Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Он опять их ушел / Интернет

Политика - двигатель вэб-прогресса


Иван Давыдов
интернет-обозреватель, ведущий рубрики "Круг чтения" в "Русском журнале"
Версия для печати
Послать по почте

Выборные сайты в России не менее популярны, чем развлекательные
Около миллиона россиян отслеживали ход декабрьских выборов в сети Интернета. Эта цифра вызвала шок у специалистов: прежде полагали, что интересующихся политикой среди постоянных пользователей сайтов довольно-таки мало. Многочисленные сайты партблоков и одномандатников возникали один за другим. В результате изменилось лицо самой сети Runet - она политизировалась. Впрочем, вполне можно говорить и об определенном влиянии сети на ход выборов: достаточно вспомнить скандал с запуском Глебом Павловским информационного канала "Выборы в России".


Политика начала проникать в сеть задолго до выборов. Первопроходцем в этом плане стал Борис Немцов, который открыл собственный сайт два года назад, будучи еще вице-премьером. Тогда это выглядело экзотично.

Всплеск политической активности в сети пришелся на конец 1998 года, когда сайты появились сразу у нескольких известных политиков и крупных партий. Начался бурный рост сетевых изданий, либо специализирующихся на освещении политической жизни, либо отводящих под политику значительные объемы своих ресурсов. К этому же времени относятся и первые скандалы с вбросом компромата в Интернет. В результате за год политическая тематика утвердилась в сети настолько прочно, что популярные политические сайты сравнялись по посещаемости с традиционными лидерами - поисковыми серверами, каталогами и развлекательными ресурсами.

С осени 1999 года сайты политиков и партийных блоков, политические издания с анонимными и открытыми "сливами" компромата появлялись почти ежедневно. В "урожайные" дни в сети возникало сразу несколько новых изданий. Накоплен такой богатый опыт, что уже сейчас можно подводить итоги и отслеживать новые тенденции в развитии политического Runet.

Партийная вэб-пропаганда

Дело в том, что для России удивительным и беспрецедентным представляется сам факт активной предвыборной вэб-пропаганды. А ее реальный масштаб, проявившийся в предвыборные месяцы, - просто поражает. Респектабельная американская газета Wall Street Journal даже посвятила статью анализу этого нового феномена.

Благодаря всплеску интереса к политике Runet впервые прорвал рамки элитной и довольно экзотической среды. Осенью 1999 года эксперты отметили резкий скачок числа пользователей. По их самым скромным оценкам, к началу избирательной кампании аудитория Runet насчитывала уже не менее миллиона человек. И хотя даже самые популярные сайты, как правило, посещают за день не более 10-15 тысяч человек, важно не столько количество, сколько качество аудитории - это, как правило, люди молодые и образованные. Уже сейчас значимые публикации в Интернете мгновенно попадают в поле зрения офф-лайновых журналистов и тиражируются традиционными СМИ. Победители кампании-99 использовали сеть прежде всего в качестве источника информации для ее последующих "распространителей" - телевидения и газет.

Самым наглядным показателем использования Интернета в качестве "агитационной площадки" стало резкое возрастание числа официальных сайтов партий и перестройка старых сайтов под новые нужды теми политиками и партиями, которые обзавелись ими раньше.

Еще год назад для большинства политических движений сайты были лишь данью моде. Открыв сайт, владельцы подчас быстро забывали про свое детище. Вэб-страницы не рекламировались в печати и в электронных СМИ и обновлялись крайне редко. На них царил унылый стандарт: официозные биографии лидеров и активистов партий, документы, как правило, не вызывающие интереса, время от времени - короткие ленты новостей. Часто все это сопровождалось скверным дизайном и неудобной навигацией.

Исключением стали, пожалуй, представительства в Интернете блока правых партий (СПС) и движения "Отечества". Оригинальный способ саморекламы был реализован также создателями сайта ЛДПР. Так, жириновцы имитировали хакерский взлом (не повредив при этом содержимого), чем привлекли к себе внимание экспертов. Тем самым была спровоцирована вспышка интереса значительного числа пользователей к страничке ЛДПР.

