Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Информационные войны / Практика

Сильному прощают всe, кроме слабости


Кирилл Якимец
Эксперт СМИ
Версия для печати
Послать по почте

Юрий Лужков в англоязычных СМИ.
К середине декабря 1998 года стало ясно: Юрия Лужкова можно рассматривать как возможного следующего президента России. Это обострило интерес к нему не только российских, но и зарубежных СМИ. Внимательный мониторинг сетевых версий ряда англоязычных изданий позволил выловить несколько законченных блоков "джинсы", как пролужковской, так и антилужковской, и составить представление о PR-стратегии союзников и противников московского мэра.


Интернет - удобный источник: каждое уважающее себя издание уровнем не ниже городского (при наличии в городе интернет-провайдера) считает своим долгом размещать в сети копию каждого номера. Мало того, в сети лежат стенограммы передач всех центральных радио- и телевизионных компаний. При этом способы ведения PR-кампаний в масс-медиа практически не изменились с доинтернетовских времен: заказчик рассылает исполнителям образец, с которого лепятся материалы. Часто исполнители столь ленивы, что публикуют сам образец, не трудясь хотя бы пересказать его своими словами. Спасибо лентяям. Благодаря им и Интернету работа по контент-анализу может теперь проводиться автоматизированно.

Динамика представления Юрия Лужкова в англоязычных СМИ

Основные контексты, в которых упоминался Лужков за отчетный период, таковы:

1. Мэр Москвы.
2. Политик международного масштаба.
3. Политик, активность которого противопоставлена пассивности президента Ельцина.
4. Вероятный (или наиболее вероятный) кандидат на выборах президента России 2000 года.
5. Один из тех, кто обладает реальной властью в России.

Речь пока идет не об оценках, но о темах обсуждения. Так, в контексте "политик международного масштаба" вполне могла прозвучать идея, что Лужков стремится на международный уровень, но ему это не по зубам. Надо, впрочем, заметить, что подобных идей нами зафиксировано не было: как бы англоязычные СМИ ни оценивали Лужкова, в его уровне они не сомневаются.

Оценки же определялись последними двумя контекстами. Практически вся деятельность Лужкова оценивалась англоязычными СМИ в зависимости от того, насколько реальными виделись его перспективы на грядущих президентских выборах и насколько сильным - его нынешнее влияние. Чем сильнее и влиятельнее виделся Лужков, тем больше "национализма", "популизма" или "авторитарности" ему готовы были простить. И наоборот: любая неудача (особенно провал лужковской политики в вопросе о Севастополе) мгновенно вызывала у авторов стремление дать неудачнику пинка. Видимо, журналистов слишком долго дразнили "шакалами". Теперь они стараются вести себя соответственно.

Однако дело не только в этом. Имидж Лужкова выстраивается не вокруг идеи "правды", а вокруг идеи "силы". Такая стратегия имеет свои недостатки: приходится всегда побеждать или по крайней мере создавать видимость перманентной победы. Любая неудача ставит под сомнение имидж "перманентного победителя". Явлинскому, например, куда проще сохранять лицо: он строит имидж вокруг идеи "правды", а для его поддержания достаточно говорить красивые слова и не делать глупостей. Применительно к политике это означает - не делать вообще ничего. Риска здесь меньше, но и эффект ниже: ведь не только журналисты привыкли искать правду в силе

Несмотря на обилие упоминаний Лужкова в англоязычной прессе зимой 1998 года, до конца декабря публикаций, содержащих оценки его действий и заявлений, не отмечено.

С 23 декабря 1998 года наблюдается рост внимания к столичному мэру. Причем внимания, носящего в основном негативный характер. Главное обвинение, выдвигаемое против Лужкова англоязычными СМИ, - "национализм", связанный с его позицией по вопросам о Севастополе и о договоре между Россией и Украиной, а также с его миграционной политикой как мэра Москвы. Негативно оценивается и антиельцинская позиция Лужкова.

