Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/2/i/0


Акула пиара в сетях интернета

В развитых странах корпоративные сайты представляют собой смесь визитной карточки и рекламного плаката. У нас до сих пор (хотя аудитория Интернета в России, по некоторым данным, приближается к пяти миллионам человек), как показывает практика, особой пользы фирмам, чья деятельность с Интернетом напрямую не связана, реклама в Сети не приносит. Наличие у компании собственного сайта, таким образом, не дает ей особенных дивидендов. Зато - при условии соблюдения ряда формальностей, о которых речь ниже, - свидетельствует о стабильности ее положения.

Однако с сайтов PR-агентств спрос особый. Согласитесь, визитная карточка изготовителя визиток должна сразу убеждать клиента, что он имеет дело с профессионалом. Наметанный глаз если уж не с первого, то со второго взгляда позволяет по ряду признаков безошибочно определить, насколько хорошо люди, владеющие сайтом, разбираются в потребностях потенциальной аудитории. Сегодня аудитория Интернета сравнительно мала, но темпы ее роста обнадеживают: по разным оценкам за последний год она выросла не менее чем в два раза. По самым оптимистичным - в пять. Если эти темпы сохранятся, через 3-4 года Сеть станет более перспективной информационной средой, чем, например, центральные газеты, а чуть позже составит серьезную конкуренцию телевидению. При этом не стоит забывать, что большинство пользователей Интернета отнюдь не "люди с улицы"; это сидящие за компьютерами творцы революции менеджеров, привыкшие к работе с потоками разнородной информации.

В общем, небольшие, но тучные стада потенциальных заказчиков - словно специально придуманная для специалистов по public relations и рекламе целевая аудитория. Надо отдать им должное: многие из них хорошо понимают, что надо бороться за новую среду, и чем раньше начнешь, тем выше шансы на успех. Как иначе объяснить тот факт, что среди довольно незначительного числа профессиональных (то есть имеющих редакцию и финансирование) сетевых СМИ целых два издания посвящено PR?

Первым появился журнал "7 статей". Однако начнем мы с издания совсем молодого - "Public relations в России" http://www.rupr.ru. Ибо при первом же взгляде чувствуется рука профессионала. А при втором выясняется, что за изданием стоит Модест Колеров - человек известный и в Сети, и вне. Ну как же, Колеров - один из отцов-основателей, владелец, а также, говорят, главный идеолог самого популярного среди политических информпроектов сайта "Полит.РУ" http://www.polit.ru. Накопленный опыт дает себя знать и в "рупоре" - так в Сети уже успели окрестить новое издание.

Во-первых, у сайта грамотно подобранное и, главное, собственное доменное имя. Уважающий себя ресурс не может не иметь собственного имени, это сетевая аксиома. Если ресурс такового не имеет, - значит, у хозяев либо нет денег, либо они их жалеют. И то и другое производит неприятное впечатление. Да и сама аббревиатура "rupr" хороша. "RU" - российский домен первого уровня. Для людей, работающих в Сети, две эти буквы стали символом российского продукта (весь русский Интернет называют "зоной РУ"). Ну, а PR не требует пояснений.

Во-вторых, дизайн. И здесь работали профессионалы, что, в общем, не удивительно - у владельцев собственная фирма, давно и успешно разрабатывающая дизайн сайтов.

В-третьих, реклама. Рекламные баннеры-кнопки, ведущие на чужие ресурсы, - деталь хоть и малозначительная, но говорящая сразу о многом. Лучше всего, если на страницу приходится один баннер. Причем баннеры должны принадлежать приличной и уважаемой рекламной сети. Большое количество баннеров или баннеры малоизвестных сетей - признак аутсайдера, не вхожего в приличные дома. И здесь у "Рупора" все в порядке.

Так что нарекания может вызвать только содержание. Сайт примитивен по структуре. Кроме ленты новостей на нем есть только рекламные страницы нескольких PR агентств. При этом складывается впечатление, что на ленту выкладывается буквально все, что попало: интервью с людьми, имеющими хоть какое-то отношение к медиамиру, анонсы событий, комментарии и досужие домыслы авторов. Например, о замене Андрея Левкина на посту "фактического главного редактора "Русского журнала"" (какового тот никогда не занимал) неким персонажем (чего, естественно, не планировалось, ибо Глеб Павловский слагать с себя полномочия не собирается).

