Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Как запустить "двигатель торговли" в России / Контекст

Как запустить "двигатель торговли" в России


Игорь Рожков
доктор экономических наук, профессор МГИМО МИД РФ, член Рекламного совета России
Версия для печати
Послать по почте

Американцы тратят на рекламу в два раза больше, чем на оборону
Крылатая фраза "Реклама - двигатель торговли" родилась в России, а затем облетела весь мир. Однако в самой России рекламное дело издавна почему-то считалось занятием малопочтенным, прочно ассоциировалось с обманом, казнокрадством и прочими надувательствами "простого люда". Свой негативный отпечаток наложил и опыт советской рекламы, регулировавшейся государством. Потому, наверное, доверие потребителей к ней невелико. Да и преодолевает она сегодня "тяжкое наследие" прошлого в условиях жесткой конкуренции со стороны нового вида коммуникационной деятельности - public relations.


Несколько лет назад гуру рекламного бизнеса Дэвид Огилви заметил, что российская реклама напоминает ему послевоенную американскую. Все очень просто: есть предмет рекламирования; текстом и дизайном обыгрываются его свойства, призванные заинтересовать потребителя; используются более или менее адекватные каналы информирования - и задача считается решенной. С позиций сегодняшних возможностей рекламного бизнеса такой подход умозрителен и малоэффективен.

И все же воздействие на россиян рекламы, не обремененной даже технологическими изысками, огромно. Объясняется этот феномен просто: несмотря на массовое негодование населения по поводу того, что реклама заполонила эфир и не дает наслаждаться любимыми сериалами (хотя, если бы не было рекламы, не было бы и сериалов!), Россия пока еще живет в "рекламном вакууме". В США на одного потребителя ежедневно обрушивается поток более чем из двух тысяч рекламных сообщений, а на маркетинговые коммуникации (то есть на комплексную рекламно-информационную деятельность в рыночной среде) ежегодно тратится около 600 млрд долларов - почти вдвое больше, чем на оборону. На мировом уровне эти расходы в 1999 году превысили 1 трлн долларов.

В России же, по расчетам экспертов Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), данный показатель в предкризисном 1997 году составлял всего 1,8 млрд долларов (в рублевом эквиваленте), а в результате кризиса 1998 года снизился до 760 млн долларов. Сейчас рынок реанимируется, реклама быстро восстанавливает утраченные позиции, но расходы на рекламно-информационную деятельность в нашей стране остаются все на том же уровне - на два порядка ниже, чем в ведущих промышленно развитых странах.

Кроме количественного отставания есть еще отставание качественное. Первый фактор напрямую связан с уровнем развития рынка - с его ростом увеличатся и бюджеты на рекламу. Второй же куда более сложен для осмысления и преодоления.

Продай штаны, купи рекламу!

По данным исследовательской компании "Комкон-2", сегодня рекламе не верят 56% россиян; не обращают внимания на рекламные объявления в газетах и журналах - 34%; не испытывают ее влияния при выборе товаров - 50%.

Россияне не привыкли к рекламе, не понимают ее специфического языка, подозревают в обмане (вспомним хотя бы пресловутую компанию МММ с ее "народным героем" Леней Голубковым!). И такое недоверчивое отношение к рекламе издавна присуще российской ментальности.

Часто пишут, что и в России якобы были периоды достойной "высокохудожественной" рекламы - например, во времена расцвета капитализма в начале XX века, затем при нэпе. Ссылаются на имена, авторитеты, занимавшиеся рекламой, - Владимир Маяковский, Александр Родченко, Эль Лисицкий (Лазарь Лисицкий), Константин Юон и многих других. Словом, реклама, которую часто называют "искусством создания мифов", сама не избегла мифологизации. Хотя один из самых удачливых на рекламном поприще российских предпринимателей начала века господин Метцель и ввел в лексикон ставшую крылатой фразу "Реклама - двигатель торговли", в нашей стране этот "двигатель" всегда работал и до сих пор работает с весьма низкой отдачей.