Однако начиная с 5 января 1999 года отношение иностранных СМИ к Лужкову изменяется: от неполной уверенности в его победе на грядущих выборах до полной уверенности, что именно Лужков станет следующим президентом. В соответствии с этой динамикой меняется и оценка Лужкова с умеренно-негативной на позитивную.

Влияние на эту динамику оказали регулярные публикации результатов опросов, проводившихся Фондом "Общественное мнение". Впрочем, можно предположить, что СМИ не всегда готовы верить цифрам. Так, результаты опроса, согласно которым наивысший рейтинг оказался у Зюганова, не слишком повлияли на мнение о Лужкове как об основном кандидате. Несмотря на процентное лидерство Зюганова, максимум, к чему привела публикация результатов, - некоторые колебания аналитиков.

К концу января 1999 года эпитет "националист" переместился из негативного контекста в нейтральный. Одновременно из положительного контекста в нейтральный переместились эпитеты типа "влиятельный", "могущественный", а также "наиболее вероятный преемник президента", "лидер предстоящей президентской гонки". Даже в негативных материалах эти качества стали признаваться за Лужковым как очевидные.

А с начала февраля противопоставление Лужкова Ельцину (как сильного политика слабому) используется только в позитивном по отношению к Лужкову контексте.

С 5 февраля отношение англоязычных СМИ к Лужкову начинает испытывать колебания в связи с публикацией данных опроса, согласно которым высший рейтинг, оказывается, у Примакова. Этим цифрам СМИ готовы верить с большей охотой, чем предыдущим. В результате Лужков перестает восприниматься как безусловный лидер предстоящих выборов. В негативном контексте вновь возникает эпитет "националист".

Дальнейшее перемещение Лужкова вниз по рейтинговой шкале (на третье место, после Примакова и Зюганова) ослабило внимание к нему иностранной прессы. Этому способствовала и ратификация Советом Федерации договора с Украиной, против которого Лужков упорно, но безуспешно возражал. Однако с 24 февраля 1999 года внимание иностранных СМИ к Лужкову, причем в основном позитивно окрашенное, вновь начинает расти. Связано это уже не столько с данными опросов, сколько с мнением, согласно которому Лужков и Примаков видятся в качестве основных и не противопоставленных друг другу центров власти. Немалый вклад в формирование этого мнения, на наш взгляд, внесла статья Михаила Горбачева "Западу пора увидеть новую Россию" ("Хьюстон Кроникл", 24.02.99).

Горбачев утверждает, что коммунисты не могут победить на грядущих выборах, поскольку у них нет программы. Радикальные же демократы непопулярны. "Поэтому должно быть построено нечто новое. И для этого есть возможность, поскольку то, что делает правительство Евгения Примакова, совпадает с программой, выдвинутой Юрием Лужковым". Далее Горбачев отмечает, что цели "этого дуэта" во многом сходны с позицией Явлинского, и призывает Запад поддержать их альянс, "гарантирующий стабильность и прогресс". Мнение Горбачева в вопросах, связанных с Россией, все еще весомо для западных аналитиков (во всяком случае на уровне СМИ).

В свете нового отношения к Лужкову его активность как политика международного уровня окончательно перестает интерпретироваться в негативном ключе. Его заявление по поводу санкций США против российских учреждений и борьба против ратификации соглашения с Украиной освещаются лишь в нейтрально-информационных материалах. Многие издания (прежде всего "Крисчен Сайнс Монитор") сменили отношение к Лужкову с негативного на позитивное. Очередная публикация результатов опроса (28.02.99), согласно которым Примаков лидирует среди возможных кандидатов в президенты, а Лужков занимает второе место с солидным отрывом, могла бы вновь негативно повлиять на отношение иностранных СМИ к Лужкову, но этого не произошло - благодаря встрече Лужкова с министром иностранных дел Великобритании Робином Куком и последующему заявлению Кука для прессы. Эта встреча резко изменила отношение к Лужкову агентства "Франс Пресс" - с отрицательного на положительное. Окончательно пропали обвинения в "национализме" и "популизме", подтверждено позитивное отношение к позиции Лужкова по поводу необходимости добровольной отставки Ельцина.