При этом некоторые анонсы вынесены в отдельную рубрику, а принцип их отбора крайне неочевиден. Неудивительно, что при всех достоинствах и наличии изрядной рекламной площадки в виде упоминавшегося выше проекта "Полит.РУ" "Рупор" до сих пор не стал популярным и, видимо, не станет. Иное дело - "7 статей" http://www.7st.ru с обширным подзаголовком: "Хитрости public relations, секреты маркетинга, тонкости политики и кое-что о рекламе". Дизайн не плох и не хорош, ну разве что несколько тяжеловат. Если вы не сидите на выделенной линии, а по старинке пользуетесь модемом, может и не загрузиться. Но по крайней мере чувствуется, что делали его профессионалы, хоть и средней руки. А вот баннеров на каждой странице - два, да и крутятся они в одной из многочисленных рекламных сетей "для бедных". А это - плохое начало для людей, которые собираются рассказать "кое-что о рекламе". Путаная структура, изобилие стоящих в один ряд кнопок, ведущих как на внутренние, так и на внешние ресурсы, - все это убеждает опытного пользователя, что перед ним маргиналы, и отвращает его от дальнейшего чтения. А ведь жаль, потому как его содержание - вполне грамотные теоретические статьи. В основном о выборных технологиях. В полном соответствии с требованием времени.

Помимо упомянутых есть несколько сетевых изданий, посвященных рекламе и PR. Но делаются они усилиями одиноких и лишенных финансирования энтузиастов, поэтому даже не стоит перечислять их многообразные недостатки. Это, вообще говоря, рудименты той - еще недавней - эпохи, когда все проекты в Сети делались усилиями героев-одиночек. Заслуги их неоспоримы, вот только время прошло.

Вернемся, однако, к сайтам PR-агентств.

Самая знаменитая из PR-фирм в Интернете - Фонд Эффективной Политики. ФЭП стал одной из первых компаний, инвестирующих довольно серьезные (по меркам русской Cети, конечно) средства в создание и поддержку сетевых информационных проектов. Сейчас их стало столько, что появилась шутка: даже, мол, скоро вместо "Web" в России будут говорить "ФЭП". Но пока не говорят.

Собственно, украшенный логотипами список интернет-проектов, принадлежащих ФЭПу, или тех, в разработке которых Фонд принимал непосредственное участие, и составляют основное содержание главной страницы сайта компании http://www.fep.ru. Список почтенный, не меньше половины из перечисленных там ресурсов - в первых десятках многочисленных рейтингов популярности. Правда, дизайн смущает сочетанием тяжеловесности с незамысловатостью.

Дальше - хуже. Выясняется, что список проектов - основное содержание не только главной страницы, но и сайта в целом. Остальные разделы - "Руководство" (три фамилии и никаких пояснений); стандартный набор сведений об услугах и партнерах; подборка публикаций Фонда, в основном же о Фонде. Самая свежая датирована октябрем (!) 97(!!!) года. Честное слово, на бумаге доводилось читать кое-что и позже. В целом - ощущение заброшенности, которое отчасти развеивает только постоянно растущий список интернет-проектов да публикуемые время от времени заявления руководства. Эти публикации и позволяют иногда привлекать внимание сетевой публики к сайту, общее впечатление от которого никак не вяжется с образом организации, которой принадлежат такие ресурсы, как "Лента" (http://www.lenta.ru), "Вести" (http://www.vesti.ru) и "Русский журнал" (http://www.russ.ru) - старейшее и лучшее из существующих сегодня в Интернете периодических изданий.

