Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Российский PR в международном контексте / Контекст

Как России обогнать Швейцарию


Версия для печати
Послать по почте

Хотя бы в плане имиджа
На поддержание имиджа у каждого швейцарского кантона выделена отдельная строка в его бюджете. Результат налицо: страна, главным ресурсом которой стало ее "честное имя" (прежде всего в банковском сообществе), превратилась в один из мировых финансовых центров. В отличие от "благословенной конфедерации" Россия обладает гигантскими природными ресурсами, но, увы, не имеет "честного имени". Может быть, поэтому мы и живем пока несравнимо хуже, чем швейцарцы?


О проблемах формирования позитивного имиджа России в беседе с корреспондентом "Со-общения" Еленой ФОМИНОЙ размышляет Алексей СИТНИКОВ, президент консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт" и председатель оргкомитета международной акции "Открытая Россия".

Взглянуть на себя со стороны

- Живем мы по-разному, разумеется, не только поэтому. Слишком много проблем пришлось решать России за последние пятнадцать лет - как социальных, так и экономических. Однако хочу подтвердить вашу мысль: действительно, нам постоянно приходится сталкиваться с тем, что имидж нашей страны в мире далек от того, каким бы он должен быть. Хотелось бы, чтобы Россия выглядела в глазах мирового сообщества как страна с огромными возможностями и перспективами, стабильно развивающаяся и открытая для диалога и партнерских отношений с другими странами.

Такими ли нас видят на Западе? Очевидно, нет, и тому есть множество подтверждений. К примеру, упорное нежелание Совета Европы понять позицию России по отношению к Чечне связано с тем, что этот орган в первую очередь ориентирован на общественное мнение, а для него мы выглядим оккупантами, извергами, с которыми борется маленький, но гордый народ. Такое общественное мнение сформировалось во многом и из-за нашего неумения объяснить объективную реальность и адекватно представить ее в средствах массовой информации.

Есть и более наглядные примеры. Для того чтобы на себе почувствовать все прелести российского гражданства, следует однажды выехать за границу и пройти таможенный и пограничный контроль. У вас проверят носки на предмет наличия "денег русской мафии", посмотрят на просвет паспорт и тщательно сверят величину носа с вашим изображением.

Но в целом вы правы: благосостояние государства прямо зависит от его имиджа. Маленькой Швейцарии это удалось; кстати, удается и огромному Китаю. Буквально за несколько последних лет количество внешних инвестиций в эту страну увеличилось во много раз. И не только потому, что там дешевая рабочая сила. А еще и потому, что западные деловые круги уверены: Китай стабилен, неприятностей не будет. Эту уверенность, поверьте, создают не только действия политиков, но и продуманная система формирования имиджа государства, а также скоординированные действия заинтересованных государственных и общественных институтов.

- Каковы, на ваш взгляд, причины не вполне адекватного отношения западников к нашей стране? Это отголоски доперестроечных времен, ошибки политиков новой России? Или виной всему поведение наших соотечественников за границей?

- Вероятно, и то, и другое, и третье. Вряд ли, скажем, арест Япончика положительно повлиял на представление о нашей стране в той же Америке. А с другой стороны, ведь и западные средства массовой информации работают по шаблонам, ориентируются на ожидания собственной аудитории. Здесь есть, о чем говорить. Ключевая проблема: как эти шаблоны, эти бытующие стереотипы восприятия России изменить? Это безумно сложная задача, но решать ее надо.

Я бы выделил здесь как минимум два слоя стереотипов: те, что достались нам в "наследство" от советской эпохи, и те, что сформированы в последние годы. К первым можно относиться как угодно: оправдываться, объяснять, что это не про нас, делать вид, что проблемы не существует, - и постоянно упираться лбом в стену непонимания. Снова и снова возникает чрезвычайно устойчивый образ России как империи зла, страны со слаборазвитой, нацеленной в первую очередь на военные технологии промышленностью, закрытой для прямого диалога с мировым сообществом, агрессивной и опасной.

