Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Информационные войны / Среда

"Мы работаем на любого заказчика, если"


Версия для печати
Послать по почте


Когда в стране много собственности, законность которой под вопросом, когда в стране мало собственников, ее контролирующих, когда в стране сверх меры желающих поучаствовать в управлении этой собственностью, тогда начинаются информационные войны в их современном российском варианте

Рекрутируются армии: предпринимательские кланы дают деньги партиям и публичным политикам. Последние становятся клиентами PR-щиков. Ну а те, в свою очередь, покупают СМИ и журналистов. В заданных рамках все три группы - политики, PR-щики, журналисты - независимо от популярности, рейтинга и формального статуса своих членов выглядят не более чем обслуживающим персоналом собственников, оплачивающих борьбу за свое место в будущем переделе. Жить и действовать в рамках такой примитивной схемы, согласитесь, нелепо.

Задавшись вопросом, а возможны ли другие сценарии, другие отношения, другие роли на политической сцене, мы обратились к некоторым хорошо известным деятелям рынка политического консалтинга с предложением прокомментировать ситуацию.

Алексей Ситников


президент консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт"

В России есть передовые технологии управления выбором. Есть качественные специалисты. Большая их часть работает в нашей фирме. Работают и профессионалы из спецслужб. Им же надо деньги зарабатывать! Они задействованы и в рекламе, и в избирательных кампаниях, и в политике. Но на самом деле целенаправленно, стратегически того, о чем вы говорите, сегодня никто не делает. Бардак. И здесь - бардак. Группы особых интересов заказывают работу не специалистам в области наукоемких гуманитарных технологий. Они нанимают PR-щиков и журналистов, ставших распределителями заказов на размещение платных материалов. А специалистов, которые бы привнесли в процесс управления выбором наукоемкие технологии, людей, у которых за спиной огромный опыт, знания, реальные исследования и реальные стратегии, они, мне кажется, побаиваются.

Для них понятная версия PR - это написание и размещение медиапродуктов. А для меня гуманитарные технологии - это как наукоемкий набор принципов, подходов к коммуникации, к управлению мотивацией и к управлению выбором. Все это у нас есть. И это все не используется. Не идет под это ни финансирования, ни стратегического заказа. Прибегают разовые заказики: вот это, дескать, сделать бы. Но мы в таких делах не участвуем.

Очевидно, что сегодня системного воздействия на общество нет. Что же касается заказчиков, то даже спецслужбы уже не являются таковыми.

Так что, с точки зрения технологической, то, что сейчас делается в медиа-мире, говоря простым языком, - десятью ступенями ниже.

Есть, конечно, другой путь - участвовать в действительно масштабных, стратегических операциях, где неизбежно возникает спрос на профессионалов высокого класса. Необходимость серии таких макропроектов несомненна. И надеюсь, ждать этого недолго.

Андрей Исаев


заместитель руководителя избирательного штаба движения "Отечество - Вся Россия"

Думается, преждевременно четко делить участников информационно-политического процесса по ролям, по видам, кастам и классам. У нас все еще слишком подвижно. Вот Борис Березовский - он кто? Политик? Бизнесмен? Или тот же PR-щик? По-моему, он совмещает функции. А в некоторых случаях выступает практически как журналист. С другой стороны, мне трудно представить некоего олигарха, который нанял бы на службу Лужкова, или, скажем, Примакова, или, например, Яковлева. Скорее наоборот.

Я понимаю, что речь идет не столько о, так сказать, профессиональном статусе, а о том, кто кому служит. Точнее - кто от кого зависит. Был период, когда НДР представлял интересы Газпрома. И дальше выстраивалась цепочка: от финансово-сырьевого гиганта к политической организации, оттуда к PR-специалистам, к газетам, ТВ... В случае с НДР она видна. То же самое с Аграрной партией, ЛДПР или "Единством". Но, представляя те или иные политические интересы экономических групп, роль этих организаций не обязательно роль подчиненная.

Ситуация в лагере правых показала, что за группами, входящими в этот альянс, не стоят интересы крупных финансовых структур. Хотя потенциально "Союз правых сил", если пройдет в парламент, может стать партией определенных интересов. Партией капитала. Это он дал деньги СПС на первоначальную раскрутку. Именно для того, чтобы попробовать: получится - хорошо, не получится - ну что ж. Однако, как я уже сказал, к нашему блоку вопрос, кто кого нанял, имеет мало отношения.

В штабе блока работают консультанты-политологи, специалисты по выборным кампаниям и информационным операциям. Как на постоянной основе, так и на основе договоров. Я бы не стал называть фирмы, услугами которых мы пользуемся. Это технический секрет. Хотя, может быть, секрет Полишинеля.

Алексей Кошмаров


президент информационно-аналитического центра "НОВОКОМ"

Идет нормальный процесс разделения труда. Промышленники занимаются промышленностью, финансисты - финансами, политики - политикой, а консультанты выполняют свою работу: обеспечивают процесс коммуникации между разными социальными группами, в том числе и между бизнесменами и политиками, помогают им формулировать интересы и реализовывать их. А разделение труда, как известно, ведет к повышению его производительности, а значит к прогрессу.

В чем заинтересован бизнес? Прежде всего в стабильности, предсказуемости экономической политики, прозрачности и понятности принципов, на основании которых происходит законное распределение прав собственности. Такая стабильность достигается только на уровне принятия политических решений. Поэтому нет ничего удивительного, что бизнес заинтересован в сотрудничестве с политиками, подчеркиваю - в сотрудничестве.

