Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Он опять их ушел / Практика

Петербургские сюрпризы


Станислав Пылев
Версия для печати
Послать по почте

Проголосовав за правых, жители Питера подтвердили статус своего города как второй столицы России
Вопреки усилиям городских властей и местного криминала, ОВРаг потерпел в Питере поражение. Декабрьские заморозки ударили и по, казалось бы, прочно укоренившемуся в этих северных широтах "Яблоку". Разочарование в губернаторе Владимире Яковлеве, "попавшемся на удочку московского мэра", и в Григории Явлинском, вечно одиноко "цветущем на обочине", толкнуло немалую часть питерцев проголосовать "против всех". Они оказались пессимистами. Оптимисты же решили протестировать на прочность неведомого "Медведя" и вновь повернуться к молодым и правым. В результате блок "Единство" и Союз правых сил (СПС) можно уверенно назвать победителями думской гонки в Петербурге. Их избирательные технологии сработали вполне.


"Лужков - не наш президент!"

Первым и самым ярким проявлением нового политического расклада в городе стало публичное дистанцирование губернатора Яковлева от ОВР. Тем самым лужковско-примаковский блок оказывается лишенным в северной столице административного ресурса. Несмотря на собранные 15%, это означает для него приговор: вслед за Яковлевым депутаты-питерцы скорее всего постараются дистанцироваться на думских скамьях от главы фракции ОВР. Печальный финал для губернаторской "овсянки" (так в Питере именовали блок "Отечество . Вся Россия"), агитация за которую фактически началась еще прошлой зимой, когда вопреки всяческим нормам в витринах питерских универмагов вывешивались портреты мэра Москвы с надписью "Лужков - наш президент!".

По самым оптимистическим оценкам СПС должен был набрать в Питере максимум процентов десять. Никто даже и не надеялся, что он получит 17,42%, вплотную подобравшись к 17,68 % "Медведя". Пятипроцентный барьер кроме ОВР также преодолели КПРФ (14%) и "Яблоко" (11%). И это несмотря на то, что Петербург все последние годы считался "яблочным" городом. На прошлых думских выборах движение Явлинского победило с результатом в 16%.

Наблюдатели называют несколько причин прорыва правых в Питере. Во-первых, они раньше всех начали активную кампанию. К тому же их летняя рекламная акция "Ты прав!" на стадионе "Петровский" обернулась грандиозным скандалом, который раздул Александр Невзоров. Но, как выяснилось, результат оказался в пользу СПС, а сам бывший тележурналист в Думу не прошел и теперь пытается оспаривать результаты выборов.

Во-вторых, СПС удалось выполнить свою главную задачу .- отобрать значительную часть голосов "Яблока". При том, что большинство петербуржцев не видит заметной разницы в мировоззрении лидеров этих двух объединений на руку СПС сыграла его более агрессивная, затратная и технологически продвинутая кампания. Перевес в пользу правых, судя по всему, был достигнут в результате широкого освещения в питерских СМИ мощного "десанта СПС" в Петербург в лице его лидеров Кириенко, Хакамады и особенно Анатолия Чубайса - мотора предвыборного драйва.

Акции правых в Питере были рассчитаны в первую очередь на молодых. Фестиваль электронной музыки "Восточный удар", например, был стилизован под супермодную "Матрицу". Огромное количество средств было вложено в две акции "Ты прав!", а также в громадные бильборды, посвященные референдуму. Такого количества уличной рекламы, как у СПС, пожалуй, не было ни у кого. И результат достигнут: молодые люди в своем большинстве пришли к избирательным урнам.

Итог тем более впечатляет, что агитация через местные СМИ была затруднена всем, кроме ОВР. Не говоря уже об электронных СМИ: под прямым контролем Смольного оказалось порядка 80-90 процентов печатных изданий Петербурга, а большая часть независимых газет и журналов старались не ссориться с властями. Показательна в этом плане ситуация в телерадиокомпании "Петербург".

Цензуру на "5-ой кнопке" ввели уже давно, но маразм достиг апогея в последние месяцы перед выборами. Большинство информационщиков были либо уволены, либо ушли сами, а новая команда при каждом удобном случае брала перед Смольным "под козырек". Сюжеты, которые шли вразрез с мнением городской администрации, в эфир не попадали. Соперники ОВР или губернатора могли рассчитывать только на платную рекламу.

