Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Он опять их ушел / Магистр

Пиарщики в России и на Западе пока мыслят по-разному


Версия для печати
Послать по почте

Но студенты уже начинают понимать друг друга
В предыдущих двух номерах журнала мы опубликовали материалы, которые дают представление о том, как готовят специалистов по "связям с общественностью" в московских и петербургских вузах. В статьях было отмечено, что вузы идут двумя путями: первый - опора на фундаментальную гуманитарную подготовку при минимуме практических знаний, второй - акцент на специальной подготовке и выработке практических навыков без чрезмерного углубления в базовые гуманитарные предметы.


Материал данного номера интересен прежде всего тем, что написан самими студентами. Проблемы, которые они поднимают, показались нам острыми и своевременными.

В поисках лучшего образования

В качестве представителей Российской ассоциации студентов, изучающих "общественные связи" (РАСиОС) мы впервые вышли на международную арену, приняв участие в проходившей в испанском городе Барселона конференции студенческой организации при CERP (Европейской конфедерации PR-организаций). Тема конференции - "Этика в PR-бизнесе".

Перед нами стояла задача добиться вступления в международную организацию, наладить деловые контакты, обрести новые знания в выбранной профессии. И, конечно, нас волновал вопрос: чему и как учат наших коллег-студентов на Западе, гарантирует ли им полученное образование хорошую работу по специальности? Если с приемом РАСиОС в члены международной ассоциации проблем не возникло, и общение с президентом CERP также состоялось, то с обретением новых знаний мы просчитались.

Приглашенные лекторы лишь повторяли довольно банальные вещи. К тому же, для нас уже давно очевидна неприменимость этих банальностей на практике в условиях нашей действительности. Не получили мы от участников CERP Students ответа и на, казалось бы, простой вопрос о конкретной деятельности организации в той или иной стране. Собеседники начинали путаться, сбивчиво объяснять, что за последний год в таком-то университете было организовано столько-то лекций для студентов, а также ряд интересных мероприятий, внятно описать которые они затруднялись. Как ни странно, это нас окрылило. Стало понятно, что по размаху своих проектов мы не будем уступать другим членам CERP Students.

Интереснее всех оказался для нас опыт коллег из Румынии. С нашей точки зрения, деятельность румынской организации наиболее содержательна и разнообразна. Из всех европейских студенческих организаций только румыны догадались участвовать в конкурсе Еврокомиссии на лучший PR-проект. Румыны потрясающе активны. Вообще складывалось впечатление, что студенты из Восточной Европы работают старательнее и качественнее, а значит, и результативнее своих западных коллег. Мы объясняем это тем, что в восточноевропейских странах молодежь хочет большего, она целенаправленнее стремится к освоению "пустых пространств", чем наши сверстники на Западе. Молодежные организации открывают студентам перспективы самореализации в профессиональной деятельности, дают опыт коллективной работы.

От "связей с общественностью" - к "коммуникационному менеджменту"

Больше всего нас интересовали два вопроса: чему же учат в университетах Европы студентов, избравших своей специальностью "общественные связи", и какие требования предъявляют работодатели к выпускникам?

Мы исходили из того, что в России специальность "общественные связи" заведомо преподают слабее. Мол, копия всегда хуже оригинала. Всего за десять реформаторских лет в России вряд ли можно создать школу, подобную той, которая десятилетиями формировалась на Западе. Впрочем, на Западе эти школы тоже очень разные, и по качеству преподавания в том числе.

Прежде всего нас удивило то, что базовые дисциплины (социология, психология) преподаются в большинстве университетов на старших курсах. Наверное, это оправданно - понять необходимость и, главным образом, возможность применения фундаментальных наук студенты реально могут лишь уже имея определенный запас конкретных профессиональных знаний. При этом любопытна открывшаяся для нас в их системе обучения тенденция часто подменять понятие "общественные связи" понятием "коммуникационный менеджмент". Фактически сегодня в большинстве западноевропейских университетов нет как такового факультета "общественных связей". Зато есть факультет "коммуникаций" или "коммуникационных наук". Причем учебные программы на этих факультетах существенно отличаются от наших.

Особенности российских программ обучения по специальности "общественные связи" во многом зависят, во-первых, от специфики конкретного вуза и, во-вторых, от факультета (политологии, социологии или журналистики). На Западе же эта дисциплина, как уже говорилось, преподается на факультете "коммуникаций". Особое внимание уделяется там наукам о различных видах коммуникаций и информации, а также развитию коммуникационных навыков. Однако присутствует и то, чего в нашей практике не наблюдается вовсе, - это специальные предметы, посвященные разнообразным художественным методам передачи информации (используемым в рекламе и PR). Фактически речь идет о получении студентами общего гуманитарно-эстетического образования.

Мы попытались разобраться, почему западная система обучения выстроена таким образом. Объяснили нам это просто. В западной экономике все большую роль играют транснациональные корпорации, сама экономика глобализируется. Эти процессы порождают проблему внутрикорпоративных связей. ТНК с большим или меньшим успехом преодолевают культурные различия и расстояния между своими офисами. Многие крупные компании, принимая на работу иностранцев, сталкиваются с проблемами, связанными со снижением эффективности внутренних коммуникаций. Именно поэтому западные университеты готовят в первую очередь специалистов по "коммуникационному менеджменту". Им предстоит решать насущные проблемы организации и оптимизации внутрикорпоративных отношений в бизнесе.