К стереотипам второго ряда можно отнести представление о России как о стране с коррумпированной властью, разветвленной и всесильной мафией, стране, не готовой к честному партнерству с бизнесменами, стране с разрушающейся промышленностью, представляющей огромную опасность для окружающих стран и мира в целом. Что и говорить, доля истины во всем этом есть. Например, периодически возникающие экологические катастрофы у нас стали, к сожалению, грустной реальностью. И промышленность частично разрушена, и власть не всегда и не везде достойна подражания.

Есть, однако, и другая сторона медали. России трудно, но она, на мой взгляд, все-таки движется в сторону интеграции с миром, в сторону открытости, партнерства, диалога. Происходят позитивные перемены, и мы их замечаем. Кроме того, мы вполне можем гордиться своей историей, нам есть, что показать миру, в том числе, кстати, и реальные достижения постперестроечного периода.

Имиджевая безопасность

- Почему же, несмотря на все позитивные перемены, имидж России остается, скажем так, незавидным? Мы не можем найти способы презентовать себя, или это особое искусство, которым мы не владеем?

- Именно, особое искусство. В какой мере мы им владеем? Специалисты в области коммуникаций сегодня чрезвычайно озабочены тем, что внятной государственной политики формирования положительного имиджа страны не существует - это совершенно очевидно. Отчасти потому, что власти не прислушиваются к людям, для которых формирование такого имиджа - профессия. Иначе трудно объяснить, почему мы совершаем столько ошибок, самым неприятным образом сказывающихся на отношении мирового сообщества к России.

Проблема еще и в том, что наши собственные ошибки укрепляют вчерашние стереотипы негативного восприятия нашей страны. Вспомним, например, Чернобыль: взрывается реактор, зашкаливают приборы в Швеции, а наше правительство призывает людей к спокойствию, уверяя мировое сообщество, что ничего страшного не происходит и речь идет, мол, не более как о рядовой аварии. В результате по улицам гуляют мамы с детьми, работают садики и школы, а в зоне реактора ничего не ведающие солдаты-срочники гробят здоровье. Через четыре дня выплывает вранье, все становится очевидным и нашим согражданам, и всему миру, а это на долгие годы гарантирует недоверие ко всему, что говорят и делают российские власти.

Казалось бы, это урок на будущее - надо менять технологию действий в условиях кризисных ситуаций, в том числе отрабатывать точно продуманные схемы взаимодействия власти со средствами массовой информации. Но происходит очередная трагедия с гибелью АПРК "Курск", и снова рецидив старой болезни: сначала мы наблюдаем попытку власти скрыть информацию, а затем не слишком корректное освещение происходящего в ряде СМИ. Кстати, запутанная информационная картина - во многом результат невнятных или противоречивых заявлений отдельных государственных мужей.

Имидж России в мире сегодня продолжает ухудшаться. На мой взгляд, это вызвано как объективными причинами, чеченской войной и случившимися катастрофами в частности, так и причинами субъективными.

К последним я отношу тот образ страны, который - вольно или невольно - формируют наши средства массовой информации. К примеру, российские телевизионные новости - это зачастую сплошные катастрофы, трагедии и убийства, иногда разбавленные очередным юбилеем. А главные герои кинематографа - киллеры, "братки" и проститутки.

Собственно говоря, нам трудно грешить на западные СМИ, поскольку им не приходится ничего выдумывать: достаточно просто перепечатывать статьи наших же журналистов или показывать наши телевизионные картинки, чтобы в очередной раз от России отшатнулся весь цивилизованный мир.

Открыть Россию заново

- Все так фатально?

- Надежда умирает последней. На самом деле можно выделить несколько групп людей, которые презентуют миру положительный, достойный образ нашей страны: это деятели культуры, спортсмены, ученые, которые сделали для России больше, чем все политики вместе взятые.