В гости к Дарье

Ни один из партийных сайтов, впрочем, так и не стал по-настоящему популярным. Как и сайты одномандатников, также включившихся в предвыборную схватку на интернетовском поле. Первопроходцами среди одномандатников стали достаточно известные персонажи - Дарья Асламова, Мария Арбатова и Владимир Груздев. Но в противовес их имиджам, броским и запоминающимся, предложенные ими сайты не отличались особой оригинальностью. От скорого забвения не спасли эти произведения интернет-пропаганды ни слава первой феминистки страны, ни серьезная и дорогая рекламная кампания главы сети супермаркетов "Седьмой континент". Поначалу, правда, чуть более посещаемым среди них оказалась страничка Асламовой. Это и понятно: народ "потянулся" к Дарье явно не знакомиться с ее предвыборной программой, а "полистать" пикантные картинки из ее фотогалереи. Впрочем, вэб-пропаганда не очень помогла вышеперечисленным персонажам - все они проиграли выборы.

Вопрос вопросов для вэб-пропагандистов возник в последний день перед голосованием: должны ли они, подобно всем другим органам информации, соблюдать запрет на агитацию? Так вот, в отличие от газет, журналов и телевидения, большинство ведущих вэб-сайтов просто решили проигнорировать этот запрет. Исключение составили лишь правые партии, сетевики которых разместили на своих сайтах "заглушку". Это означало, что новой информации в этот день пользователи не получат - зато доступ в партийные архивы для них не возбранялся.

Другим любопытным способом партийной вэб-пропаганды стало создание страниц-"листовок". Они представляли собой короткий текст в стиле лозунга и минимум иллюстраций - полный аналог офф-лайновой листовки. Но популярными эти произведения интернет-пропаганды не стали. Запомнились из них лишь две "листовки": коммунистическая, на вызывающем вопросы домене glavsnab.com (http://www.glavsnab.com/kprf/), и некая анонимная, националистического характера, почему-то призывавшая поддержать Юрия Лужкова (http://members.xoom.com/zapobedu/).

Лево-радикалы вторгаются в сеть

Еще в конце 1998 года в Runet разразился скандал, о котором писали все центральные СМИ. Впервые был организован анонимный сброс компромата на крупных политиков. Ожидалось, что по мере приближения выборов число таких случаев будет возрастать. Однако этого не произошло. Единственным громким "сливом" компромата в предвыборный период стал сайт "Семейная ссора", в котором говорилось о каких-то темных финансовых делах межуду Евгением Примаковым и Александром Мамутом (http://www.sovesti.net/). Сделанный крайне непрофессионально, содержащий коктейль из подлинных документов и некачественных подделок, он обозначил выход на арену войны компроматов левых радикалов. По мнению экспертов, сайт сделан теми же людьми, что изготовили вэб-страницу "Движения в поддержку армии".

Адреса первооткрывателей личных сайтов-одномандатников:
Мария Арбатова http://www.arbatova.ru/
Владимир Груздев http://www.gruzdev.ru/
Дарья Асламова http://www.aslamova.df.ru

Сайты основных политических движений:
"Единство" http://www.edinstvo.org/
"Отечество" http://www.otech.ru/
"Вся Россия" http://www.all-russia.ru/
"Союз Правых Сил" http://www.prav.ru/
"Демократическая Россия" http://www.dr.ru/
"Россия Молодая" http://www.rosmol.ru/
КПРФ http://www.kprf.ru/
ЛДПР http://www.ldpr.ru/
"Яблоко" http://www.yabloko.ru/
"Новая Сила" http://www.kirienko.ru/
"Демократический Выбор России" http://www.dvr.ru/

Любопытно, что подписанные материалы с компроматом куда более живучи, чем анонимные. Подтверждением этого вывода служит сайт "Организованная властная группировка" (http://www.ovg.ru/), заявленный как личный проект Глеба Павловского и содержащий десятки документов, крайне неприятных для лидеров ОВР.

Предвыборные медиа-войны породили и абсолютно новый тип сетевых ресурсов - пародийные сайты-двойники официальных страниц политиков. Первой жертвой стал сайт Юрия Лужкова. Неизвестные создатели двойника лишь немного изменили в его адресе написание фамилии (lujkov.ru вместо luzhkov.ru), полностью сохранив при этом дизайн. В результате пользователи привычного лужковского сайта увидели в знакомых разделах не хвалебный в адрес мэра официоз, а чистой воды компромат - на самого градоначальника, его семью и друзей. Возник громкий скандал, после чего сайт то пропадал, то возникал в сети снова. В конце концов его взял под защиту Фонд эффективной политики (ФЭП) - главный противник ОВР в сети. Руководители ФЭП объясняли свои действия необходимостью "защитить свободу слова в сети". Между тем, затеянный мэрией скандал только добавил сайту-двойнику популярности. Он действует до сих пор, правда, уйдя из зоны Ru в зону Com (его адрес - http://www.lujkov.com.).