Иностранные СМИ с благожелательным вниманием следят за действиями Лужкова, которые интерпретируются как подготовка к его предстоящей президентской кампании. Указанные процессы в иностранных СМИ были прерваны балканской ситуацией и позицией, которую заняла в этой ситуации Россия. С окончательной оценкой этой позиции западные СМИ до сих пор не определились. В частности, проявляя крайнюю осторожность в отношении Лужкова. Из иностранных агентств его визит в Париж подробно освещали лишь наиболее лояльные ему в тот момент "Ассошиейтед Пресс" и "Франс Пресс". Но все их материалы строго информативны и лишены комментариев.

Итак, оценка иностранными СМИ Лужкова, как отмечалось вначале, строго зависит от представления о его президентских перспективах и сегодняшнем влиянии. Это представление складывается из трех составляющих:

1) данных опросов, проводимых ФОМ;

2) мнения "авторитетов" типа Горбачева;

3) готовности западных лидеров сотрудничать с Лужковым.

Последний пункт является определяющим, поскольку представления о силе и власти западные СМИ связывают в первую очередь с западными же лидерами (что естественно).

Материалы в англоязычных СМИ, позитивные по отношению к Юрию Лужкову

Позитивную оценку со стороны иностранных СМИ вызвали:

Личные качества Лужкова. Деловитость, спортивность, энергичность и "могущество", иногда прямо противопоставляемые качествам нынешнего президента.

Высказывания на моральные темы. Замечание Лужкова, что никто, кроме самого Ельцина, не может решить, уходить ли президенту в отставку досрочно (данное высказывание было расценено как высокоэтичное).

Акции. Празднование масленицы с участием Лужкова. Деятельность Лужкова в качестве мэра Москвы. Прежде всего действия против экстремистов и конкретно против РНЕ. Также позитивную оценку вызывает деятельность по установлению внешних экономических связей (в основном в материалах "Балтик Ньюс Сервис"). Позитивно оценивается ситуация в Москве: строительство отелей, поддержка Лужковым столичных музеев, театров, московского ипподрома; планы Лужкова по оснащению таксопарков английскими автомобилями; его усилия по сохранению и развитию бизнеса.

Вообще, чаще всего Лужков позитивно оценивается как эффективный мэр. Его качества как претендента на пост президента в большинстве позитивных материалов привязаны именно к его деятельности на посту мэра.

Деятельность Лужкова как политика международного масштаба расценивается в контексте обстоятельств и результатов встреч Лужкова с Мадлен Олбрайт и Робином Куком, а также в связи с заявлением мэра о недопустимости силового решения этнических проблем.

Положение Лужкова в качестве одного из российских "центров власти" и вероятного кандидата в президенты. С 11.02.1999 наиболее позитивными по отношению к Лужкову можно считать материалы, где он ставится вровень с Примаковым. Все это материалы, трактующие нынешнюю ситуацию в России как потерю Ельциным реальной власти. В этом контексте Лужков и Примаков названы "новыми центрами власти". При этом Лужкова выделяют из числа прочих кандидатов в президенты как политика, наиболее активно требующего отставки Ельцина.

В этом же контексте положительную реакцию иностранных СМИ вызывает идея сотрудничества между Лужковым и Явлинским.

Пролужковская "джинса"

С высокой долей уверенности можно утверждать, что стержнем PR-политики Лужкова является организация потока безоценочных материалов, содержащих объективно-положительную информацию о Лужкове, а также дающих ему нерезкую положительную оценку. Этот поток идет через агентство "Ассошиейтед Пресс". Задача кампании, ведущейся через агентство, как нам представляется, состоит в том, чтобы представить Лужкова в качестве эффективного мэра и при этом основного российского политика международного масштаба - наиболее вероятного победителя на президентских выборах 2000 года.