Этой тенденции всего несколько лет. Любопытно, что даже западные специалисты, принадлежащие к разным поколениям, по-разному характеризуют понятия "общественные связи" и "внутрикорпоративные коммуникации". Благодаря конференции мы смогли понять, что "коммуникационный менеджмент" - это очень важное направление, которое имеет отношение не только к "общественным связям", но и ко многим другим дисциплинам. Возможно, оптимизация информационных каналов - одна из важнейших функций будущих специалистов в области развития "связей с общественностью".

В результате у нас возник естественный вопрос: почему же в России никак не утвердится это направление в обучении? Почему мы отстаем в этой области?

Российская тенденция: главное - убедить работодателя

Многие потенциальные работодатели в нашей стране, как нам кажется, все еще с трудом себе представляют, кто это такие - "специалисты по связям с общественностью". Студент попадает в странное положение: с одной стороны, он вынужден искать хорошую, перспективную с точки зрения карьеры работу, а с другой - он не в состоянии просчитать, какие требования предъявит ему работодатель. Кроме, конечно, наличия диплома.

Студент на Западе знает, что главное для него - это приобретение навыков общения и умения стратегически мыслить, не забывая при этом о конкретных задачах компании. Наши же студенты знают наверняка только одно: надо хорошо сдавать сессию и как можно больше работать в избирательных и других PR-кампаниях.

Похоже, в России еще предстоит долго убеждать большинство работодателей в том, что услуги специалистов-гуманитариев им необходимы. Один из членов нашей делегации как-то долго беседовал с высокопоставленным сотрудником крупной отечественной трубопроводной компании. Тот рассказал, что в одной из газет была напечатана статья о том, что эта компания якобы сильно загрязняет окружающую среду. Оживившись, студент начал ему объяснять, что, мол, вот это и есть сфера работы специалиста по связям с общественностью. Куда там! Его быстро урезонили, объяснив, что в данном регионе эта компания - одна-единственная, поэтому, мол, все равно клиенты от нее никуда не денутся, а следовательно, общественные связи ей просто не нужны.

Вместе с тем, надо признать, что наши студенты уделяют меньше времени самообразованию, меньше читают "умные книжки", чем их коллеги на Западе. По сути образование у нас подменяется развитием смекалки и освоением минимального набора навыков.

Где получить тренинги

Между тем в нашей стране даже для очень активных студентов возникает множество препятствий на пути к профессиональному совершенству. Например, студенту необходимы определенные навыки, приобрести и развить которые можно только в результате серьезных психологических тренингов. А тренинги эти наши вузы не проводят. Это один из вопросов, на которые мы пытаемся ответить, создавая Ассоциацию студентов, изучающих "общественные связи".

Мы считаем, что для подготовки качественных специалистов в области "общественных связей" необходимо совмещать университетские занятия с самостоятельным образованием. Один из примеров работы в этом направлении - проведение в начале февраля всероссийской студенческой конференции Terra Politicae. Мы примем в ней самое активное участие.

Очень надеемся, что выступления авторитетных и опытных практиков и теоретиков гуманитарных технологий сделают эту встречу действительно полезной для нас и особенно для студентов из провинции.

"Общественные связи" - это специальность, комбинирующая уникальные знания и технологии. Профессиональное сообщество специалистов в этой области складывалось у нас стихийно - люди попадали в него волею судеб из самых разных сфер деятельности. Теперь же все участники рынка заинтересованы в добротно подготовленных молодых кадрах. Мы поделились своими соображениями с западными коллегами и были, признаться, удивлены их реакцией. Нам показалось, что для многих студентов то, что мы рассказывали, стало откровением. И тут, наверное, дело не только в различиях между образованием западным и российским. Дело, пожалуй, в различии менталитетов.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Он опять их ушел
Контекст
Секретное оружие "Путин-1"
Андрей Колесников
Последний удар Ельцина
Глеб Павловский
Президент, премьер, пиарщик
Народ захотел лидера. И получил его
Елена Башкирова
Кто-то шагает левой...
Александр Шумилин
Среда
Выборы высоких технологий
Вячеслав Никонов
Медиа-война не кончается
Дмитрий Петров
Освоение прямой речи
Андрей Виноградов
Public relations вторгаются в бизнес
Александр Александров
Один-ноль в пользу издателей
Роман Кутузов
Гуманитарные фабрики
Политрекламный щит Родины
Григорий Горохов
Плаката шершавый язык
Петр Банков
Практика
Петербургские сюрпризы
Станислав Пылев
Мнение
PR-стратегия важнее танков
Борис Кагарлицкий
PR-кампания НАТО в Косово проведена талантливо
Лорд Роберт Скидельски (Великобритания)
Интернет
Политика - двигатель вэб-прогресса
Иван Давыдов
Академия
Как "вписаться" в XXI-й век
Андрей Мельвиль
Магистр
Пиарщики в России и на Западе пока мыслят по-разному
Дмитрий Немировский, Игорь Самсонович
Две недели интенсива
Инна Константинова
Книжный стенд
Политическая власть психологии
Учитесь понимать китайскую грамоту
Продавец президентов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.