Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/1/k/1


Учитесь понимать китайскую грамоту

Иван Давыдов о книге "Китайская наука стратегии". (Составитель В. В. Малявин).

"Старея", человечество узнает, что многое, касающееся общественного устройства, изобретено им уже давно. Не в последнюю очередь это относится и к public relations. Оказывается, еще в древности китайские мудрецы задумывались над этими проблемами. Это следует из статей, опубликованных в сборнике "Китайская наука стратегии", изданном недавно в Москве. Авторство большинства вошедших в него трактатов приписывается легендарным китайским полководцам. Однако главное в них - не военное искусство, а проблема взаимоотношений человека, наделенного властью и его подчиненных, проблема эффективности управления массами. Речь о стратегии выживания и преуспевания в среде "особ, приближенных к императору". Словом, стратегия обретения общественного и карьерного успеха.

Собственно, изрядная часть текстов, вошедших в книгу, была доступна и ранее, но в сборниках, ориентированных строго на специалистов. Теперь эти трактаты доступным любому "заинтересованному непрофессионалу". Владимир Вячеславович Малявин, составитель сборника и автор комментариев, а также переводчик некоторых текстов, старается представить читателю основные философские традиции древности. Это конфуцианство, даосизм и Школа законников. Канонические тексты этих школ должны, по замыслу составителя, дать читателю представление об интеллектуальном поле, внутри которого существовали древнекитайские стратеги-создатели обширных классических книг - "Сунь-Цзы" и "У-Цзы".

Авторы большей части вошедших в сборник прозведений - профессиональные военные. Не следует, однако, забывать, что в древнем Китае главной целью военачальников было столько вести войны и одерживать победы, а в том числе и через войны содействовать совершенствованию общества, созданию гармонии общественных отношений. Война для них - крайнее средство. И ценными представляются в книге их о правильном выстраивании отношений между начальниками и подчиненными, между верховным властителем и его представителями на местах.

Именно такими представителями и были в древности китайские полководцы. Авторы трактатов подчеркивают, что правитель не должен заниматься чем-либо обременительным, он должен оставаться образом чистым и незамутненным. Полководцы же, решающие от имени государя судьбы страны, являются, по сути, технологами его режима.

Но где же во всей этой китайской грамоте легендарная азиатская хитрость? Все авторы, за исключением Гуй Гу Цзы, учат людей не коварству, а честности даже в мелочах. Коварство считается уместным на уровне принятия тактического решения в настоящем бою: заманить, например, противника в засаду и так далее. Но решения, от которых зависит судьба кампаний, а значит и страны, и самого государя, коварства не терпят. Этот принцип был положен в основц поведения китайцев. И только трактат легендарного Гуй Гу Цзы, по прозвищу "Ученый из Чертовой долины", призывает жить настоящей минутой, воспринимая реальность как сложную игру, в которой необходимо побеждать любыми средствами. Этот тракта Гуй Гу Цзы в первую очередь для придворных. А это уже особый мир, сохраняющий свои характеристики вот уже не одно тысячелетие. Кстати, публикуется это сочинения на русском языке впервые.

Так же впервые в России опубликована в сборнике и полная версия знаменитых "Тридцати шести стратагем". Кстати, в Западной Европе и Америке этот небольшой сборник откомментированных афоризмов, снабженный еще и гексаграммами из "Книги перемен", стал бестселлером.

Дата публикации: 13:00 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.