Россияне, похоже, никогда до конца не осознавали важности и необходимости совершенствования рекламного дела для развития коммерции, укрепления экономики. В их восприятии реклама традиционно считалась малопочтенным занятием - закономерное следствие исторически сложившегося отрицательного отношения граждан к богатству, ассоциировавшемуся в массовом сознании с воровством и криминалом. Рекламное дело, однако, развивалось, но с учетом российской специфики. Так, например, Кузьма Петров-Водкин отмечал в свое время, что неграмотность и разноязычность населения дореволюционной России требовали предметного изображения, "вывесочности" рекламы. Поэтому и тогда, и сейчас (как следствие давно ушедших времен) наблюдается приоритетное внимание создателей рекламной продукции к ее внешней стороне, эстетизации.

Показательно и то, что в Словаре Брокгауза-Эфрона, о рекламе в России рассказывается в основном с помощью анекдотов. Авторы забавных историй искренне удивляются, почему "чудаки в Америке" тратят на рекламу столь большие средства. И ни слова о том, что уже тогда американцы стремились к новациям в управлении рекламными процессами, внедрению в них новых форм и методов, использующих психологические, экономические, организационные факторы, уже применяли исследования, позволявшие создавать результативную рекламу, адекватную рыночным условиям.

И все-таки в России, прежде всего в коммерческой среде, прекрасно понимали важность рекламы, что и отражено в рассказе Чехова "Общее образование". Вспомним, как один герой рассказа давал совет другому. "Нужна реклама, - говорил он. - Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Если кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами".

Тяжкое наследие "рекламных монстров"

В советские времена, когда не было конкурентной среды, когда господствовали распределительная система и жесткое централизованное управление, рекламная деятельность была монополизирована государством. Осуществляли ее три рекламных монстра - "Внешторгреклама", "Союзторгреклама" и "Внешторгиздат". Выполняла реклама в основном пропагандистские функции (особенно на внешних рынках), и вряд ли можно было назвать ее цивилизованной.

В силу указанных причин сознание большинства россиян отягощено "тяжелым наследием", сказывающимся как на тех, кто создает рекламу, так и на тех, кто ее потребляет. Во-первых, до сих пор многие в России убеждены, что наш народ - самый талантливый в мире (русский Левша "даже блоху подковал"), а потому нам все по плечу - мол, стоит захотеть и всех иноземцев "переплюнем" в любой области. Во-вторых, победные реляции времен социализма до сих пор проявляются в рекламе в виде похвальбы производителя или продавца какой-то продукции. Потребитель, однако, психологически отторгает такой подход: ему важно знать, как с помощью рекламируемого товара будут решаться его собственные проблемы. В-третьих, до сих пор дает о себе знать и в рекламе не изжитая, вероятно, еще со времен татаро-монгольского ига, авторитарность. Авторитарность "большого творца" рекламной продукции - в кино, журналистике или дизайне. Авторитарность рекламодателя, который, мол, платит деньги и поэтому "заказывает музыку", убежденный в том, что лучше специалистов знает, что и как нужно делать. Наконец, авторитарность руководителей старой генерации, нещадно эксплуатирующих свой традиционный опыт и каленым железом выжигающих инакомыслие. В-четвертых, пресловутый "здравый смысл", то есть не подкрепленные исследованиями или тестами решения - как творческие, так и организационные.

В-пятых, известная "зашоренность", которую американский экономист Теодор Левитт называл "близорукостью маркетинга". В нашем случае - "лень подумать" оборачивается потерей реальных возможностей, находящихся вне рамок традиционных подходов к рекламе.

Реклама управляет спросом

Коммуникации, в том числе и рекламные, являются основой информационного общества XXI века. Индустрия коммуникационных услуг становится самым революционным, ключевым направлением прогресса. В США по темпам роста она уже занимает третье место. По оценке Билла Гейтса, в ближайшие годы от 70 до 80% экономик развитых стран будет находиться под определяющим влиянием информационных технологий. На их реализацию Швейцария тратит порядка 1000 долларов на человека в год, США - 784 доллара. В России же даже до кризиса 1998 года на эти цели расходовалось не более 50 долларов на человека.