Отдельные заказные материалы

1. Среди материалов "Ассошиэйтед Пресс" можно выделить один резко положительный (13.01.99, автор - Билл Уайтэйкер). Он посвящен летчице Никки Митчелл, совершившей летом 1998 года полет из Москвы в Сибирь. Сообщается, что полет профинансировал Лужков, "которого многие считают следующим президентом страны". Приведены слова летчицы: "Знаете, с Лужковым у меня есть надежда на будущее России... Он - хороший бизнесмен, и я думаю, он хочет повысить моральный уровень русского народа". Лужков противопоставлен "бандитам" и "бюрократам".

Материал, скорее всего, является заказным, причем изготовленным весьма неудачно. Основная ошибка - избрание в качестве информационного повода события, произошедшего за полгода до публикации, и это несоответствие никак не оправдано содержанием материала.

2. "Гордая Россия на коленях" (материал загружен в сеть 2.02.99, разослан 8.02.99, "Ю. С. Ньюс & Уорлд Рипорт", авторы - Мортимер Б. Цукерман, Кристиан Кэрил). В этом материале в сгущенных тонах подается картина "катастрофы"; подчеркивается, что Москва на этом фоне выглядит благополучно. Основная идея: "популярный и энергичный мэр" Лужков работает на благо Москвы, но ему мешает, с одной стороны, общая российская "катастрофа", а с другой - "паразиты" ("рэкетиры" и "олигархи"). Если этот материал является заказным, то его также следует считать неудачным, ибо он содержит элементы оправдания, несовместимые с имиджем сильного политика и сильного человека.

3. "Московский мэр заявляет о себе в национальном масштабе" (автор - Грегори Кац, "Даллас Морнинг Ньюс", 6.02.99). Лужков как мэр, много сделавший для Москвы и москвичей, противопоставляется всем прочим российским политикам - "ворам" и "негодяям". Лужков назван "популярным", при этом с точки зрения автора, популярность эта обоснованна. Также обоснованны "амбиции" Лужкова и его стремление пораньше начать предвыборную кампанию, поскольку нынешний президент находится при смерти. Политические шаги (создание "Отечества", контакты с регионами России и зарубежными странами) и пропагандистские шаги Лужкова (противопоставление себя недееспособному президенту, планы создания общероссийской газеты) поданы в позитивном ключе: как действия человека, который знает, что делает. Автор согласен, что Лужков как эффективный политик и здоровый человек противоположен президенту, действующему лишь под влиянием "приступов гнева". Он также противопоставляется коммунистам и "пресловутыми реформаторам". Упоминается "авторитарность" Лужкова, но ей дается обоснование: контролирующие действия мэра полезны для Москвы. С другой стороны, приведены слова Александра Бовина о том, что Лужков "не уяснил, куда хочет привести Россию", и некоего астронома Кислова: Лужков "помогает своему собственному городу, но вовсе не помогает нам". Наконец, отмечено, что в Москве, несмотря на обещания Лужкова, растет "могущественная оргпреступность", а "финансовые резервы... снизились". Но эти моменты не меняют общей - положительной - направленности материала. Если материал является заказным, то его можно считать весьма удачным благодаря неоднозначности оценок при общем перевесе позитива.

4. "Жесткий честолюбивый мэр работает над своим имиджем" ("Нью-Йорк Таймс", 23.02.99, автор - Майкл Гордон). Несмотря на не самые позитивные эпитеты в отношении Лужкова ("задиристый мэр", "босс со стальными кулаками"), материал является анализом с позитивных позиций празднования масленицы как первой акции предвыборной кампании. Утверждается, что "новая команда" советует Лужкову сменить представление о себе на Западе с "имперского" на "миловидное". Даются биографические сведения о его семье. Лужков характеризуется как человек, который "едва ли может быть обвинен в лени", "работает долгими часами" и является "широко популярным в Москве". Отмечена его спортивность. Проведено сравнение начавшейся, по мнению автора, кампании с кампанией Джорджа Буша. "Национализм" объявлен лишь частью имиджа для повышения популярности за пределами Москвы, в то время как "необходимость связей с Западом" реально признается, по мнению автора, Лужковым и членами его команды.

