос" потребителей на рекламируемую "продукцию". Например, "неожиданные" поездки Алексия II в отдаленные края и области страны несомненно повышают их неофициальный статус, делают их узнаваемыми и тем самым, считают аналитики, повышают среди прочего и их инвестиционную котировку.

Конкуренция "божей благодати"

Дабы утвердиться в качестве "первых среди равных", православным священникам в России нет необходимости изыскивать какие-то особо изощренные формы саморекламы. Им не нужно, как, например, пятидесятникам, вывешивать в метро плакаты с надписью "Иисус Христос - это Бог" и с указанием электронного адреса штаб-квартиры секты или обители. Нет необходимости и последователям РПЦ раздавать свои брошюрки на улицах городов. Используя свой реальный "вес" в государстве, иерархи настояли на фактическом запрете подобной несанкционированной рекламно-пропагандистской деятельности конкурентов.

Специфика религиозной рекламы еще и в том, что когда иерархи говорят об истине, якобы воплощенной только в их вере, то их никто не может упрекнуть в том, что действуют они "в рекламных целях" - ведь по сути они лишь повторяют то, что за тысячелетия до них утверждали пророки и апостолы. Словом, межрелигиозная борьба - пожалуй, один из самых старых видов конкуренции.

Особенно наглядно это проявляется в идеологической борьбе, которую РПЦ ведет против всякого рода сект. У этого противоборства давняя история, но его обострение в постсоветское десятилетие отчасти продиктовано опасениями иерархов, что "неустойчивость" верования части паствы приведет к опустению православных храмов (многие из действующих сегодня в России "новых религий" ориентированы практически на ту же социальную среду, что и православие, например "Свидетели Иеговы"). И это при том, что доля верующих, оказывающихся в сектах, невелика. Противоборство с сектантами иерархи используют отчасти и в целях саморекламы: постоянно противопоставляя себя так называемым опасным организациям, иерархи тем самым подчеркивают исторические корни РПЦ в России, ее неизбывную связь с культурой страны. За православием - вся история России, победы в войнах, строительство священных храмов, традиции церковной музыки и так далее. У конкурентов, мол, нет ничего близкого, и вообще, мол, они разрушители душ человеческих, морали и культуры общества, семейных традиций. Неудивительно, что практически все антисектантские организации РПЦ именуются (с разными вариациями) примерно одинаково - "комитеты защиты семьи и личности". А само православие преподносится как религия семьи, общества, государства, являясь "культурообразующим" фактором российского общества.

Расслоение православных СМИ

Издательская деятельность - одно из важнейших направлений идеологическо-пропагандистских усилий РПЦ. Любопытно, что некоторые из них являются носителями открытой рекламы. Печатные СМИ по религиозной тематике можно разделить на несколько категорий.

Собственно православные издания ориентированы на крайне узкую аудиторию священнослужителей. Публикация рекламы в них исключена. К этой категории можно отнести журналы "Московская Патриархия" и "Церковный вестник". В каждом регионе России управление РПЦ издает собственный информационный бюллетень. В Москве эти "внутриведомственные издания" можно отыскать разве что в учреждениях РПЦ, а вот в Костромской области, например, они свободно предлагаются в газетных киосках.

Большинство же так называемых массовых изданий РПЦ легко классифицировать по идеологическому критерию, например на либеральные и консервативные. Приверженцев либерального направления среди православных мало, потому и средств у них на поддержание своих изданий явно недостаточно. К этой категории изданий можно отнести, например, либерально-реформистскую радиостанцию "Церковный общественный канал", газету "Русская мысль", журнал богословско-философского толка "Логос" и ряд других. Реформаторы мало представлены в периодических изданиях, зато издают немало литературных трудов. Занимается этим, в частности, Православный университет имени отца Александра Меня.

Консерваторы же и фундаменталисты представлены на рынке СМИ намного шире. Это радиостанция "Радонеж", газета с тем же названием, передача на ТВЦ "Русский дом", патриотическое радио "Свободная Россия", газеты "Россия Державная", "Славянское единство", "Православная Москва", "Десятина", "Русь православная". Некоторые из них все больше приобретают националистический оттенок, например газета "Славянское единство". Другие (например "Десятина") принципиально дистанцируются от национализма. С другой стороны, газета "Радонеж" заметно ангажирована в политическом плане: придерживаясь одновременно антидемократической и антикоммунистической позиций, она исповедует в основном идеи националистического толка.

