Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/2/m/0


Требуются дипломаты внутренних дел

Дискуссионные заметки о "новой" концепции политического консалтинга и PR

Историю российского политического консалтинга и PR с некоторой условностью можно поделить на два этапа, в соответствии с двумя базовыми технологическими подходами (доктринами), доминирующими на каждом из них. Первый - примерно 1989-1994 гг. - характеризовался ориентацией политконсультанта в первую очередь на демонстрацию публике положительных черт своего клиента (пропаганда "хорошего"). Из всех возможных стратегий политических кампаний в основном использовались основанные на процедуре "отбеливания" того или иного политика, облагораживания его имиджа и, таким образом, повышения его популярности среди избирателей. К концу указанного периода эта стратегия уже не давала требуемого эффекта. Избиратель, насмотревшись на нескончаемые ряды самых умных, самых честных и прочих самых-самых, уже переставал верить, что среди политиков вообще есть достойные люди.

Ну что ж. Если нельзя "приподнять" своего - "опусти" чужого. Распространение следующей доминирующей стратегии (1995-1999 гг.) было неизбежно: к чему позитивно представлять своего клиента, если проще поставить под сомнение репутацию конкурента? Зачем соревноваться в повышении доверия, если недоверие для избирателя естественней? Методы пропаганды "от противного" были доведены до совершенства. Началась эпоха компромата и дискредитации. Но и конкуренция компроматов уже исчерпала себя. Чрезмерное количество грязи полностью девальвирует первоначальную эффективность метода.

Время побуждает российскую индустрию политконсалтинга найти новый эффективный подход к решению политических (в узком смысле - электоральных) задач.

Предположим, он будет качественно отличаться от предыдущих. Как бы ни различались уже описанные стратегии, обе они суть две стороны одной медали. Обе ориентированы на войну до победного конца, где победитель может быть только один. У обеих одно поле битвы - сознание (и подсознание) избирателя, уже усеянное политическими трупами и изрытое воронками недоверия, апатии или немотивированного протеста. Необходимо признать, что один из важных вопросов современной российской политики в наиболее заметном ее проявлении - предвыборной борьбе - формулируется так: продолжать оттачивать и совершенствовать способы гарантированного взаимного уничтожения или пробудить у политической элиты и политконсультантов инстинкт самосохранения?

Пора учиться решать задачи не военным способом. Альтернатива войне - переговоры. Альтернатива бескомпромиссности - согласование интересов на основе уступок и шагов навстречу. Альтернатива использованию рядовых граждан и общественного мнения в своих войнах - умение достигать внутриэлитных соглашений. В типичной для наших выборов ситуации "войны всех против всех" представить себе возможных кандидатов в депутаты или мэры за столом переговоров крайне затруднительно. Тем более что за тем же столом должны бы оказаться еще десятки людей, чьи интересы так или иначе затрагиваются выборами: от крупных чиновников и руководителей предприятий до, извините, вполне "конкретных" и "авторитетных" людей.

В такой ситуации политсоветники и "политтехнологи" неизбежно должны научиться создавать полноценные механизмы политического согласия и партнерства. Политикам сделать это несравненно сложнее. Прежние обиды и амбиции затрудняют многим шаги навстречу друг другу. Логично, если переговорный процесс начнут теневые профессионалы - эксперты, аналитики, специалисты по общественным связям, превращаясь из бойцов PR-фронта в дипломатов - дипломатов внутренних дел.

Многим придется переучиваться, поскольку для профессионалов интересы клиента - на первом месте. И уже сегодня эти интересы включают такую категорию, как экономичность политического процесса. А мир дешевле войны. Политконсультанты должны научиться разговаривать и договариваться со всеми участниками предвыборного процесса (в том числе о согласовании и учете интересов, разделе сфер влияния, стиле политического процесса и т. д.), резко сокращая агитационные издержки и риск неудач.

Возможно, работая на поле реальных интересов элитных групп, а не на поле виртуальных субъективных представлений масс, межпартийные "МИДы" создадут новую политическую культуру, на которой вырастет полноценная представительная власть, действительно представляющая интересы, а не квазиидеологии.

Дата публикации: 00:57 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.