Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/2/mg/0


Невская школа

Здесь учились Парфенов, Рост и Удугов. Захотите ли здесь учиться вы?
Мы продолжаем публиковать материалы о вузах, где учат - или думают, что учат, - специальности public relations.

Петербург стал одним из лидеров России по количеству вузов, где обучают public relations и рекламе

В различных работах, посвященных public relations, родословную этого феномена ведут то от римлян, легитимизировавших PR в девизе "Глас народа - глас Божий", то от Иисуса Христа, называя его талантливым PR-меном. Между тем, как свидетельствует Библия, первым из первых PR-менов был Змей, который "хитрее всех зверей полевых, которых создал господь Бог".

Проявив высокопрофессиональную коммуникативную компетентность, Змей уговорил простодушную Еву отведать плодов с древа познания добра и зла". Эта цитата из книги питерского преподавателя PR Андрея Зверинцева подводит нас к родословной этой специальности в северной столице. Змеем-искусителем абитуриентов в Петербурге стал факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. В начале 90-х PR-мен, рекламист, пресс-секретарь стали супермодными специальностями, и все ломанулись, как это у нас принято, в одну, пускай даже и открытую, дверь. Пытаясь идти в ногу со временем, другие вузы также кинулись обучать коммуникативному менеджменту, консалтингу, связям с общественностью и рекламе. В конце концов Петербург стал лидером по количеству учебных заведений, выпускающих этих специалистов. Если в Германии всего семь таких вузов, в США - около 20, то в России - уже 40. Причем четверть из них расположена в "Северной Венеции"! Специалисты отмечают четыре основных: Санкт-Петербургский государственный университет, Электротехнический университет (бывший ЛЭТИ), Северо-Западная Академия Государственной службы (бывшая ВПШ) и Государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (в народе просто "Бонч"). Они начинали работу в этом направлении практически одновременно и, разделяя четко сегментированный рынок, постоянно сотрудничают друг с другом.

Журфак

Робкие попытки преподавать public relations и рекламу на журфаке начались еще с 1991 года. Как дипломатично выразился один из выпускников, студенты учились вместе с преподавателями, и уровень подготовки зависел от энтузиазма тех и других. Подготовительная работа закончилась в 1997 году, когда на журфаке появилась полноценная кафедра общественных связей и рекламы.

"Для постороннего человека подготовка специалистов по public relations выглядит очень расплывчато и с трудом поддается формализации, - говорит декан факультета журналистики Марина Шишкина. - Совместно с нашими коллегами из трех других вузов, которые готовят этих специалистов, мы договорились о приоритетах. Более очевидная и понятная ниша у нас. У нас уже были отработаны технологические компоненты, связанные с творчеством.

Оставалось обогатить подготовку дисциплинами, без которых работа PR-мена немыслима: коммуникационный менеджмент, маркетинг, психология профессионального общения, управление персоналом. Основной упор мы делаем на подготовку пресс-секретарей, хотя уделяем серьезное внимание и бизнескоммуникации.

Я за наднациональный характер подготовки студентов, которые затем легко интегрируются в мировое информационное пространство. В ЛЭТИ пошли по другому пути. Они берут за основу бизнескоммуникацию - консультирование в экономической сфере. Академия государственной службы хочет готовить PR-менов для госструктур, работы с чиновниками, аппаратом. "Бонч" выпускает специалистов для своей сферы. У них очень сильная техническая база. Но я считаю, что готовить PR-менов нужно в вузах, где гуманитарная база не была бы подсобной. Нам легче идти по этому пути - мы можем заказать любого психолога, социолога, филолога с других факультетов университета. У нас есть специалисты, которые всерьез занимаются политическим консалтингом, психологией профессионального общения, деловым этикетом, международными отношениями. Но, если вы человек более склонный к технике, идите в Университет телекоммуникаций.