Мир рекламы между тем бурно развивается вместе с рыночной средой. Радикальные изменения в мировой экономике произошли после структурных кризисов середины 70-х годов - сырьевого, энергетического, экологического. Резко обострилась конкуренция. В коммерцию и рекламу внедрились передовые технологии. Произошла отмеченная еще Олвином Тоффлером демассификация потребительской среды, когда производители для сбыта своей продукции должны учитывать уже не различия в потребительском спросе, а его нюансы. Другим стал и потребитель: им все труднее манипулировать. В массовом сознании формируется новая шкала ценностей по отношению к назначению и свойствам изделий и услуг, предопределяющая совершенствование рыночных отношений, еще большую их переориентацию на реальные нужды потребителей.

Реклама же пользуется механизмами рынка: если тот радикально изменился, то столь же радикально изменяется и реклама. По мнению специалистов, сегодня появилась новая парадигма рекламной деятельности.

В новой маркетинговой обстановке функции рекламы корректируются: теперь мало просто информировать потребителя о товаре или услуге - нужно вовлечь его в долгосрочные диалоговые отношения с производителем-поставщиком. Точнее, последний должен наладить идентифицированную обратную связь с потребительской средой, чтобы знать специфику и динамику потребительских ожиданий и предпочтений. Недаром директ-маркетинг - технология прямых продаж, предполагающая персональное знакомство с потребителями и установление с ними постоянной обратной связи, - развивается на Западе опережающими темпами. Сегодня на это направление маркетинговых коммуникаций приходится уже около 65% всех расходов на рекламно-информационную деятельность. Новая функция рекламы проявилась еще и в том, что в условиях быстрых изменений в рыночной среде реклама не только помогает сбыту, но и начинает управлять спросом. Сегодня реклама становится центральным, ключевым звеном маркетинговой деятельности: любые другие мероприятия в сфере маркетинга являются внутрифирменными, и потребительская среда получает сведения о них только по информационным каналам.

В поисках "свежей крови"

Для рекламно-информационной деятельности сегодня характерно то, что расходы на информационное обслуживание, консультации, public relations, спонсорские мероприятия и специальные коммуникации растут быстрее, чем на рекламу в СМИ. В ведущих странах эти расходы, в том числе и на BTL-технологии (below the line - термин, обозначающий расходы "под чертой", то есть вне бюджетов на рекламу в СМИ), еще в 1983 году сравнялись с затратами на рекламу в СМИ, а сегодня поглощают почти 70% соответствующих бюджетов. Из этого следует, что структурные сдвиги на рынке рекламы продолжаются. Этот феномен объясняется, во-первых, насыщением СМИ рекламой, во-вторых, ростом тарифов на публикации и телетрансляции. Все это ставит под сомнение эффективность отдачи от вложенных в СМИ рекламных средств и делает предпочтительными узконаправленные, в том числе индивидуализированные, коммуникации.

Жизненный цикл товаров сегодня сокращается, а брэндов - увеличивается. Возрастает значение технологии брэндинга. Недаром появилась формула: "Товар - это то, что производится, а брэнд - то, что продается!" Наиболее покупаемые и, соответственно, прибыльные товары появляются в результате "раскрутки" брэндов: сроки внедрения на рынок новых изделий и услуг сокращаются, а их вывод требует серьезных маркетинговых проработок.

На этом фоне торговые дома, конкурируя с известными производителями, создают и развивают собственные брэнды. Производители со своей стороны пытаются реагировать через активное внедрение электронных средств сбыта и виртуальных технологий, благодаря которым устанавливается прямой диалог с потребителями. Если учесть, что на обеспечение сбыта товаров производители тратят до 50% своих бюджетов, то данная тенденция весьма опасна для торговых домов. Последние, пытаясь воспрепятствовать ее развитию, инвестируют все большие средства в личные продажи и телемаркетинг, используют преимущества, которые дает им лучшее знание конкретных нужд потребителей.