Однако мне хочется сказать о другом - о людях, которые призваны заниматься имиджем страны профессионально. Это работники пресс-служб государственных институтов, политики, журналисты и так далее. По моему глубокому убеждению, эти люди должны быть государственниками, иначе их работу можно считать деструктивной, разрушительной.

Мне хочется ввести в обиход понятие имиджевой безопасности страны. Действительно, понятие "информационная безопасность" предполагает определенное разграничение информации по принципу: что может быть предъявлено общественности, а что - нет. Есть понятие государственной тайны - это нормальная мировая практика.

Однако есть критерии, по которым те или иные действия, слова могут быть отнесены к разряду разрушающих имидж государства в мире. Эти критерии должны быть обозначены, должна быть определена ответственность политиков и журналистов, по крайней мере нравственная. Сделаем это - появится надежда на лучшее.

- Могли бы вы подробнее рассказать о том, как специалисты в области коммуникаций будут участвовать в процессе формирования имиджа страны?

- Двадцать первый век станет веком коммуникаций. Это очевидно. Естественно, что специалисты в этой области объективно обречены играть особую роль. Они должны стать связующим звеном в регулировании информационных потоков, проводниками новых технологий, координаторами деятельности множества людей и структур. Это еще и огромная ответственность.

В России проблема коммуникации в таком понимании существует уже сегодня. Есть различные горизонтальные, вертикальные структуры власти, есть потребность в установлении прямой и обратной связи между властью и народом; есть множество общественных, политических, коммерческих институтов и организаций, интересы которых во многом пересекаются. В первую очередь это касается укрепления имиджа страны за рубежом. Если решим эту задачу, то дивиденды получат все. Не решим - пострадают и власти, и бизнесмены, и рядовые граждане.

На мой взгляд, специалисты в области коммуникаций должны уже сегодня играть более заметную роль в организации общественной и политической жизни России. Уверен, что такая необходимость назрела. Осознать ее должны и сами специалисты, и власть.

Мы делаем попытку объединить специалистов в области коммуникаций, политиков-профессионалов, журналистов - тех, кто реально влияет на формирование имиджа России в мире. Объединить с одной целью - противопоставить стихийным процессам осмысленную программу конкретных действий. В данном контексте консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт" выступила с инициативой проведения международной информационно-гуманитарной акции "Открытая Россия". Список наших партнеров по акции расширяется - нас уже поддерживают многие государственные и негосударственные структуры, средства массовой информации. Мы готовим ряд уникальных проектов, которые, на наш взгляд, могут содействовать если не переменам в отношении мировой общественности к России, то как минимум осознанию российским обществом сути данной проблемы.

- Поддержат ли вас госчиновники, к компетенции которых в первую очередь относится проблема формирования имиджа страны? Получается, что вы намерены с ними конкурировать?

- Конкуренция здесь исключается. Поставьте себя на место вновь назначенного руководителя государственной пресс-службы. Он должен хорошо ориентироваться во всех экономических, политических, социальных проблемах России и на всех уровнях, а это - дело огромной сложности. Он попросту не будет знать, что делать прежде всего в кризисных ситуациях, которые повторяются в нашей стране с удивительным постоянством. Ему непременно понадобится помощь профессионалов, которые смогут проанализировать ситуацию и выстроить наиболее адекватные варианты реагирования.

Мне кажется, что в России должна быть создана коалиционная структура специалистов в области коммуникаций, которая отстроит грамотную систему профессиональных отношений со своими коллегами на Западе и сможет выполнять подобную функцию. Это может быть некий консультативный совет по управлению репутацией страны, в который войдут специалисты в области PR-технологий, руководители пресс-служб, ведущие журналисты и в которую смогут обратиться за помощью все, кто участвует в решении проблемы презентации России за рубежом. Эту задачу мы также намерены решать в рамках нашей акции.

- Как бы вы обозначили основные цели акции "Открытая Россия"?