Смышленые кандидаты, однако, нашли альтернативу ведущему в городе телеканалу в лице районных СМИ, которые всегда пользовались у петербуржцев большим доверием. Те, у кого водились деньги, оплачивали ролики на кабельном телевидении, которое полностью "покрывает" некоторые городские районы.

Вопреки ожиданиям, Интернет оказался задействован минимально: по количеству пользователей сети Питер намного отстает от Москвы. Вместе с тем годом раньше недоброжелатели Яковлева запускали именно через Интернет "утку" о самоубийстве губернатора, утверждая, что тот якобы застрелился, узнав, что его помощник Юрий Шутов, скандально известный связями в криминальных кругах, мол, начал давать против него показания.

Блок Юрия Болдырева и "Медведь" были заняты своей раскруткой на федеральном уровне, и их кампания в Питере прошла практически незамеченной. Штаб ОВРага авансом платил сразу за 20-30 рекламных полос в региональных изданиях, а также использовал административные методы давления, в том числе на милицию и Горизбирком. В Питере шутили: "Яковлев закупил за границей два миллиона "галочек", чтобы поставить их в нужном месте бюллетеней." Яблочники больше денег вложили в радиорекламу и тематические брошюры, посвященные тому, что сделала фракция в Госдуме и что предлагает в будущем. Кроме того "являта" широко использовали своих активистов, большинство которых работали за идею. Удачным для яблочников рекламным ходом стал и затеянный ими процесс по переносу выборов губернатора с декабря на более поздний срок.

Двухминутная готовность

"Черный" PR или откровенно криминальные методы борьбы уже стали в Питере привычным делом. На этот раз, однако, выдвигать двойников известных кандидатов никто не стал. Во время прошлогодней кампании по выборам депутатов Законодательного собрания этот метод был широко опробован, но, похоже, себя не оправдал. Те, против кого были выставлены двойники, все равно победили. Зато в декабре было зарегистрировано максимальное число угроз и нападений на политиков или их приближенных.

Топ-лист одномандатников, прошедших в Госдуму от Петербурга:
1.Юлий Рыбаков (СПС)
2.Ирина Хакамада (СПС)
3.Валентина Иванова (ОВР)
4.Сергей Степашин ("Яблоко")
5.Петр Шелищ ("Яблоко")
6.Сергей Попов ("Яблоко")
7.Оксана Дмитриева (ОВР)

Известные кандидаты, проигравшие выборы:
Александр Невзоров
Юрий Шутов
Анатолий Собчак
Андрей Ананов
Елена Драпеко
Александра Яковлева
Сергей Никифоров
Руслан Линьков
Юрий Болдырев
Михаил Боярский

Главному в Питере яблочнику Игорю Артемьеву, по словам лидеров этого движения, постоянно угрожали. Сотрудника предвыборного штаба Анатолия Собчака избили так, что через пару дней он скончался в больнице. Несколько раз нападали и на сборщиков подписей Сергея Степашина. Экс-премьер намекнул, что к этому может быть причастен Бондарик (соперник Степашина по 209-му округу, который в свое время обвинялся в убийстве). Однажды аноним предупредил о бомбе, которая якобы заложена в здании, где должна была состояться встреча экс-премьера с избирателями. Бомбу не нашли, а Сергей Степашин использовал происшедшее в своих целях. Надо сказать, что все инциденты, которые произошли в преддверии выборов, кандидаты в депутаты вполне удачно использовали для своей раскрутки. Так, по опросам общественного мнения, поджог тиражей предвыборных газет "Яблока" и СПС лишь вызвал сочувствие у избирателей и пошел на пользу этим объединениям.

Оппонентам губернатора приходилось подвергаться и другим методам воздействия со стороны городских властей. Кириенко и штабистам СПС, например, запрещали проводить встречи с избирателями в концертных залах. У активистов "Яблока" в соотвествии с "закрытым" распоряжением руководства ГУВД милиционеры отбирали листовки с критикой губернатора Яковлева. А самих распространителей законной печатной продукции задерживали. Двоих агитаторов стражи порядка даже умудрились доставить в суд, который подверг их штрафу после разбирательства, длившегося ... две минуты!