Все это заставляет рекламодателей менять стратегию. Сегодня они стремятся максимально оптимизировать расходы, в том числе в сфере маркетинговых коммуникаций. Этим же путем идут и рекламные агентства. Компании фокусируют бизнес на наиболее доходных направлениях, избавляясь от малоприбыльных видов деятельности, ищут нетрадиционные решения, повышают качество менеджмента. Последнее стало необходимым в виду несоответствия старых иерархических связей сегодняшним управленческим технологиям, что, собственно, и привело к развитию сетевых структур.

Весьма перспективным полем рекламно-информационной деятельности становится Интернет. По данным нью-йоркской исследовательской компании Meyers Group, в 1999 году затраты на рекламу в Интернете в мире достигли 5,25 млрд долларов (82% из них приходилось на США). А в ближайшие пять лет они приблизятся к 45 млрд долларов, что связано в первую очередь с расширением масштабов электронной торговли.

Особое значение приобретает проблема оптимизации расходов рекламодателей в Сети. Появились технологии обоснования и планирования кампаний, например, американская система DART - Dynamic Advertising Research & Targeting, разработанная корпорацией Double Click (эта система, кстати, внедряется и на рынок РФ).

В условиях обостряющейся конкуренции, когда качество услуг встает во главу угла, растет понимание того, что реклама - это именно сфера обслуживания нужд потребителей. Манипулятивные технологии в рекламе уже не приносят должного эффекта и уходят в прошлое. Действенность рекламных кампаний в первую очередь обеспечивают работники агентств - резко возрастает спрос на наиболее талантливых выпускников учебных заведений. "Свежая кровь" - основа здоровья рекламных агентств, так как представители среднего уровня менеджмента, накопившие "традиционный" опыт, как правило, с трудом воспринимают инновации.

Вполне приемлемая инфраструктура

Рекламный совет России (РСР) обнародовал свой годовой отчет, в котором отражены состояние, тенденции и перспективы развития рекламы в нашей стране.

Приводимые результаты исследований свидетельствуют, в частности, об огромном разрыве в уровнях директ-маркетинга и BTL-технологий в России и на Западе.

Положение же с инфраструктурой рекламного рынка России внушает оптимизм. Во многом потому, что власти бывшего СССР придавали исключительное значение совершенствованию механизмов госпропаганды - России в наследство досталась вполне развитая система СМИ. Сегодня в стране существует не менее 1270 каналов телевидения (включая кабельное и спутниковое), выдано более 900 лицензий на радиовещание, реально издается порядка 12 тысяч газет и журналов.

Динамика изменения рекламных бюджетов в последние годы и прогноз на ближайшее время (в млн долларов США)
 1997199819992000*2001*
Телевидение550480190245300
Пресса600630260310370
Наружная реклама21018090115140
Радио758030540
Директ-маркетинг60754070110
Прочее, включая производство350350150190240
Итого184517957609651200
* - прогноз
Источник: PAPA

Медленно, но все же развивается наружная реклама. Сегодня в стране насчитывается немногим более 43 тысяч рекламных поверхностей, что для России очень мало. В Москве стандартных щитовых конструкций (3х6 м) - более 11 тысяч.

Маркетинговыми исследованиями в России занимается целый ряд серьезных организаций. В частности, мониторинг СМИ (объемов рекламы, затрат крупнейших рекламодателей, брэнд-лидеров и так далее) проводят Russian Public Relation Group, Gallup AdFact. Полномасштабные исследования семейного потребления и покупательского поведения с помощью дневниковых панелей осуществляют компании "Комкон-2" и Gallup Media. Изучением аудиторий телевидения с использованием электронных счетчиков занимаются Gallup Media и Национальный институт социально-психологических исследований (НИСПИ). Аудитории отдельных СМИ изучают ВЦИОМ, фонд "Общественное мнение" и многочисленные исследовательские фирмы в различных городах России.

Глубина этих исследований, как и охват ими аудиторий в целом по стране, пока явно недостаточны. Так, работы R-TGI (Russian Target Groups Index), характеризующие различные целевые группы рекламного воздействия, распространяются лишь на 40 городов России. M-index (Marketing Index), позволяющие оптимизировать выбор СМИ, - 62 города, а их данные по российским регионам не всегда полны. Практически не охвачены жители поселков и малых городов (19% населения РФ) и сельские жители (27% населения). Результаты этих исследований стоят десятки тысяч долларов, потому приобрести их в состоянии лишь крупнейшие рекламные агентства и весьма состоятельные рекламодатели.

