Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Он опять их ушел / Гуманитарные фабрики

Плаката шершавый язык


Петр Банков
директор студии "Дизайн Депо"
Версия для печати
Послать по почте

Политическая телереклама появилась в России в начале 90-х годов. В ходе избирательной кампании в первую Государственную Думу в 1993 году ее было немного, и качество продукта явно оставляло желать лучшего. Кратковременность кампании, а также недостаток средств и опыта не позволили тогда рекламщикам создать что-либо, запомнившееся зрителям. К выборам 1995 года ситуация заметно изменилась. Страна переживала всплеск экономической активности, к коммерческой рекламе люди привыкли основательно, а рекламные агентства набрались опыта и к производству политрекламы уже подошли более профессионально. Продукт оказался вполне достойным. Многие мини-шедевры того времени вспоминаются и сегодня, так что телезрителям есть с чем сравнивать творения рекламщиков декабря 1999-го. К началу последней кампании политически активные россияне вполне усвоили правила игры и уже с готовностью ожидали выплеска на них с телеэкранов потока уговоров и лести со стороны партий, блоков, движений и отдельных политиков.

Производство политического плаката было в СССР ремеслом не только популярным, почетным, но и прибыльным. Не удивительно, что советская плакатная стилистика - прямолинейная и незамысловатая - плавно перетекла в горбачевские времена ("Окна перестройки", агитки первых выборов в Верховный Совет). В условиях же гласности, стимулировавшей активность творцов пера и кисти, наследие партийных художников оказалось малопригодным. Тогда-то вдруг и выяснилось, что собственно школы предвыборного плаката в нашей стране не было и нет, а взгляды дизайнеров естественным образом обратились в сторону Запада с традициями.

В Европе (особенно в Великобритании и Франции) практика плакатной агитации весьма развита. Вспомним концептуально разработанные Жаком Сегела и мастерски исполненные дизайнерами предвыборные панно Франсуа Миттерана или Лионеля Жоспена. Или постер британских лейбористов, с которого жизнерадостный Тони Блэр протягивает избирателю руку, да так, что ее и впрямь хочется пожать. Вспомним, наконец, польские антиплакаты. Например, тот хрестоматийный, 90-х годов - с надписью "Лех Валенса" в верхней части белого листа в стиле граффити (так забастовщики писали на заборах верфей в 80-е годы) и с той же надписью внизу, но уже в стиле логотипа "Кока-колы". Намек прочитывался легко: Валенса, мол, продался американцам.

Эти плакаты остроумны и "цепляют" не один слой аудитории. Они рассчитаны как на людей интеллектуально продвинутых, так и не очень. С другой стороны, в них нет прямого очернительства и клеветы. Они сделаны корректно - без силового нажима. Валенсу, например, отнюдь не унизили как личность, просто его эволюция от народного вожака 80-х годов к слабому чиновнику середины 90-х была качественно описана дизайнером с тем лаконизмом и сарказмом, который справедливо называют убийственным.

Близким к этому аналогом у нас можно считать появившийся во время избирательной кампании 1996 года небольшой плакатик с портретом Геннадия Зюганова и надписью "Купи еды в последний раз". Абсолютно понятный, общедоступный и ироничный ход.

Сталинисты впереди

У нас предвыборные плакаты часто делаются просто неграмотно. Общая ошибка совершается еще на стадии разработки: роль дизайнера принижается до банального исполнительства решений людей, ведущих кампанию. А решения эти не всегда удачны. И колоссальные деньги, потраченные на "наглядную агитацию", их не спасают. Кстати, огромные расходы - это прежде всего плата за тиражи, а не за качество продукта. Многих отечественных функционеров PR отличает от их западных коллег опасная скупость и явное неуважение к труду профессиональных плакатистов.

А ведь именно дизайнеру приходится превращать идеи имидж-мейкеров, часто крайне неопределенные, в конкретный рекламный продукт. Только он один может "вытащить" проигрышную в целом концепцию через качественный дизайн. Просто потому, что ему известны вечные законы восприятия. Он профессионал.

Такая спасительная работа была явно проделана дизайнером в случае с плакатами "Сталинского блока". Его реклама не только проста, но и верно исполнена стилистически: звезда и Сталин как символы ностальгического прошлого, с одной стороны, и изможденные трудящиеся и полуголодные дети как образы отвратительного настоящего - с другой. Даже бумага, если приглядеться, подобрана весьма подходящая - грубая, почти оберточная. Такая бумага была в эпоху генералиссимуса. Она соответствует содержанию, помогает идее. И хотя название блока набрано очень буржуазным шрифтом "адверготик", которым сейчас, кстати, сделаны надписи на новых русских деньгах, это не портит картины.

Плакаты "Союза правых сил" менее удачны. Остается, например, загадкой, почему их исполнители использовали в своей рекламе шрифты группы "электрохед" - они ведь абсолютно другого стиля и ассоциируются не с движением молодежи, а с представлением об уличном балагане. Из-за них плакат выглядит слишком весело, неустойчиво. В том числе и логотип. Круг, белые буквы на красном, синие - на белом. Сам по себе круг - символ совершенства, единства - вполне подходит в качестве эмблемы для сообщества, которое называет себя "Союзом". Но в данном случае он как-то странно обыгрывается, размыкается в двух местах. Поперек круга уложен красный кирпич, препятствующий смыканию. Но этот знак зафиксирован в сознании потребителей как товарный. Эмблема раскручена, и ее недостатки не слишком помешали СПС добиться успеха. Аналогичные претензии можно предъявить и к эмблеме "Яблока". Круг разомкнут, пробит каким-то зеленым ножом. Что авторы хотели этим сказать - так и не ясно.

