Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Информационные войны / Книжный стенд

Накипь


Алексей Ионов
Версия для печати
Послать по почте


Эти книги находятся на гребне даже не одной, а сразу двух волн моды. С одной стороны, в прямой пропорции с ростом престижа образования и в обратной - с осознанием массами необходимости тратить время и деньги на его получение, книжные прилавки завалили учебники и краткие курсы всех практически наук. От прикладной магии до высшей математики. С другой - после выборов 1996 года избирательные технологии и техники манипуляции общественным мнением превратились в своеобразный фетиш; а уж о деньгах, которые крутятся в этой сфере, ходят рассказы, достойные лучшего из имиджмейкеров - самого барона Мюнхгаузена.

И странно было бы, если б в продаже не появились популярные учебники политических технологий. Они и появились. Самый старый из обнаруженных уже может, пожалуй, претендовать на звание библиографической редкости. "Самый короткий путь к власти. Технология выборов" (каково название?) - Таганрог, 1995, коллектив авторов.

Те, кто не умеет снимать сливки, стремятся разжиться хотя бы за счет накипи. Сливки, конечно, дороже, но и торговля отходами кухни может принести свой скромный барыш. Самый короткий путь к власти вообще-то занимает целых 256 страниц, но - крупной печатью и с большими интервалами, в расчете на вкус потенциального потребителя.

Начинают авторы с главного - с денег. Но, как ни странно, способов честного отъема денег у населения перечислено куда меньше четырехсот бендеровских. И все какие-то уж больно незамысловатые. Не указан, кстати, и более всего удавшийся авторам: издание книг о выборных технологиях. В разделе "Российские особенности" сообщается: "Прошедшие выборы опровергли непреложную для Запада аксиому о том, что "чем больше средств у партии, тем больше у нее шансов на хороший результат на выборах". К хорошим деньгам необходимы еще и хорошие мозги плюс хорошие руки". Здесь вам, дескать, не "город желтого дьявола", где все продается и все покупается.

Ошарашив читателя свежестью мышления, авторы пространно объясняют, к чему стоит хорошие руки прикладывать. Сперва - изучить народные песни региона, где проходит избирательная операция. Затем - выяснить, кто же у нас соперники. Потом - познать самого себя (на это несложное дело отведено две страницы). Еще - заручиться поддержкой семьи (своей, своей, не пугайтесь). Понятное дело - выяснить, где обычно собирается побольше народу ("рынки, торговые центры, станции метро, остановки автобуса"). И наконец - действовать, действовать, действовать.

Прежде всего доказать народу, что ты - "отличный парень". Для этого нужно составить программу, тезисы которой примерно совпали бы с содержанием вкладышей жевательной резинки "Love is...". Плюс говорить как можно больше, но как можно проще. О сопернике сообщать: "Он - негативный для публики персонаж". А о себе: "Я, как и вы, вышел из самых низов". Авторы честны. Неизбежной победы они не обещают, скромно оговариваясь: "У настоящих серьезных политиков выборные кампании продолжаются всю их политическую жизнь". Мол, пилите, Шура, пилите.

Ничего, правда, не говорится о том, что кандидата, решившего двинуть по самому короткому пути к власти, электорат очень скоро начнет избивать на рынках, в торговых центрах и станциях метро. Но это - описанный в книге прием "умалчивания", общий для выборных кампаний. Как и для рекламных - по продаже литературы определенного сорта, например.

Впрочем, таганрогская книжка - провинциальный антиквариат. Но имеются и вполне свежие столичные образцы того же уровня. Вот, например, книга Ю. Любашевского, С. Гармаева и А. Щербакова "Долгосрочные избирательные программы" (М., 1998). Чуть ли не на первой странице читателю сообщают, что если он собирается в 1999 году в Думу, то он, скорее всего, уже опоздал. Но ничего, можно попробовать в следующий раз. Дальше - а вот дальше отягощенные многими титулами авторы, нагромождая один на другой англицизмы и наспех вводя не меньше десятка аббревиатур, многое обещают, но ничего нового не сообщают. Так что перед нами даже не учебник, а что-то вроде неудачного рекламного буклета.

А вот книги, явно претендующие на статус учебного пособия: "Формирование имиджа политика в России" Автандила Цуладзе и "Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста" М. Кузнецова и И. Цыркунова. Обе - Москва, 1999. Цуладзе берется за дело с размахом. Целая глава посвящена загадочной русской душе, в которой со ссылками на Лебона и Мамардашвили доказывается, что Россия - страна многонациональная. Вообще, книга изобилует цитатами из самых разных источников, таблицами и данными исследований. Чтобы упростить чтение, в текст вставлены истории о Ходже Насреддине. Тот же прием использовали, кстати, авторы "Самого короткого пути к власти", только там текст разбавлялся скучными и старыми американскими анекдотами.