Пример этот оказался заразительным и вскоре в сети появилось несколько аналогичных страниц, в большинстве своем направленных против ОВР и его лидеров. Самая посещаемая из них - www.primakov.nu. Противопоставить этим действиям оппонентов "отечественники" так ничего и не смогли. В интервью еженедельнику "Московские новости" один из представителей штаба ОВР сказал про политические баталии в сети так: "Мы не смогли оценить значение этого нового средства информации и выстроить свою концепцию". Признание, явно запоздавшее.

Перегрев в сети

Пиком же Интернет-кампании-99 стало открытие ФЭПом Сетевого информационного канала "Выборы в России" (http://www.elections99.com/). По словам Глеба Павловского, проект был запущен для того, чтобы контролировать ход выборов. Весь день 19 декабря в реальном времени на нем публиковались результаты exit polls, предоставлявшихся региональными социологическими агентствами. Они сопровождались комментариями политиков, политологов и журналистов. Именно на этот сайт поступали данные о нарушениях в голосовании, которые фиксировались штабами "Единства", "Яблока", СПС и ЛДПР.

Популярность сайта была настолько велика, что каналы связи не выдерживали. Уже к полудню 19 декабря было сложно пробиться не только на elections99, но и на его "зеркала"-копии. Открытие этого сайта комментировали все ведущие телеканалы, подчас отвергая его правомочность. А самого Глеба Павловского некоторые комментаторы обвиняли даже в нарушении избирательного законодательства и в стремлении сорвать выборы.

Однако главный тезис критиков - незаконность публикации результатов exit polls - выглядит слабо. Так, выступая в киселевских "Итогах", сотрудник радиостанции ВВС Савик Шустер, заявил: "В России Интернет не считается средством массовой информации". Странно слышать это от представителя радиостанции, которая сама располагает неплохим сайтом. Рассуждать, относится Интернет к СМИ или нет, все равно, что спрашивать, является ли средством массовой информации, например, газетный киоск.

Законов, регламентирующих деятельность Интернет-проектов в России нет, хотя в начале декабря много говорилось о необходимости их принять. Пока же регистрация сайтов в Госкомпечати - дело для их владельцев вполне добровольное. А исполнения закона о СМИ сегодня можно требовать только от зарегистрированных проектов. Прочие же вправе его игнорировать. Сетевой информационный канал "Выборы в России" не был зарегистрирован. Следовательно, бессмысленно даже обсуждать вопрос о том, нарушали ли его создатели законодательство, публикуя данные опросов.

Между тем проект "Выборы в России" показал, что Интернет становится реальной сферой политического влияния. Несмотря на сравнительно ограниченную аудитории, он превращается в важную коммуникационную среду. Электронные и печатные СМИ все чаще разносят по миру информацию, добытую в сети. Именно реализация таких проектов принесла успех тем, кого можно считать победителями Runet-кампании-99. Стратегия эта будет основополагающей для политических Интернет-ресурсов. По крайней мере - до марта 2000 года, когда им предстоит новая вэб-битва.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Он опять их ушел
Контекст
Секретное оружие "Путин-1"
Андрей Колесников
Последний удар Ельцина
Глеб Павловский
Президент, премьер, пиарщик
Народ захотел лидера. И получил его
Елена Башкирова
Кто-то шагает левой...
Александр Шумилин
Среда
Выборы высоких технологий
Вячеслав Никонов
Медиа-война не кончается
Дмитрий Петров
Освоение прямой речи
Андрей Виноградов
Public relations вторгаются в бизнес
Александр Александров
Один-ноль в пользу издателей
Роман Кутузов
Гуманитарные фабрики
Политрекламный щит Родины
Григорий Горохов
Плаката шершавый язык
Петр Банков
Практика
Петербургские сюрпризы
Станислав Пылев
Мнение
PR-стратегия важнее танков
Борис Кагарлицкий
PR-кампания НАТО в Косово проведена талантливо
Лорд Роберт Скидельски (Великобритания)
Интернет
Политика - двигатель вэб-прогресса
Иван Давыдов
Академия
Как "вписаться" в XXI-й век
Андрей Мельвиль
Магистр
Пиарщики в России и на Западе пока мыслят по-разному
Дмитрий Немировский, Игорь Самсонович
Две недели интенсива
Инна Константинова
Книжный стенд
Политическая власть психологии
Учитесь понимать китайскую грамоту
Продавец президентов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.