Та же, по сути, история и с плакатами блока "Отечество-Вся Россия". На главном из них изображены три видных гражданина, взявшиеся за руки. Что это символизирует, по замыслу авторов идеи, остается догадываться. Возможно, эти люди - друзья, и, время от времени встречаясь втроем, даже совершают какие-то хорошие поступки. Но какие? И за что их следует избирать в Думу? Словом, рекламный ход несостоятелен. Как и дизайн плаката. Синие, снабженные нелепым радужным блином логотипа, плакаты "Отечества" уныло однообразны, лишены не просто остроумной, но и минимально грамотной дизайнерской идеи. Впрочем, убогая политреклама - не более чем зеркало убогой жизни.

Бестелесная Элла

Неудачный пример - и плакат Эллы Панфиловой. Похоже, его разработчики вообще обошлись без помощи профессиональных дизайнеров, ограничившись демонстрацией головы этой женщины-героини, эдакой российской Жанны Д'Арк. Только наша оказалась не сожженной, а обезглавленной. Причем, не врагами, а "заплечных дел" мастерами политрекламы. Для пущего смеха панно разукрасили надписью "С открытым сердцем". Композиция скорее вызывает страх и ужас, а вовсе не интерес к открытому сердцу героини. И сам собой повисает вопрос: куда же делось тело лидера движения?

Реклама Жириновского, напротив, - вполне телесна и адекватна его реальному образу: абсурдна по содержанию, по дизайну, по типографике. Это выглядит очень стильно. Его плакат - просто шедевр. На нем Жириновский в полный рост - гигант, соразмерный Спасской башне. А на заднем плане - люди ростом с его подошву, вполне соответствующие вождистскому стилю и слогану "Он сможет". Такие слоганы ни к чему не обязывают. Что же он, конкретно, сможет, карлики, мол, додумают сами.

Панно НДР впечатляет красочностью. Пожалуй, это один из самый светлых плакатов. Милый детский рисунок, сделанный умелой взрослой рукой. Образ ребенка, который в нем используется, чист и непорочен. И потому рождает надежду, веру в доброе будущее.

На другом плакате НДР Владимир Рыжков снят так, что его вполне можно перепутать с Сергеем Кириенко. Вряд ли это неудачная работа фотографа. Скорее неосознанная универсализация образа юного реформатора: обязательно в тонких очках, коротко стрижен, чисто выбрит. Это образ разночинца - старая любовь интеллектуалов. Плакат Рыжкова грамотно сделан и дизайнерски. Понятен. Тут же и дочка с шишкой, и папа. Сверху и снизу - черные полосы. Папа с дочкой как бы раздвигают их своим присутствием. Правильный ход. Очевидно, что пункта "неудачные плакаты" нет в списке реальных причин поражения НДР.

Плакат КПРФ достаточно точно отражает "кольцевую систему" распределения власти в бывшем СССР. Страну на нем символизирует Орден Победы с центром в виде Кремля. Второй круг - Садовое кольцо. Потом - кольцевая дорога. А вне колец - много людей. Не случайно, ибо "кольцевая философия" не предполагала понятия "человек".

Плакат КПРФ отражает именно эту философию. Орден власти, а вокруг - демонстранты. Дружные, сильные, веселые люди, которые победили фашизм и отправили в космос Юрия Гагарина (он тоже просматривается на панно). Но взгляните: люди здесь - бурая масса, похожая на гороховый суп, а стяги и транспаранты напоминают кусочки морковки.

Примерно так строилась в тридцатые годы нацистская плакатная агитация. В центре - символ солнца, свастика или лик вождя, а люди - всегда внизу и сбоку, выстроенные в ровные колонны и шеренги. Такой дизайн многих отталкивает. Сразу становится ясно, что начинать обновление Компартия должна со стилистики своей пропаганды.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Он опять их ушел
Контекст
Секретное оружие "Путин-1"
Андрей Колесников
Последний удар Ельцина
Глеб Павловский
Президент, премьер, пиарщик
Народ захотел лидера. И получил его
Елена Башкирова
Кто-то шагает левой...
Александр Шумилин
Среда
Выборы высоких технологий
Вячеслав Никонов
Медиа-война не кончается
Дмитрий Петров
Освоение прямой речи
Андрей Виноградов
Public relations вторгаются в бизнес
Александр Александров
Один-ноль в пользу издателей
Роман Кутузов
Гуманитарные фабрики
Политрекламный щит Родины
Григорий Горохов
Плаката шершавый язык
Петр Банков
Практика
Петербургские сюрпризы
Станислав Пылев
Мнение
PR-стратегия важнее танков
Борис Кагарлицкий
PR-кампания НАТО в Косово проведена талантливо
Лорд Роберт Скидельски (Великобритания)
Интернет
Политика - двигатель вэб-прогресса
Иван Давыдов
Академия
Как "вписаться" в XXI-й век
Андрей Мельвиль
Магистр
Пиарщики в России и на Западе пока мыслят по-разному
Дмитрий Немировский, Игорь Самсонович
Две недели интенсива
Инна Константинова
Книжный стенд
Политическая власть психологии
Учитесь понимать китайскую грамоту
Продавец президентов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.