А основная проблема сейчас - это то, что спрос на профессионалов в этой сфере очень большой и чуть ли не каждый городской вуз пытается бездумно открыть специальность "Связи с общественностью". Мы, конечно, не против. Однако специалистов по этому делу можно пересчитать по пальцам. И другие вузы просят нас помочь кадрами, литературой, поделиться опытом. Отраслевой принцип подготовки специалистов по бизнескоммуникации и связям с общественностью - это иллюзия. Нельзя выпускать юриста в водном институте, который знает лишь свою сферу. Он должен знать все. Но я уверена, что рынок все расставит по своим местам".

Совместно с коллегами из других вузов журфак выпускает единственный в Северо-Западном регионе журнал подобного профиля "PR Диалог", методические пособия и учебники, входит в Российскую ассоциацию по связям с общественностью, сотрудничает с МГИМО, вузами Европы и США, приглашает специалистов по PR из крупнейших в Петербурге банков, рекламных агентств, пресс-центров городского и областного правительств, Межпарламентской Ассамблеи. На кафедре работает Mass Media Center, который, аккумулируя дополнительные программы, постоянно проводит семинары, конференции, круглые столы.

В этом году на кафедру PR набирают 15 бюджетников (конкурс чуть больше пяти человек на место) и примерно столько же контрактников, которым обучение обойдется в 1200 долларов за год. Второе высшее образование можно получить немного дешевле.

Выпускники факультета участвовали во всех предвыборных кампаниях, в том числе и в других городах России; работают в Национальном институте прессы, в "СПН Гранат" (одно из немногих в городе агентств, которое предлагает услуги в области PR), в крупнейших рекламных агентствах, турфирмах и издательствах.

Психфак

Недостаток теоретических знаний в области политического консалтинга отчасти восполняют спецы психологического факультета СПбГУ. Судить о них можно по итогам их работы. Заведующий кафедрой политической психологии Александр Юрьев в 1995 году вел кампанию НДР в Петербурге. Не избежали плачевных результатов и другие его многочисленные питомцы. Среди выпускников психфака самым успешным имиджмейкером, пожалуй, можно назвать лишь Владимира Большакова. Он помог победить "хозяйственнику без кепки" Владимиру Яковлеву и красноярскому "тигру с рогами" Александру Лебедю. Многие из выпускников психфака остались преподавать в альма-матер, часть читает лекции по политпсихологии и гуманитарным технологиям на кафедрах PR в других вузах. Но даже первокурснику понятно, что никто из них не захочет расстаться со своими секретами за просто так. Поэтому желающим приходится постигать эту сферу во время полевой работы.

Первые

Формально первыми в Петербурге открыли специальность "Связи с общественностью" в Электротехническом университете. Семь лет назад несколько энтузиастов с кафедры иностранных языков ЛЭТИ отправились в Таусоновский университет штата Мэриленд (США). Там они набрались опыта, привезли пособия и собрали puzzle учебной программы. В 1993 году впервые в России специальность "Связи с общественностью" была включена в перечень Госкомитета по высшему образованию и получила официальный статус (022000). В этом году кафедра по связям с общественностью гуманитарного факультета университета уже сделала первый выпуск - 20 человек.

Марка ЛЭТИ пользуется меньшей популярностью в городе, и конкурс в этот вуз немного ниже, чем на журфаке. Каждый год СПбЭУ набирает на PR кафедру до 70 студентов. От 20 до 60% из них - контрактники, которые платят за свое обучение по 1200 долларов за семестр. Правда, если они сдают сессию на "отлично", то освобождаются от платы за следующий семестр. Те, кто попадает в этот цветник (до 90% студентов - девушки), оценивают уровень обучения в альма-матер как весьма средний. К минусам относят бессистемность программы и недостаток практических знаний, как в сфере чистого public relations, так и в области политического консалтинга.