Между капиталом и политикой нет прямых отношений купли-продажи. И не следует демонизировать российский капитал, превращать его в "мировую закулису", скупающую всех и вся. В конце концов разве кто-нибудь из нас не заинтересован в стабильности и предсказуемости властей? Граждане реализуют свои интересы через выборы, а бизнесмены - в том числе и через лоббирование. Это общемировая практика, которой не следует бояться.

Фраза "что выгодно Форду, то выгодно и США" применима и в России. Кстати, одна из задач консультантов - помочь нашим фордам это понять.

Роль консультантов, вообще, ключевая: обеспечение и налаживание сотрудничества между финансистами и промышленниками, с одной стороны, и политиками - с другой, в интересах всего общества. Это очень важно. Повторюсь, не купля-продажа, а сотрудничество, в котором политические консультанты являются важными партнерами обоих сторон - и политики, и бизнеса. Тут, правда, необходимо провести различие между технологами и консультантами. Консалтинг шире технологии. Если технолог является инструментом политики, выбранным для выполнения определенной задачи (выборы, PR-кампания и т. д.), то консультант - субъект политики, которому его партнеры - деловые и политические элиты - делегируют ряд своих полномочий в рамках принятой схемы партнерства.

Пока в России раз-два и обчелся фирм, способных быть не только технологами, но и консультантами. Одна из них - "НОВОКОМ". Мы не склонны говорить о заказчиках и клиентах, мы предпочитаем слово "партнеры". Мы сотрудничаем с теми, кто разделяет несколько принципов, базовых для "НОВОКОМа", - прозрачная, предсказуемая политика, стабильное, сильное государство, экономика, пребывающая в правовом пространстве. Эти люди - представители деловых элит, губернаторы, государственные чиновники высоких рангов, депутаты ГД. Говорить о персоналиях мы не вправе по соображениям корпоративной этики.

Игорь Минтусов


генеральный директор Центра политического консалтинга "Никколо М"

Я не был бы так категоричен, отвечая на вопрос о том, обслуживаем ли мы интересы финансово-промышленных групп. Я противник термина "слуга". Это связано с тем, что мы выполняем работы, связанные с политическим консалтингом. Достаточно часто бывает так, что заказчиками нашей работы выступают те, кого пресса называет промышленными, финансовыми и сырьевыми элитами. Дело в том, что наша компания консалтинговая и, как известно, любая консалтинговая компания работает по заказам, связанным с выполнением определенных работ. В этой связи следует отметить, что крупные финансово-промышленные группы, представляющие национальные интересы, хотят иметь в структурах законодательной власти достаточно сильное профессиональное лобби, чтобы отстаивать свои интересы цивилизованным путем. И в этом нет ничего предосудительного. Мы же в этой ситуации выполняем роль консультантов и стараемся хорошо делать свою работу. Поэтому я бы не стал говорить о том, что мы обслуживаем их интересы.

Нашими заказчиками являются различные коммерческие структуры, банки, частные и государственные компании. Порой бывает так, что в этой роли выступают сами политики.

Но возможно ли действовать успешно и профессионально, не обслуживая при этом интересы "олигархов"? Мы стараемся действовать профессионально всегда, в независимости от того, кто является нашим заказчиком, считая, что залог нашего будущего - профессиональная работа сегодня.

Гай Ханов


президент агентства "Паблисити PR"

Я не вижу ничего отрицательного в том, что PR-агентства работают с так называемыми олигархами.

Мы работаем на любого заказчика, если за ним не стоят криминальные интересы. Здесь главная проблема заключается в том, что не всегда возможно отследить, кто именно стоит за клиентом. Мы всегда предпочитаем работать с непосредственным заказчиком, поскольку это лучше для обеих сторон. Он сам формулирует свои интересы, точно знает, чего он хочет, а чего - нет. Что же касается передела собственности, то это, я считаю, нормально.

Если происходит передел собственности, это лишь означает, что на рынке есть конкуренция. И для любого рыночного сегмента это вполне нормально. Если собственность плохо держалась в руках, то ее передел вполне закономерен и даже необходим. Быть может, тогда - после передела - и имеет смысл говорить о "другом пути".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационные войны
Контекст
Несколько тезисов о рынке информационных войн
Глеб Павловский
Осенняя кампания-99
Борис Кагарлицкий
Без сабель, стягов и "Ура-а-а!!!"
Андрей Левкин
Среда
"Мы работаем на любого заказчика, если"
Материал подготовили Эдуард Михневский, Екатерина Архангельская
Политические "PR-shciki" вступают в кампанию
Алексей Серов
"Жмейкеры" и "Мordodely" взыскуют правды
Глеб Кузнецов
Найденная метрика
Дмитрий Петров
Мнение
Требуются дипломаты внутренних дел
Игорь Задорин
Перманентная война
Александр Шубин
Практика
Так кому же достается шкурка от кролика?
Елена Мулярова
Красноярская повестка дня
Елена Дьякова
Сильному прощают всe, кроме слабости
Кирилл Якимец
Академия
Народ и рейтинг
Магистр
Невская школа
Станислав Пылев
Интернет
Акула пиара в сетях интернета
Евсей Вайнер
Connected - и свобода вас встретит радостно у входа...
Марина Карнати
Гуманитарные фабрики
Марсиане близко!
Всеволод Бродский
Книжный стенд
Накипь
Алексей Ионов
Были медиа и во второй республике...
Иван Давыдов
Конец моды на черные косынки
Сергей Валентинов
Русскому парламенту - с комплиментами!
Эдуард Михневский
Курьер
Поправки к конституции как возбуждающее средство
Лев Московкин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.