- Прежде всего консолидировать тех людей и структуры (государственные и негосударственные), которые искренне заинтересованы в решении проблемы. Во-вторых, подготовить концепцию формирования положительного имиджа России, согласовать ее с соответствующими структурами на Западе, которые захотят соучаствовать в ее реализации. Причем не с теми, что получают за это финансовые дивиденды, а с теми, что понимают особенности российской действительности, адекватно оценивают ее возможности и роль в мировой истории.

Третья задача - отработать новые, в том числе неформальные, каналы продвижения информации, касающейся позитивного имиджа России: через международные сообщества специалистов в области коммуникаций, через лидеров общественного мнения в тех странах, которые заинтересованы в партнерстве с Россией, и так далее.

- Как же осуществить столь грандиозные планы?

- Дорогу осилит идущий. Мы готовим экспертно-инновационный семинар "Новый облик России в информационную эру", который пройдет в Подмосковье в конце ноября. На семинар приглашены специалисты в области PR-технологий, политики, журналисты. В качестве лекторов и экспертов выступят общепризнанные специалисты в области коммуникаций, известные политические и общественные деятели, руководители СМИ, ученые и практики.

Очень надеемся на то, что итогом работы семинара станет разработанная участниками концепция формирования положительного имиджа страны, программа конкретных шагов по ее реализации. Только в этом случае можно начать решать проблемы и, в частности, осуществлять проекты в рамках акции.

Например, в марте будущего года мы планируем организовать кругосветную миссию участников нашего семинара, в рамках которой они посетят полтора десятка стран на всех континентах. Участниками миссии станут те, кто будет работать на семинаре наиболее интересно и активно, кто сделает максимально содержательный вклад в разработку концепции. Кроме того, в январе мы проведем молодежный политический форум "Terra politicae" - наиболее удачные проекты этой программы тоже будут реализовываться в ходе кругосветной миссии.

В рамках акции "Открытая Россия" разрабатывается целый ряд культурных и образовательных проектов: студенческий обмен между странами, организация стажировок на территории России, проведение встреч и "круглых столов" как в России, так и за рубежом, видеоконференции, лекции нобелевских лауреатов, проведение выставок и так далее. Сегодня пакет подобных проектов формируется, идет процесс согласования позиций.

Наконец, разрабатываются новые коммуникационные технологии: "круглые столы", встречи российских и зарубежных специалистов, видео- и интернет-конференции. Будет создан консультативный совет по координации усилий тех структур, которые реально формируют имидж страны в мире.

Мы полностью сознаем, что без поддержки всех, кто заинтересован в решении проблемы, в том числе госструктур (таких, например, как Министерство иностранных дел, администрация президента), желаемого результата достичь будет трудно. Залог успеха - в объединении усилий политиков и специалистов в области коммуникаций.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Российский PR в международном контексте
Контекст
На полпути к крупнопартийности
Елена Фомина
Парттехнологические маневры
Борис Немцов
Как России обогнать Швейцарию
Среда
Российский PR в международном контексте
Сергей Михайлов
Внутренняя информация на экспорт
Лариса Зелькова
И в России пиарщик может работать этично
Александр Палладин
PR для "внутреннего клиента"
Наталья Кожевникова
Год, удачный для PR
Александр Чумиков
Рекламные ассоциации - инструмент согласия на рынке
Игорь Писарский
"Повивальные бабки" нового брэнда
Александр Репьев
В России должно быть престижно жить и работать
Александр Моисеев
Ярмарка брэндов
Мария Хохлова
Практика
Политтехнологическая ничья
Марина Гвоздиевская
Интернет
Российская Сеть подыграла Бушу
Евгений Верлин
Академия
"Управляемая демократия": российский вариант,
Владимир Тикунов
Гуманитарные фабрики
Корпоративные граждане "местных сообществ"
Джейн Нельсон
Инвестировать в социальное партнерство
Сергей Туркин
Реклама и антиреклама православия в России
Елена Фомина
Магистр
Борьба иллюзий, или Реклама versus PR
Анна Федорова
PR-итоги 2000


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.