Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/10-s/mg/11


Постдипломная практика

Вузовских знаний пиарщику не достаточно
Общество постепенно приходит к новому пониманию статуса специалиста по связям с общественностью. Пиарщик уже не воспринимается как "человек со стороны", услуги которого востребованы лишь в экстремальных ситуациях. PR-специалисты в компаниях и госучреждениях сегодня на постоянной (штатной) основе решают самые разные задачи, касающиеся взаимоотношений с "внешней средой".

Вполне адекватный стандарт

В современном российском PR-образовании можно выделить два направления. Первое - "классическое", "академическое", "традиционное".

В России уже более пятидесяти вузов предлагают обучение на факультетах "Связи с общественностью", "Коммуникативный менеджмент" и им подобных. Существующий государственный стандарт специалисты считают вполне адекватным, однако благие намерения зачастую остаются на бумаге: для формирования научных школ и апробирования оригинальных методик требуется много времени. Факт то, что вузы сегодня не в состоянии научить будущих пиарщиков всему, что им понадобится в работе, поскольку сами преподаватели вынуждены осваивать новый материал и чаще всего просто ретранслируют информацию. В некоторых вузах, правда, читают лекции специалисты-практики - работники российских рекламных и PR-агентств. И все же это сегодня приятные исключения, которые свидетельствуют о зарождающейся связи между PR-сообществом и "кузницами кадров".

Классическое университетское образование ориентировано в основном на передачу знаний и задействует соответствующие традиционные формы обучения. При этом преподаватели в один голос говорят: public relations, мол, специальность творческая, и для последующей успешной работы вузовских знаний маловато.

Вузы, в которых готовят пиарщиков, расположены в большинстве своем в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение в них, как правило, платное (бюджетные факультеты - большая редкость). Если взять за критерий качества образования такой показатель, как высокий процент трудоустройства выпускников, то заметно лидируют в Москве кафедра public relations в МГИМО и Высшая школа рекламы в Институте молодежи. Не жалуются на качество образования и студенты факультета прикладной политологии в Высшей школе экономики. Руководство ВШЭ приняло решение в январе будущего года объявить на этом факультете набор слушателей для получения второго высшего образования и открыть коммерческие курсы по прикладной политологии. В Санкт-Петербурге популярностью пользуются факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, где есть кафедра public relations, и Электротехнический университет, где специальность "Связи с общественностью" открылась еще в 1993 году.

Стоимость обучения колеблется от 1200 долларов в год (СПбГУ) до 5000 долларов (МГИМО). Конкурс - от двух до пяти человек на место (в частности, на бюджетном отделении кафедры PR в СПбГУ).

Без отрыва от работы

Многие известные в сфере PR специалисты признаются, что на заре своей деятельности они просто вынуждены были заниматься "самоподготовкой". Теперь же все проще: те, кто не в состоянии потратить на полноценное обучение пять лет, вполне могут приобщиться к системе "дополнительного образования", которое включает в себя различные курсы, факультативы и обучающие программы.

В Москве среди желающих получить второе образование в области гуманитарных технологий пользуется популярностью учебно-консультационный бизнес-центр "Арт & Имидж". Там можно получить государственные дипломы по специальностям "имиджмейкер-психолог", "менеджер по рекламе", "специалист по связям с общественностью".

"Дополнительное" образование в большей степени ориентировано на развитие творческого потенциала у обучаемых. Кроме (а зачастую и вместо) традиционных лекций проводятся психологические и коммуникативные тренинги, мастер-классы специалистов и деловые игры.

Весьма продуктивная форма образования - сложившаяся уже система молодежных политических форумов, инициаторами которых стали консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт" и Институт политических исследований. В течение одной-двух недель специалисты и приглашенные представители политической и бизнес-элиты делятся "секретами мастерства" со студентами.

Рublic relations - это система детально разработанных практических приемов, техник, методик, которые базируются на знаниях, почерпнутых из различных сфер (социологии, психологии, лингвистики). Нет и, по всей вероятности, не будет единой точки зрения на то, с какой отраслью знаний public relations связаны теснее всего. Соответственно, существуют различные мнения и относительно базы, на которой должно строиться PR-образование. В качестве "стержневого предмета" предлагаются следующие: личностная/социальная психология, управление, лингвистика, политология (предмет, которой также неясен) - список можно продолжать. Во многих случаях такая база определяется профилем вуза или факультета, где открыто отделение public relations.

Дело, конечно, не только в профиле вуза. Просто для успешного "развития общественных связей" мало хорошего знания только, скажем, психологии или социологии - "междисциплинарность" и объясняет сложность построения учебных курсов. Еще сложнее с пресловутым "творческим аспектом", о котором твердят сами пиарщики: ведь в действительности обучить студента технике интуитивных озарений нельзя, зато о том, что пиарщику просто необходимо вооружиться некой "внерациональной составляющей", говорят много.

Предмет постоянных дискуссий - вопрос о соотношении общегуманитарных и специальных дисциплин. Сами студенты часто жалуются на то, что их научили "всему по чуть-чуть" и никаких глубоких знаний у них нет. Правда, многие искренне верят, что наличие хороших связей плюс здоровые амбиции - достаточная компенсация.

Отрасль PR в России, как и подобающее ей образование, ни в коем случае не избавлены от "болезней роста". Но конкурс на факультеты этого профиля весьма высок, и многие вчерашние выпускники могут похвастаться, что нашли интересную и хорошо оплачиваемую работу. Одни уверяют, что благодаря знаниям. Другие - благодаря собственным способностям и упорству.

Разумеется, образовательный процесс не заканчивается с получением диплома. Работники PR-агентств утверждают, что свои первые настоящие знания они получили на практической работе - анализируя собственные ошибки и успехи.

Дата публикации: 00:09 | 20.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.