В этих условиях растет спрос на менее дорогостоящую аналитику, например, ad hoc-исследования конкретных рынков, лидирующих марок, сравнения рекламно-маркетинговой политики конкурирующих фирм. Все чаще применяется также тестирование рекламы, упаковки и товара методом фокус-групп.

Техническое оснащение рекламной отрасли в России внушает оптимизм: появляется все больше типографий с современным оборудованием, студий, дизайн-бюро; процесс компьютеризации рабочих мест идет активно даже в регионах. Возрастают объемы рекламы в Интернете: по данным РОЦИТ, в 1998 году они составили около 500 тыс. долларов; в 1999 году - свыше 1 млн долларов; прогноз на 2000 год - 2 млн долларов.

Болезнь "широкого профиля"

Подготовка специалистов в области рекламы - вопрос сегодня весьма болезненный. В большинстве случаев они обучаются в соответствии с профилем вуза, но не с реальными потребностями этой профессии. Рекламная деятельность многоаспектна, что требует донесения до обучающихся этой профессии глубоких знаний во многих, в том числе пока еще экзотических для российского рекламного сообщества областях. Узкопрофильных специалистов в данной профессии крайне мало. Те, кто прошел зарубежные тренинги или приобрел опыт работы в западных корпорациях, как правило, молоды и при мизерной оплате преподавательского труда не склонны посвящать себя общению со студентами.

Первый стандарт государственного образования по специальности "реклама" был введен в действие в 1996 году. Поэтому первый выпуск специалистов в Международном институте рекламы (бывшая Высшая школа рекламы Института молодежи) произойдет только в 2001 году. В этом году введен новый стандарт обучения (N350700), разработанный при участии специалистов МГИМО МИД РФ и Московского государственного университета коммерции.

Однако в нашей стране до сих пор нет достаточных ресурсов, чтобы по-настоящему преподавать эту дисциплину "на университетском уровне". Нет и профессионального методического центра, работающего с вузами, особенно периферийными. Правда, не все так уж безотрадно. Появляются пособия и периодика по рекламной тематике: если до перестройки рекламному делу в стране был посвящен лишь один журнал "Реклама", то теперь издается не менее двух десятков журналов, многие из которых сделаны на серьезном профессиональном уровне. Проблемам рекламы посвящается все больше диссертационных работ.

Правила игры в рекламной сфере определены сегодня Федеральным законом о рекламе, принятым в 1995 году. Сами рекламщики закон этот критикуют, но тем не менее признают, что в определенной степени он отвечает реалиям российского рынка, а попытки некоторых депутатов изменить его на данном этапе могут ухудшить ситуацию на рекламном рынке.

Развивается система общественного регулирования, в котором активно участвуют Рекламный совет России (РСР), Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА), Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA). В частности, эксперты РСР подготовили и намерены предложить своим коллегам Этический кодекс рекламной деятельности в РФ.

Без качественной рекламы не обойтись

При всех потрясениях рекламного рынка России сегодня очевидна необходимость быстрого количественного и качественного развития этого вида бизнеса. Посткризисная конъюнктура в экономике страны весьма благоприятна для отечественных производителей, стремящихся занять те ниши на российском рынке, которые освободились после снижения спроса на многие зарубежные изделия. Решить эту проблему можно в том числе путем организации на высокопрофессиональном современном уровне рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественных товаров и услуг.

Во-первых, производителям, не теряя времени, нужно использовать существенное снижение тарифов на рекламу в СМИ и "раскручивать" марки отечественных товаров. Если даже в докризисный период в России для внедрения брэнда в общенациональном масштабе требовалось в четыре раза меньше денежных средств, чем на Западе, то сегодня эти расходы можно снизить еще на 70-80%. И кроме того, их можно оптимизировать благодаря маркетинговым исследованиям. Важно приучить рекламодателей не проводить рекламно-информационные акции без должного обоснования.