С высокой вероятностью материал можно считать заказным, хотя не исключено, что направленность материала (в целом не характерная для данного автора) определялась общей позицией издания на момент публикации.

5. Резко позитивный материал "Российский лидер об овсянке, царях и реальном положении вещей" (интервью Лужкова для "Крисчен Сайнс Монитор", 25.02.99). Вопросы заданы с максимальной благожелательностью, ответы помещены без комментариев. Лужков показан рыночником, чьи реформы внутри Москвы эффективнее, чем реформы Гайдара и Чубайса. Подчеркнуто уважение Лужкова к американцам. Отмечено, что идеи Явлинского близки Лужкову.

Любимое блюдо - "овсяная каша", выражение, переведенное на английский язык словом "porridge" - овсянка (традиционное пуританское блюдо), тоже прибавляет популярности Лужкову в США.

С высокой вероятностью материал можно считать заказным, хотя не исключено, что его направленность определялась общей позицией издания на момент публикации.

Поскольку перечисленные материалы не складываются в единую кампанию (и при этом у нас нет полной уверенности, что их заказчиком выступал Лужков), можно сделать вывод, что PR-политика Лужкова строится на максимальном освещении деятельности мэра и политика международного масштаба, то есть не вокруг специально созданных материалов, но вокруг действий и заявлений самого Лужкова. В этой связи следует отметить важность информационных поводов, а также высказываний не только на политические, но и на общие темы. В частности, позитивные реакции СМИ на высказывание "морального плана" (что никто, кроме Ельцина, не может решить, уходить ли ему в отставку досрочно) и акцию "Масленица" позволяют предположить, что активность в этих направлениях может повысить эффективность PR-политики Лужкова.

Публикации в англоязычных СМИ, негативные по отношению к Юрию Лужкoву

Негативную оценку со стороны иностранных СМИ вызвали:

1. "Национализм" Лужкова, прежде всего выраженный в позиции по отношению к Севастополю и договору с Украиной; "популизм", обвинения в котором часто смыкаются с обвинениями в "национализме"; "авторитарность". Все три обвинения чаще всего выдвигались в материалах "Франс Пресс".

2. Призывы Лужкова к досрочным выборам (негативная оценка выражалась в материалах, которые мы с высокой вероятностью относим к заказным.)

3. "Честолюбие" в контексте утверждения, что Лужков не является прозападным политиком. Этот контекст связан с тревогой многих западных СМИ в связи очевидностью высоких шансов Лужкова на грядущих президентских выборах.

Антилужковская "джинса"

Кампания, направленная против призывов Лужкова к досрочным президентским выборам.

1. В статье Андрея Пионтковского в "Бостон Глоб" (24.12.98) утверждается, что из всех кандидатов в президенты Лужков единственный, кому необходимы досрочные президентские выборы. Поскольку его влияние прямо связано с процветанием Москвы, которое в связи с кризисом близится к концу.

2. Материал Элис Лэгнэдо в "Таймс" (19.01.99) по содержанию совпадает с предыдущим: предполагается, будто экономическое положение Москвы вскоре ухудшится, что повредит репутации Лужкова. Утверждается, что "Лужков борется с временем" и "нуждается в том, чтобы выборы были проведены как можно скорее".

3. Материал Джон Торнхилла в "Файнэншл Таймс" (19.01.99) совпадает с предыдущим не только по содержанию, но и дословно, причем публикуется без ссылки.

4. Анонимный материал в "Говард Ньюс Сервис" (19.01.99) дословно совпадает с предыдущими двумя и также не снабжен ссылкой.