Обилие источников, а также благожелательные отзывы, приведенные на последней странице обложки, свидетельствуют, что книга скорее всего является переработкой диссертации. Вот только слишком много работы было проделано впустую. Выводы, к которым приходит почтенный и начитанный автор, настолько банальны, что известны не то что специалистам, а всякому вдумчивому читателю газет: имидж в России важнее программы; политики делятся на радикалов и консерваторов; у каждой позиции есть свои плюсы и минусы. Свои плюсы надо выпячивать, чужие минусы - критиковать. Но - аргументированно (список видов критики, позаимствованный из третьесортного учебника логики, и верно, умиляет). Автор, правда, забыл добавить, что воровать нехорошо и нельзя объять необъятного. Зато особо подчеркнул, что очки, например, не всякому идут.

Авторы же книги для журналистов, в отличие от Цуладзе, с самого начала заявляют: "Мы старались избегать умных слов". Через страницу становится понятно почему. Журналист, руководствующийся этой книгой, должен начать работу с набора вопросов, напоминающих диковатую пародию на Кантову "Критику чистого разума": "Зачем я? Кто я? Во что верую? Что могу? Что делаю? Кто вокруг?" Очевидно, что похмельный синдром для существа, озабоченного такими вопросами, самое привычное состояние. Наиболее рафинированные субъекты заканчивают подобное утреннее исследование вопросом: "Как нам обустроить Россию?", который авторы, кстати, упустили из виду. Популярны также "Что делать?" и "Кто виноват?".

Дальше следует стандартный набор приемов, которые рекомендует использовать при взятии интервью любой американский учебник. Однако перед нами не банальный перевод, а оригинальная авторская разработка. Потому что поясняется суть приемов совершенно по-особому. Вот как авторы дают понять, что такое, например, рефрейминг: "Что-то ты, батенька, расти стал". - "Куда там, это ты стоптался". Вот, собственно, и весь прием.

Впрочем, пример не характерный. В массе своей приемы иллюстрируются неизвестно откуда позаимствованными восточными притчами. Ну да, ведь доказал же Цуладзе (ссылкой на Бердяева), что Россия - страна по преимуществу восточная. В знак солидарности с Цуладзе на сто пятой странице нас ждет Ходжа Насреддин.

Кстати, любителям символики и отчасти даже оккультизма доступна книга Д. Мисюрова "Политика и символы" (М., 1999). Нет, автор отнюдь не претендует на знание предвыборных тайн. Он не поучает. Но систематично описывает все, что видит. Даже пишет о синтактике и семантике политической символики как знаковой системы, приводит мудреные формулы из теории вероятностей, по которым подсчитывается количество возможных сочетаний символов в разных системах. Жаль только, что тезис, из которого он исходит, - что политическая символика существует в качестве замкнутой системы знаков, очень трудно доказать. Мисюров, впрочем, и не пытается. Более того, нигде даже не описывает специфики предмета, что сильно снижает качество работы. Ну а насчет авторского предупреждения, что - де в изложении отсутствует дидактика, - это лукавство. Книгу открывает цитата аж из Наполеона: "С помощью этих побрякушек можно управлять людьми".

Откровенно говоря, не удивляет ни обилие, ни качество такого рода пособий и исследований. Между прочим, в иных крупных книжных лавках вам предложат десяток-другой наименований. Вот только ничего нового вы из этих книг скорее всего не почерпнете. Но странно, повторюсь, не это. А то, что при наличии такого (и почти только такого) рода учебников факты доказывают, что в России существуют грамотные специалисты по политическому консалтингу. Что выборы, как справедливо отмечали авторы одной из описанных книг, вот уже лет шесть как не проводятся без применения политических технологий. И технологии работают, а значит, применяют их грамотно. Откуда же берут их те, кто применяет? Не иначе, передают знания из уст в уста, как шаманы.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационные войны
Контекст
Несколько тезисов о рынке информационных войн
Глеб Павловский
Осенняя кампания-99
Борис Кагарлицкий
Без сабель, стягов и "Ура-а-а!!!"
Андрей Левкин
Среда
"Мы работаем на любого заказчика, если"
Материал подготовили Эдуард Михневский, Екатерина Архангельская
Политические "PR-shciki" вступают в кампанию
Алексей Серов
"Жмейкеры" и "Мordodely" взыскуют правды
Глеб Кузнецов
Найденная метрика
Дмитрий Петров
Мнение
Требуются дипломаты внутренних дел
Игорь Задорин
Перманентная война
Александр Шубин
Практика
Так кому же достается шкурка от кролика?
Елена Мулярова
Красноярская повестка дня
Елена Дьякова
Сильному прощают всe, кроме слабости
Кирилл Якимец
Академия
Народ и рейтинг
Магистр
Невская школа
Станислав Пылев
Интернет
Акула пиара в сетях интернета
Евсей Вайнер
Connected - и свобода вас встретит радостно у входа...
Марина Карнати
Гуманитарные фабрики
Марсиане близко!
Всеволод Бродский
Книжный стенд
Накипь
Алексей Ионов
Были медиа и во второй республике...
Иван Давыдов
Конец моды на черные косынки
Сергей Валентинов
Русскому парламенту - с комплиментами!
Эдуард Михневский
Курьер
Поправки к конституции как возбуждающее средство
Лев Московкин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.