Именно в прессе во всей полноте проявляется внутрицерковная междоусобица. Так, газета "Русь православная", выходящая вкладышем к "Советской России" (ее редактирует бывший секретарь покойного митрополита Петербургского Иоанна Константин Тушенов), основательно критикует владыку Кирилла и самого Алексия II. Добрая половина каждого номера "Радонежа" - не что иное, как нападки консерваторов на православных либералов (последователей отца Александра Меня, на отца Георгия Чистякова, Георгия Кочеткова, Иннокентия Павлова, Иоанна Экономцева).

Большинство упомянутых изданий имеет свои онлайновые версии. Один из наиболее популярных сайтов сегодня - "Православие 2000" - принадлежит вышеупомянутому архимандриту Тихону Шевкунову. Есть сайт и у либерал-реформаторов. Разумеется, существует и официальный сайт РПЦ, на котором представлены все официальные ее материалы: например, практически все документы последнего Архиерейского собора можно было найти в Интернете в тот же день. Активны в Сети и борцы с сектами: самым ярким и посещаемым в этом плане является сайт Александра Дворкина "Секты в России".

Патриархийная междоусобица

Сегодня можно с уверенностью сказать, что единовластия в Московской патриархии нет. Алексий II, по мнению экспертов, - фигура скорее номинальная. Реальную власть в РПЦ держит в своих руках митрополит Кирилл (Гундяев), считающийся "центристом" и прагматиком. Он же якобы режиссирует процессы "разборок" между либералами и консерваторами внутри РПЦ.

Подавляющая часть иерархов включая и Алексея II стоит на относительно либеральных позициях, при том что большинство последователей РПЦ настроено ортодоксально-консервативно. Словом, потенциал для противостояния велик. Либералы стараются секуляризировать церковные процессы, исключать "подавления мирского начала", смягчать любые проявления религиозного экстремизма.

Не стоит удивляться тому, что сторонники как Алексия II, так и Кирилла пытаются решать свои проблемы и путем "случайного слива" информации в светские СМИ. Люди Патриарха, например, делают это нередко через газету "Московский комсомолец", преданную Юрию Лужкову, - о взаимных симпатиях столичного мэра и Патриарха известно давно. Так, в момент очередного обострения отношений с Кириллом Патриарх якобы дал добро на ряд публикаций в популярных изданиях, в которых коммерческая деятельность владыки (он контролирует торговлю водкой, табаком, нефтью, алмазами ряда структур РПЦ) подвергалась уничтожающей критике. За этим, однако, не последовало ни открытия уголовных дел, ни лишения сана задействованных в коммерции священников, ни даже "строгих выговоров". Это означало, что оппоненты хоть и временно, но уладили свои разногласия. Несколько позже владыка Кирилл нанес ответный удар по Патриарху, "слив", в частности, в еженедельник "Московские новости" информацию о незаконной коммерческой деятельности не самого Алексия II, а людей из его ближайшего окружения (например Гули Сотниковой). Вскоре скандал стих, и никто так и не узнал о разрешении шумного скандала между Сотниковой и рядом "челночных" авиакомпаний.

Мировыми соглашениями, однако, заканчиваются разве что разногласия между приверженцами "дружественных направлений" в РПЦ. Схватки же церковных либералов с фундаменталистами намного громче и скандальнее. Так, опасаясь растущей популярности среди паствы архиепископа Екатеринбургского Никона, одного из лидеров фундаменталистов, либералы развернули против него информационную атаку под лозунгом "искоренения гомосексуалистских наклонностей среди церковных служителей": многие центральные газеты ("Комсомольская правда", "Совершенно секретно" и другие) вдруг наполнились статьями, в которых приводились факты сексуального насилия, якобы совершавшегося некоторыми церковниками в отношении малолетних детей.

В заключение заметим, что РПЦ, как любая корпоративная структура, приспосабливается к реальности, беря на вооружение не только методы внутрикорпоративного менеджмента, но и налаживая современную систему внешних коммуникаций. Бог ей в помощь!

Дата публикации: 05:12 | 20.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.