Содержательное совпадение всех четырех текстов и текстуальное совпадение последних трех при отсутствии ссылок и различных именах авторов предполагают практически со стопроцентной вероятностью заказной характер этих материалов. Текст материалов не позволяет указать на конкретного заказчика.

"Джинса" особого типа

Примаков бьет по Ельцину, прикрываясь Лужковым. Приводимые ниже материалы вынесены в отдельную главу, поскольку предполагается, что они составляют единую PR-кампанию в пользу Примакова. На разных этапах эта кампания включала в себя как позитивные, так и негативные по отношению к Лужкову материалы.

1. Объявление Примакова "фактическим правителем" России. Кампания открывается позитивным материалом Фила Ривса ("Индепендент", 11.01.99), где "фактический правитель" Примаков и Лужков, который "кажется действительно сильным для того, чтобы бороться за президентство", противопоставляются "большинству других возможных претендентов на Кремль, которые - несмотря на весь свой визг - не кажутся готовыми к схватке".

2. Объявление Ельцина политическим трупом. На этом этапе образ Примакова уходит в тень. Для противопоставления Ельцину используется фигура Лужкова. Материалы поданы настолько хитро, что принадлежность их к рассматриваемой кампании видна лишь при изучении материалов следующих блоков. Основной лейтмотив материалов: противопоставление "успешного", "популярного" и даже "крутого" (tough-talking) мэра президенту, который "так ничего до сих пор и не сказал по поводу кризиса" (16.01.99, "Нью-Йорк Таймс") и страдает от "приступа немощи" (19.01.99, "Скотсмэн"). Указывается, что Лужков не единственный, кто критикует Ельцина, но что его критика - "самая значительная". Согласно материалам, Лужков выражает общее "раздражение" президентом и требует от него того, что тот "не может дать, - объяснения" (19.01.99, "Гардиан"). Отмечается, что многие бывшие соратники Ельцина "уже покинули корабль" и присоединились к команде Лужкова (16.01.99, "Файнэншл Таймс"). Таким образом, на Лужкова переносится моральный удар, связанный с нападками на больного Ельцина (см. следующий блок).

3. Возложение на Лужкова моральной ответственности за критику в адрес Ельцина. Материал "Премьер России воодушевленно пытается заполнить вакуум наверху" (24.01.99, "Нью-Йорк Таймс", автор - Челестин Болен). Лужкову, поднимающему "громкий шум" вокруг болезни президента, противопоставляется Примаков, который старается делать свое дело. Также Лужков упрекается в "бестактности" по отношению к президенту. Материал перепечатан со ссылкой в "Интернэшнл Геральд Трибюн" (25.01.99) и в "Стар Трибюн" (28.01.99).

К этому материалу примыкает материал "Поездка Ельцина высвечивает его болезненность" (автор - Майкл Гордон, "Нью-Йорк Таймс", 10.02.99; материал повторен в этот же день со ссылкой в "Ст. Петерсбург Таймс" под названием "Критики Ельцина против путешествия"). В целом это текст о том, что президент тяжело болен и не может управлять страной, а реально страной управляет Примаков. Лужков, названный "драчливым мэром", лишь упоминается - в ироничном контексте, противопоставленный не столько Ельцину, сколько "управляющему страной" Примакову. В другом материале М. Гордона ("Нью-Йорк Таймс", 8.02.99) попытки, предпринимаемые, как полагает автор, Лужковым с целью противопоставить свое здоровье и энергию недееспособному Ельцину, также поданы с сарказмом.