Во-вторых, ситуация заставляет "раскручивать" отечественные товары целенаправленно, придавая качественным изделиям и услугам статус "фирменных". Профессиональный брэндинг - это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламной аргументации, материалов и мероприятий сейлз-промоушн, оформления и организации мест продаж и других элементов рекламно-информационной деятельности. Зачастую товары невозможно вывести на уровень фирменных без создания соответствующей репутации отраслей промышленности, их выпускающих, без промоции особенностей и возможностей регионов.

В-третьих, отечественные брэнды сегодня нуждаются в поддержке со стороны властных структур. Когда-то Борис Ельцин призвал россиян покупать товары отечественного производства. Но призыв этот "повис в воздухе", так как не был подкреплен масштабными PR-акциями. А на Западе это обычная практика. Для продвижения "фирменных" товаров, повышения их престижа необходимо создавать благоприятный информационный фон, разработать символы, эмблематику - как это делается в других странах.

Например, фирма "Огилви энд Мейзер Рисеч" в свое время провела специальное исследование, в ходе которого выявила символы, ассоциирующиеся у потребителей с Америкой (Диснейленд, статуя Свободы, Нью-Йорк, американский флаг, Белый дом, небоскребы, супермен и так далее). После этого эксперты выработали рекомендации по использованию этих символов при продвижении американской продукции. Российские же промоутеры используют очень ограниченный набор символов (в основном это изображения Кремля и храма Василия Блаженного).

В-четвертых, целесообразно реанимировать практически не работающий Закон РФ о защите прав потребителей, который обязывает продавцов и производителей информировать покупателей о потребительских свойствах товаров "в наглядной и доступной форме".

В-пятых, остро встает проблема поддержания репутации отечественных изделий путем пропаганды российских достижений. Но, разумеется, не в ортодоксальном смысле слова "пропаганда", а путем направленного, объективного информирования населения о том, какой продукции на российском рынке они могут смело доверять.

Словом, дело за механизмами информирования потребителей. Один из них - разработка общероссийской PR-программы, нацеленной на формирование предпочтительного отношения населения к отечественной продукции. В реализации такой программы могут помочь Ассоциация рекламодателей, Союз промышленников и предпринимателей РФ, Лига содействия оборонным предприятиям и другие организации. Не обойтись и без активного вовлечения Союза журналистов РФ.

Что же касается профессионализма операторов рынка рекламы и коммуникаций, то уместно вспомнить слова Георгия Плеханова о том, что "способных учеников часто переводят в школе истории 'через класс'". Если мы сконцентрируемся на современных и перспективных рекламных технологиях, нам не понадобится столь длительный период времени, который потребовался Западу, чтобы иметь инфраструктуру и кадры рекламного рынка, достойные XXI века.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Как запустить "двигатель торговли" в России
Контекст
Как запустить "двигатель торговли" в России
Игорь Рожков
"Позвони родителям!" или "Проголосуй за мистера Х!"
Татьяна Евгеньева
Рекламный "пирог" для прессы
Светлана Ермоченкова
Только не на "правах рекламы"
Оксана Беркут
Реклама - понятие широкое
Среда
Заядлые партнеры
Не заповеди Моисея
Сергей Беленков
PR в поддержку рекламы
Антон Гололобов
Практика
"Европа" и "Америка" в России
Александр Шумилин
Дайте клиенту точку опоры
Марина Гвоздиевская
Мнение
Респектабельная конкуренция
Интернет
Как разрекламировать себя в Сети
Никита Корзун
Академия
Миф, приносящий миллиарды
Александр Репьев
Гуманитарные фабрики
Креатив по-русски, или Когда деревья были большими
Александр Чумиков
Союз маркетинга и рекламы
Андрей Богословский
Магистр
Политологи из "потешной" среды
Новости
У АКОС - новый председатель
"Треугольник" расставил сети
Российский лауреат PR-"Оскара"
Книжный стенд
Public Relations на все случаи
Анна Федорова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.