Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Спецвыпуск (октябрь 2000) / Контекст

И собака виляет хвостом


Фред Харрисон
управляющий директор британской компании Ansdell Capital Partners
Версия для печати
Послать по почте

Как пиарщики предотвратили кровавые потрясения в Албании
Может быть, потому, что Албания полвека пребывала в "подлинном социализме" и, соответственно, полной изоляции от мира, о происходящем там мало что известно. В результате страна эта стала полигоном для отработки всякого рода политических и информационных технологий - как реальных, так и виртуальных. В нашумевшем американском фильме "Плутовство" (или "Хвост виляет собакой" в оригинале) политические манипуляторы "успешно ввергли" Албанию в виртуальную войну и благодаря этому обеспечили избрание нужного им президента в самих США. Фильм - пародия на "злокозненных пиарщиков". Ниже мы приводим рассказ Фреда Харрисона, управляющего партнера британской компании Ansdell Capital Partners, который в 1998 году непосредственно участвовал в реальном процессе обработки общественного мнения Албании, в результате которого были предотвращены неизбежные, казалось бы, кровавые события. Это пример реального, действенного и позитивного PR.


Взрывная проблема

Компания Ansdell была нанята Всемирным банком и правительством Албании для решения одной из чувствительных проблем, которая привела к возникновению в 1998 году массовых беспорядков в этом небольшом государстве в центре Европы. Дело в том, что в Албании точно так же, как в России, население пострадало от так называемых "финансовых пирамид". ВБ нанял огромное количество финансистов и бухгалтеров, которые должны были взять под контроль активы, остававшиеся после бегства из страны организаторов "финансовых пирамид". Острота проблемы определялась масштабами финансовых махинаций - практически все население Албании в той или иной мере разместило свои средства в эти пирамиды, и в результате подавляющее большинство людей обанкротилось. Создавалась крайне взрывоопасная ситуация, когда каждый гражданин чувствовал себя обманутым, а у многих албанцев на руках было оружие. Положение осложнялось еще и распространявшимися слухами о том, что финансисты ВБ, мол, так же, как и организаторы этих махинаций, хотят "погреть руки" на народном горе и просто-напросто захватить остатки финансовых средств. Те, кто так говорил, призывали государство взять под свой контроль этот процесс и не допускать к нему иностранных специалистов.

Информационная контратака

Наша команда быстро прибыла в Албанию и приступила к работе. Первым делом мы развернули информационную кампанию с целью создать необходимые условия для работы специалистов ВБ. Мы выявили местных журналистов, наиболее активно освещавших данную ситуацию, и установили с каждым из них контакт, постоянно снабжали их правдивой информацией. Каждый журналист мог звонить в наш офис в любой момент - мы работали 24 часа в сутки.

Мы старались подробно разъяснять журналистам, что конкретно и в каком порядке делают специалисты ВБ для решения проблемы. Оказалось, что до нас никто - ни правительство Албании, ни представители ВБ - не объяснял местным СМИ содержание начавшейся работы. Занавес секретности, понятно, вызывал повышенную подозрительность. Мы старались сделать проблему прозрачной и понятной людям. Но самая большая трудность возникла позже, когда в результате проверок выяснилось, что брать правительству под контроль практически нечего - в сейфах организаторов пирамид мало что осталось, так как практически все активы были разворованы. Оставалось не более 2% от аккумулированных сумм. А люди между тем ожидали получить хоть какую-то компенсацию. Никто не решался сказать гражданам правду, а представители правительства даже продолжали мягко намекать, что, мол, деньги свои сограждане получат. Огромной проблемой для нас было убедить высших чиновников страны в том, что они должны быть максимально откровенными и честными с людьми и не скрывать правдивую информацию.

Мы повстречались со всеми влиятельными албанцами, которых можно отнести к категории лидеров общественного мнения, и рассказали им о том, как складывалась реальная ситуация, а точнее - что денег практически не осталось. Мы создали специальную программу на телевидении, в рамках которой объясняли зрителям суть "финансовых пирамид", показывая с помощью графиков, что подобные конструкции по своей природе просто обречены обрушиться и обанкротить немалую часть их участников. Программа оказалась успешной - люди начали сознавать суть проблемы и реально оценивать последствия происшедшего. Как бы то ни было, но массовые беспорядки прекратились.

Секрет успеха

Активная фаза кампании продолжалась четыре месяца. Приступая к работе, мы проанализировали весь поток информации, чтобы определить степень остроты проблемы и варианты ответа. Выяснилось, в частности, что практически все материалы в местных СМИ на эту тему были выдержаны в жестко негативном ключе. В результате же нашей работы со СМИ негатив в освещении проблемы упал до 40%. Даже самые оппозиционные СМИ существенно снизили накал своей критики в адрес правительства и начали оценивать события более сдержанно и сбалансированно. При этом мы не подкупили ни одного журналиста - мы просто давали журналистам хорошо сконструированную и правдивую информацию, то есть стимулировали их информационными способами. Мы уважительно относились к журналистам, потому они и взаимодействовали с нами.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Спецвыпуск (октябрь 2000)
Контекст
"Тайное оружие" манипуляторов или коммуникационный бизнес
Марина Щедровицкая
И собака виляет хвостом
Фред Харрисон
ПервоPRоходцы
Марина Щедровицкая
Мнение
Пресса и PR: любить нельзя ненавидеть
Практика
Россию брэндом не пронять
Александр Шумилин
Репутация - неоценимый капитал компании
Александр Моисеев
Прививка от кризиса
Владимир Данилов
Public relations привлекает инвестиции
Сергей Михайлов
Рынок правит PR
Борис Новинский
Магистр
Постдипломная практика
Анна Федорова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.