Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/2/0/0


Несколько тезисов о рынке информационных войн

Политическая жизнь в современной России лишена собственной (автономной) внутренней организации. Воздействие организованных сил (партии, проф- и другие корпорации) на политический процесс минимально, им можно пренебречь. И оттого политический процесс выглядит как смена одной политической "моды" другой. Смена же политических "мод" сопровождается кадровыми переменами во власти, имеющими только два источника: решения президента и выборы, местные и федеральные. Выборы - одна из массовых привычек, они превратились в популярный вид политического спорта. Сменой "мод" (системы взглядов и оценок в элитах) управляют центральные СМИ, как особый тип материально заинтересованного политического субъекта-посредника.

Аудиторный успех для центральных российских СМИ пренебрежимо мало значим в сравнении со способностью конвертации медийного ресурса давления на власть - в ту или иную валюту.

Вопреки обычным мнениям, СМИ ведут себя вполне рыночным образом, поскольку их реальный рынок не там, где его обычно ищут, - это не рынки рекламы и сбыта печатной продукции, а рынок степени влиятельности в околовластных кругах ("политические деньги", или "деньги влияния"). Отсюда рентабельность медиабизнеса измеряется рентабельностью продажи собственником своего ресурса медийного давления на власть - обычно самой же власти (шантаж) либо претендующей на власть оппозиционной группировке ( "верхушечный переворот"). СМИ как политический посредник материально заинтересованы в максимизации политических рисков (выше риск - выше норма прибыли на рынке "политических денег", или "денег влияния"). Их задача не обслуживать коммуникацию политических сил, а наоборот - запутывать, дезинформировать и держать ситуацию в искусственно взвинченном, стрессовом состоянии неопределенности.

Последнее также объясняется не зловредностью собственников СМИ или журналистов, а простыми рыночными мотивами. Технические способности СМИ к этому чрезвычайно велики, особенно при фактическом отсутствии конкуренции со стороны организованных политических, государственных или общественных сил. Можно говорить о "технике информационного доминирования" - организованном подавлении ограниченных возможностей иных субъектов политического процесса путем массированных информационных обстрелов. В результате потребитель информации (независимо от его социального статуса) получает лишь те ее фрагменты, которые хотят донести до него заказчики медиакампаний. Таким образом, применение тактики информационного доминирования решает задачи доминирования политического.

Попытки СМИ взять под контроль кадровые решения президента и отстроить механизм управления ими (1996-1999 гг., пик - осень 1997 года) провалились к лету 1999. Уровень интеллектуального обслуживания политики, даже больших операций, определяется уровнем газетных комментариев и крайне примитивен. С тех пор влияние СМИ на политику (читай - политический "медиабизнес") полностью зависит от давления на результаты избирательной кампании. Влияние СМИ на ход и результаты избирательной кампании равняется способности СМИ: задать рамочные ограничения сцены кампании ("сценарии в широком смысле слова"), выгодные для одной из сторон; скорректировать предварительный список фаворитов ("номенклатуру выборов"), выведя за его рамки опасные или лишние фигуры; создать - средствами ньюсмейкинга, а также средствами скрытой пропаганды - информационный ажиотаж вокруг предпочтительных кандидатов.

Ставка основных штабов оппозиции (и ставка элиты СМИ - комсостава информационных войн) делается на этот - второй канал влияния; прежде всего на президентские выборы, понимаемые как "революция сверху" (за последние 15 лет никакой другой модели смены власти заявлено не было!).

Однако следует помнить, что "информационный посредник" отчитывается перед своей теневой клиентурой только двумя показателями: либо постановлениями исполнительной власти, либо признанными в законном порядке результатами выборов. Когда власть не поддается шантажу и не дает давить на своих представителей - информационный шантаж захлебывается.

Дата публикации: 01:49 | 11.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.