4. Присоединение Лужкова к Примакову в качестве второго "центра власти". Не исключено, что этот блок материалов отражал реальное положение дел, что на данном этапе не противоречило основной цели кампании. Материал "Премьер-министр хочет, чтобы Ельцин дослужил до конца срока; Примаков говорит, что до выборов необходимо достичь стабильности" ("Вашингтон Пост", 14.02.99, автор - Дэвид Хоффман) посвящен заседанию Совета по оборонной и внешней политике, где обсуждался документ, призывающий "Ельцина уйти в отставку по состоянию здоровья, что должно сопровождаться досрочными выборами. Документ предлагает Примакову возглавить коалицию, включающую другого главного кандидата в президенты, московского мэра Юрия Лужкова". Сообщается, что Примаков не принял идеи досрочной отставки Ельцина, но это сообщение идет в нейтральном по отношению к Лужкову ключе, что делает материал позитивным. Материал перепечатан со ссылкой в "Дезерт Ньюс", "Бафало Ньюс" и "Геральд Трибюн".

Необходимо обратить внимание на переход целиком в позитивную область упоминаний о призывах Лужкова к Ельцину добровольно уйти в отставку ("Лос Анжелес Таймс", 28.02.99), что, видимо, и было основной целью данного этапа кампании.

5. Тема Косово. Далее в ходе кампании возникает перерыв, а может и "безвременное" завершение, скорее всего, в связи с приближением югославских событий и самими этими событиями. Мы тем не менее предполагаем, что последний материал тоже может относиться к данной кампании.

Остро негативный по отношению к Лужкову материал "Тема Косово в кремлевских интригах" (27.03.99, "Москоу Таймс", автор - Наталья Шуляковская). Материал противопоставляет "набирающего силу" Примакова Лужкову. Последнего Ельцин хочет использовать в соперничестве за власть с Примаковым. Утверждается, что тема Косово поднята российскими политиками (включая Лужкова) из корыстных соображений, связанных с борьбой за власть: "Косово - это лишь еще один элемент уравнивания сил в России". Утверждается, что встреча Ельцина с Лужковым перед его отлетом в Париж "скорее всего... была нацелена не столько на НАТО, сколько на Примакова". Также пересказывается слух о том, что Лужков ищет союза с коммунистами и "Яблоком". Тут же этот слух опровергается словами Е. Диллендорф (пресс-секретаря "Яблока") и А. Андреева (пресс-секретаря КПРФ). Слова последнего звучат оскорбительно для "Отечества" ("Коммунистическая партия слишком большая и серьезная, чтобы искать союза с кем-либо").

Как видим, Примаков въезжал "на белом Гордоне" в сознание западной публики как "реальный" (читай: "единственный", "единственно возможный") правитель России, используя Лужкова в качестве одновременно "щита" и "меча". Сегодня Лужков играет еще и роль "коня" - на этот раз для торжественного въезда непосредственно в Кремль.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационные войны
Контекст
Несколько тезисов о рынке информационных войн
Глеб Павловский
Осенняя кампания-99
Борис Кагарлицкий
Без сабель, стягов и "Ура-а-а!!!"
Андрей Левкин
Среда
"Мы работаем на любого заказчика, если"
Материал подготовили Эдуард Михневский, Екатерина Архангельская
Политические "PR-shciki" вступают в кампанию
Алексей Серов
"Жмейкеры" и "Мordodely" взыскуют правды
Глеб Кузнецов
Найденная метрика
Дмитрий Петров
Мнение
Требуются дипломаты внутренних дел
Игорь Задорин
Перманентная война
Александр Шубин
Практика
Так кому же достается шкурка от кролика?
Елена Мулярова
Красноярская повестка дня
Елена Дьякова
Сильному прощают всe, кроме слабости
Кирилл Якимец
Академия
Народ и рейтинг
Магистр
Невская школа
Станислав Пылев
Интернет
Акула пиара в сетях интернета
Евсей Вайнер
Connected - и свобода вас встретит радостно у входа...
Марина Карнати
Гуманитарные фабрики
Марсиане близко!
Всеволод Бродский
Книжный стенд
Накипь
Алексей Ионов
Были медиа и во второй республике...
Иван Давыдов
Конец моды на черные косынки
Сергей Валентинов
Русскому парламенту - с комплиментами!
Эдуард Михневский
Курьер
Поправки к конституции как возбуждающее средство
Лев Московкин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.