Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Информационные войны / Мнение

Требуются дипломаты внутренних дел


Игорь Задорин
начальник отдела изучения общественного мнения Администрации Президента РФ, научный руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН.
Версия для печати
Послать по почте

Дискуссионные заметки о "новой" концепции политического консалтинга и PR

Историю российского политического консалтинга и PR с некоторой условностью можно поделить на два этапа, в соответствии с двумя базовыми технологическими подходами (доктринами), доминирующими на каждом из них. Первый - примерно 1989-1994 гг. - характеризовался ориентацией политконсультанта в первую очередь на демонстрацию публике положительных черт своего клиента (пропаганда "хорошего"). Из всех возможных стратегий политических кампаний в основном использовались основанные на процедуре "отбеливания" того или иного политика, облагораживания его имиджа и, таким образом, повышения его популярности среди избирателей. К концу указанного периода эта стратегия уже не давала требуемого эффекта. Избиратель, насмотревшись на нескончаемые ряды самых умных, самых честных и прочих самых-самых, уже переставал верить, что среди политиков вообще есть достойные люди.

Ну что ж. Если нельзя "приподнять" своего - "опусти" чужого. Распространение следующей доминирующей стратегии (1995-1999 гг.) было неизбежно: к чему позитивно представлять своего клиента, если проще поставить под сомнение репутацию конкурента? Зачем соревноваться в повышении доверия, если недоверие для избирателя естественней? Методы пропаганды "от противного" были доведены до совершенства. Началась эпоха компромата и дискредитации. Но и конкуренция компроматов уже исчерпала себя. Чрезмерное количество грязи полностью девальвирует первоначальную эффективность метода.

Время побуждает российскую индустрию политконсалтинга найти новый эффективный подход к решению политических (в узком смысле - электоральных) задач.

Предположим, он будет качественно отличаться от предыдущих. Как бы ни различались уже описанные стратегии, обе они суть две стороны одной медали. Обе ориентированы на войну до победного конца, где победитель может быть только один. У обеих одно поле битвы - сознание (и подсознание) избирателя, уже усеянное политическими трупами и изрытое воронками недоверия, апатии или немотивированного протеста. Необходимо признать, что один из важных вопросов современной российской политики в наиболее заметном ее проявлении - предвыборной борьбе - формулируется так: продолжать оттачивать и совершенствовать способы гарантированного взаимного уничтожения или пробудить у политической элиты и политконсультантов инстинкт самосохранения?

Пора учиться решать задачи не военным способом. Альтернатива войне - переговоры. Альтернатива бескомпромиссности - согласование интересов на основе уступок и шагов навстречу. Альтернатива использованию рядовых граждан и общественного мнения в своих войнах - умение достигать внутриэлитных соглашений. В типичной для наших выборов ситуации "войны всех против всех" представить себе возможных кандидатов в депутаты или мэры за столом переговоров крайне затруднительно. Тем более что за тем же столом должны бы оказаться еще десятки людей, чьи интересы так или иначе затрагиваются выборами: от крупных чиновников и руководителей предприятий до, извините, вполне "конкретных" и "авторитетных" людей.

В такой ситуации политсоветники и "политтехнологи" неизбежно должны научиться создавать полноценные механизмы политического согласия и партнерства. Политикам сделать это несравненно сложнее. Прежние обиды и амбиции затрудняют многим шаги навстречу друг другу. Логично, если переговорный процесс начнут теневые профессионалы - эксперты, аналитики, специалисты по общественным связям, превращаясь из бойцов PR-фронта в дипломатов - дипломатов внутренних дел.

Многим придется переучиваться, поскольку для профессионалов интересы клиента - на первом месте. И уже сегодня эти интересы включают такую категорию, как экономичность политического процесса. А мир дешевле войны. Политконсультанты должны научиться разговаривать и договариваться со всеми участниками предвыборного процесса (в том числе о согласовании и учете интересов, разделе сфер влияния, стиле политического процесса и т. д.), резко сокращая агитационные издержки и риск неудач.

Возможно, работая на поле реальных интересов элитных групп, а не на поле виртуальных субъективных представлений масс, межпартийные "МИДы" создадут новую политическую культуру, на которой вырастет полноценная представительная власть, действительно представляющая интересы, а не квазиидеологии.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационные войны
Контекст
Несколько тезисов о рынке информационных войн
Глеб Павловский
Осенняя кампания-99
Борис Кагарлицкий
Без сабель, стягов и "Ура-а-а!!!"
Андрей Левкин
Среда
"Мы работаем на любого заказчика, если"
Материал подготовили Эдуард Михневский, Екатерина Архангельская
Политические "PR-shciki" вступают в кампанию
Алексей Серов
"Жмейкеры" и "Мordodely" взыскуют правды
Глеб Кузнецов
Найденная метрика
Дмитрий Петров
Мнение
Требуются дипломаты внутренних дел
Игорь Задорин
Перманентная война
Александр Шубин
Практика
Так кому же достается шкурка от кролика?
Елена Мулярова
Красноярская повестка дня
Елена Дьякова
Сильному прощают всe, кроме слабости
Кирилл Якимец
Академия
Народ и рейтинг
Магистр
Невская школа
Станислав Пылев
Интернет
Акула пиара в сетях интернета
Евсей Вайнер
Connected - и свобода вас встретит радостно у входа...
Марина Карнати
Гуманитарные фабрики
Марсиане близко!
Всеволод Бродский
Книжный стенд
Накипь
Алексей Ионов
Были медиа и во второй республике...
Иван Давыдов
Конец моды на черные косынки
Сергей Валентинов
Русскому парламенту - с комплиментами!
Эдуард Михневский
Курьер
Поправки к конституции как возбуждающее средство
Лев Московкин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.