В последние две недели перед голосованием петербуржцы находили в своих почтовых ящиках все больше листовок с компроматом или откровенным враньем на тех или иных кандидатов. Так, например, строитель дамбы Юрий Севенард "извещал" избирателей, что ему якобы стыдно за своего сына, который баллотируется в Думу. А чеченская диаспора другой листовкой "поблагодарила" Явлинского за то, что тот выбил у Клинтона два миллиарда долларов, которые к тому же, мол, уже поступили в Чечню.

За день до голосования кто-то раскидал на центральных улицах города одновременно правдоподобное и ложное, но внешне правдоподобное приложение к цветному еженедельнику "Петербург-Экспресс". Главным редактором издания был указан вице-губернатор Петербурга Александр Потехин. Это тем более смешно, если знать, что фальшивка была направлена против кандидата от ОВР, которого Потехин всемерно поддерживал.

Устав от "чертовых технологий и голосований, которые все равно не приносят перемен", петербуржцы побили рекорд "протестного электората" в России - свыше 4%. "Все НА выбоpы? Ну, уж нет! - Все выбоpы НА..." - мрачно и порой зло шутили еще недавно активные избиратели северной столицы. По этой причине голосование в 210-ом округе было признано несостоявшимся. Галку в графе "против всех" там поставили 15%. Кстати, успех путинского блока в Питере отчасти также можно объяснить размахом "протестных" настроений: в списке "Единства" питерцы не нашли уже изрядно поднадоевших им политиков.

Колдун из берлоги

Среди удачных примеров уличной агитации отмечу плакат снова прошедшего в Госдуму яблочника Петра Шелища. Он гласил: "Граждане! При проведении выборов грязные технологии особенно опасны! Сообщайте о них Петру Шелищу по телефону..." Находка авторов в том, что графически плакат был стилизован под знаменитую блокадную надпись на Невском проспекте: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!"

Самой дорогой, по общему признанию, стала реклама всемирно известного ювелира Андрея Ананова, также пытавшегося избраться в Госдуму. Незадолго до выборов он открыл на Невском шикарный ювелирный магазин. Однако победы ему это так и не принесло.

Самой "воздушной" можно назвать акцию депутата Госдумы Шевченко. Накануне выборов он начал сбор подписей, необходимых для проведения референдума по роспуску Законодательного собрания, которое, по мнению Шевченко, бездействует, запуталось в интригах и не имеет право представлять интересы петербуржцев. Сторонники депутата собрались у Смольного и выпустили в небо 50 воздушных шариков, таким образом предложив пятидесяти депутатам пойти на самороспуск парламента.

Самой же нестандартной стала акция, проведенная в ДК "Выборгский". Успокаивающая музыка, приглушенный свет в зале, сцена ярко освещена. Чарующим голосом и плавными движениями рук некий целитель внушает доверчивой публике: "Все будет хорошою Исцеление болезней зависит только от васю В единстве наша сила!" (курсив колдуна).

В это время помощники целителя дарят страждущим зрителям календарики с предвыборной агитацией "Медведя". Сколько еще таких незаметных, но хорошо организованных магических спецопераций провели в Питере штабисты этого блока, точно никто сказать не сможет.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Он опять их ушел
Контекст
Секретное оружие "Путин-1"
Андрей Колесников
Последний удар Ельцина
Глеб Павловский
Президент, премьер, пиарщик
Народ захотел лидера. И получил его
Елена Башкирова
Кто-то шагает левой...
Александр Шумилин
Среда
Выборы высоких технологий
Вячеслав Никонов
Медиа-война не кончается
Дмитрий Петров
Освоение прямой речи
Андрей Виноградов
Public relations вторгаются в бизнес
Александр Александров
Один-ноль в пользу издателей
Роман Кутузов
Гуманитарные фабрики
Политрекламный щит Родины
Григорий Горохов
Плаката шершавый язык
Петр Банков
Практика
Петербургские сюрпризы
Станислав Пылев
Мнение
PR-стратегия важнее танков
Борис Кагарлицкий
PR-кампания НАТО в Косово проведена талантливо
Лорд Роберт Скидельски (Великобритания)
Интернет
Политика - двигатель вэб-прогресса
Иван Давыдов
Академия
Как "вписаться" в XXI-й век
Андрей Мельвиль
Магистр
Пиарщики в России и на Западе пока мыслят по-разному
Дмитрий Немировский, Игорь Самсонович
Две недели интенсива
Инна Константинова
Книжный стенд
Политическая власть психологии
Учитесь понимать китайскую грамоту
Продавец президентов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.