Вместе с тем на кафедре PR в программу обучения входят два обязательных языка (факультативно можно взять еще шведский или испанский) с хорошим уровнем преподавания, неплохо дают базовые знания по рекламе и маркетингу, ведению пресс-конференций и круглых столов, межличностному общению. Кафедра приглашает практикующих спецов из крупнейших банков, социологических служб, из Таусоновского университета. В результате студентам и выпускникам вуза без особых проблем удается получить теплые места в престижных компаниях: они работают по своему профилю в "Procter & Gamble", "Cadberry", Американском культурном центре, Национальном институте прессы, в "СПН Гранат", пейджинговой компании "Неда-пейджинг", в турфирмах и издательствах. Несколько человек остались преподавать "связи с общественностью" в университете.

ВПШ и другие

Северо-Западная Академия государственной службы - правопреемник легендарной Высшей партийной школы (со всеми вытекающими). Наработанные методики позволяют поддерживать на приемлемом уровне в первую очередь обучение юридическим и правовым дисциплинам, политологии, социологии и психологии управления. Год в академии стоит для контрактников 1300 долларов. На курс набирают до 50 человек. Выпускники вуза работают преимущественно в пресс-службах правительства Петербурга и Ленобласти и с удовольствием передают по эстафете свои знания тем, кто еще учится в академии.

Выпускники "Бонча" пока себя еще ничем значительным на поприще PR и рекламы не проявили. Уровень преподавания там оставляет желать лучшего. А вот про Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов стоит сказать особо. Это частное заведение абсолютно всеядно и пытается одновременно готовить юристов, экономистов, актеров, балетмейстеров и с некоторых пор еще PR-менов и адменов. Отношение к СПбГУП в городе неоднозначное. Ректор вуза, профессиональный шоумен Запесоцкий, проводит шумные и крайне дорогие акции по раскрутке своего детища. И довольно успешно завлекает в свои сети богатых клиентов.

Питерских ребят в Университете профсоюзов процентов 10-20, а основной контингент - дети магнатов из Нижневартовска, Нового Уренгоя, Тюмени и других нефтедобывающих районов. Сами студенты говорят, что уровень обучения у них пониже, чем в других профильных учебных заведениях. Но больше всего они возмущены слишком жесткой дисциплиной и немалыми деньгами, которые дерут с них по любому поводу.

PR по-питерски

Как ни странно, но выпускники вышеперечисленных вузов зачастую добиваются сколько-нибудь значимых успехов скорее не благодаря, а вопреки своим альма-матер. То, что в этих учебных заведениях представляют как истину в последней инстанции, иногда таковой не является, а порой вообще не имеет ничего общего с практикой. Общепризнанных авторитетов в области PR и учебника, прочитав который можно сразу стать продвинутым колдуном, в Питере пока нет. Однако обучение PR и рекламе на журфаке СПбГУ все же хромает меньше, чем в других вузах. Внушительная аура этого заведения и связи, которые оно дает, позволяют выпускникам "универа" распускать "пальцы веером" вне зависимости от полученных знаний. Сказываются и давние традиции - на факультете все-таки учились Геннадий Селезнев, Всеволод Богданов, Юрий Рост, Леонид Парфенов, которых в известной степени также можно отнести к мастерам PR-жанра. По странному стечению обстоятельств на заре развития питерского PR на политическую арену вышел еще один питомец журфака - Мовлади Удугов, про которого говорили, что он практически в одиночку выиграл у федералов пропагандистскую войну.

В ЛЭТИ и "Бонч" стоит идти тем, кто хочет вариться в техническом соку. Диплом Академии госслужбы больше всего шансов даст для отстаивания интересов чиновников. В целом же территория public relations сегодня, безусловно, по-прежнему не изучена, технология обучения находится в процессе становления и описывается диалогом из пелевинского "Generation П": "А как духи догадаются, что я сотрудник рекламной сферы? У меня это что - на лбу написано? - Нет, - сказала девушка. - Это на рекламе написано, что она из вашего лба".

Дата публикации: 00:57 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.