Что до остальных... Остальных надо искать специально, скитаясь по каталогам. Где-то на самом дне раздела "Политика" каталога "Rambler" (http://www.rambler.ru) обнаруживается сайт "Никколо М" http://www.nikkolom.ru. Все там очень скромно и серо, хотя технически вполне грамотно, и крайне бедно содержанием. Чуть ли не единственной частью, которая может претендовать на внимание, оказывается книга "Государь", честно выложенная на сайт. Однако Макиавелли, с тех пор как его выпустила питерская "Азбука", продается на каждом углу. А больше привлечь посетителей сайту нечем. Видимо, попытка создать на сайте информационный канал, некогда делалась, и ее следы или руины еще сохранились. Однако на достойную реализацию не хватило то ли сил, то ли времени.

Сайтов PR-компаний вообще меньше, чем можно было предположить. Не имеющий собственного адреса, что само по себе, как уже отмечалось выше, дурной тон, сайт "Confidence Universal Group" http://sites.netscape.net/confidenceug/ сразу же поражает настолько чудовищным сочетанием использованных в оформлении цветов, что дальше читать просто не хочется. Да в общем-то и нечего - все содержание сводится к пяти предложениям, впрочем, весьма пафосным, описывающим набор услуг. Среди прочих - разработка, создание и поддержка интернет-страниц. Эти люди, видимо, как бы это сказать помягче, или очень смелые, или не очень умные. Кстати, из адреса понятно, что сайт лежит на сервере, предоставляющем место под любительские бесплатные странички. По сетевым меркам для уважающей себя компании это стыдно.

Практически то же - на сайте информационного агентства "Спик-Центр" http://www.glasnet.ru/~spic. Дизайн - на уровне любителя, прочитавшего, и то в лучшем случае, популярный учебник по html-кодированию. Содержание в последний раз обновлялось около года назад. Причем раздел с перечнем обновлений громко называется "Новости". Не бедновато ли новостей для информационного агентства? Почти то же - на сайте "Независимого Агентства Социальных Технологий" http://www.glasnet.ru/~nast. Правда, студент, лепивший этот ужас, решил поупражняться и вписал в дизайн несколько сложных программных вставок, утяжеляющих конструкцию. Плюс использовал технологию фреймов, года два уже как вышедшую из моды. Благодаря этим вставкам две трети потенциальных посетителей просто не смогут увидеть страницы, что делает содержание вещью второстепенной. Впрочем, оно тоже вполне антикварное. Лучом света в этом тусклом царстве выглядит сайт группы развития общественных связей "Михайлов и Партнеры" http://www.mikh-partn.ru. Вполне профессиональный, хотя и простой, дизайн. Понятная структура. Стремление к интерактивности (дискуссионная страница сервера находится в разработке, но, будем надеяться, вот-вот запустится). Доходчивость содержания. Все это выгодно выделяет ресурс из ряда слабосильных коллег. Однако и тут - что ж это за беда такая - проблема с обновлением. Господин Михайлов! Господа Партнеры! Вы же ведете массу проектов. Участвуете в важных конференциях и презентациях. Это все что - страшная тайна? Или вы полагаете, что нам не интересно?

Есть еще несколько сайтов агентств. Но об их содержании говорить трудно, ибо оно умещается на одной страничке и больше напоминает не интернет-проект, а "презентацию", вроде тех, что делаются на домашнем PC при наличии не очень старой версии "Microsoft Office". Итак, тенденция налицо. За редким исключением, фирмы игнорируют Интернет. Трудно сказать, что это - недосмотр или принципиальная позиция. Впрочем, в любом случае даже сегодня не иметь сайта вообще лучше, чем иметь плохой. Еще удача, если такого ресурса никто не замечает (только непонятно, зачем он вообще нужен). А вот если сайт попадется-таки на глаза кому-то из злоязычных и влиятельных в Сети обозревателей, репутация фирмы в глазах сетевого сообщества изрядно пошатнется. Из чего вытекает простой совет для тех, кто решил обзаводиться "интернет-представительствами", с прицелом ли на будущее или повинуясь моде: не жалейте денег на нужное дело. И не думайте, что, будучи профессионалами в области PR, вы сами сможете "нарисовать визитную карточку" лучше тех, кто занимается этим уже несколько лет. Тем более что услуги профессионалов на не избалованном инвестициями интернет - рынке пока не дороги.

Дата публикации: 00:57 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.