Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Информационные войны / Контекст

Несколько тезисов о рынке информационных войн


Глеб Павловский
В 1994 г. известность получила подготовленная по его заказу аналитическая разработка сценария антипрезидентского заговора - "Версия N 1". Директор Фонда эффективной политики, публицист, издатель и главный редактор журналов "Век XX и мир", "Пушкин", "Русский журнал"
Версия для печати
Послать по почте

Политическая жизнь в современной России лишена собственной (автономной) внутренней организации. Воздействие организованных сил (партии, проф- и другие корпорации) на политический процесс минимально, им можно пренебречь. И оттого политический процесс выглядит как смена одной политической "моды" другой. Смена же политических "мод" сопровождается кадровыми переменами во власти, имеющими только два источника: решения президента и выборы, местные и федеральные. Выборы - одна из массовых привычек, они превратились в популярный вид политического спорта. Сменой "мод" (системы взглядов и оценок в элитах) управляют центральные СМИ, как особый тип материально заинтересованного политического субъекта-посредника.

Аудиторный успех для центральных российских СМИ пренебрежимо мало значим в сравнении со способностью конвертации медийного ресурса давления на власть - в ту или иную валюту.

Вопреки обычным мнениям, СМИ ведут себя вполне рыночным образом, поскольку их реальный рынок не там, где его обычно ищут, - это не рынки рекламы и сбыта печатной продукции, а рынок степени влиятельности в околовластных кругах ("политические деньги", или "деньги влияния"). Отсюда рентабельность медиабизнеса измеряется рентабельностью продажи собственником своего ресурса медийного давления на власть - обычно самой же власти (шантаж) либо претендующей на власть оппозиционной группировке ( "верхушечный переворот"). СМИ как политический посредник материально заинтересованы в максимизации политических рисков (выше риск - выше норма прибыли на рынке "политических денег", или "денег влияния"). Их задача не обслуживать коммуникацию политических сил, а наоборот - запутывать, дезинформировать и держать ситуацию в искусственно взвинченном, стрессовом состоянии неопределенности.

Последнее также объясняется не зловредностью собственников СМИ или журналистов, а простыми рыночными мотивами. Технические способности СМИ к этому чрезвычайно велики, особенно при фактическом отсутствии конкуренции со стороны организованных политических, государственных или общественных сил. Можно говорить о "технике информационного доминирования" - организованном подавлении ограниченных возможностей иных субъектов политического процесса путем массированных информационных обстрелов. В результате потребитель информации (независимо от его социального статуса) получает лишь те ее фрагменты, которые хотят донести до него заказчики медиакампаний. Таким образом, применение тактики информационного доминирования решает задачи доминирования политического.

Попытки СМИ взять под контроль кадровые решения президента и отстроить механизм управления ими (1996-1999 гг., пик - осень 1997 года) провалились к лету 1999. Уровень интеллектуального обслуживания политики, даже больших операций, определяется уровнем газетных комментариев и крайне примитивен. С тех пор влияние СМИ на политику (читай - политический "медиабизнес") полностью зависит от давления на результаты избирательной кампании. Влияние СМИ на ход и результаты избирательной кампании равняется способности СМИ: задать рамочные ограничения сцены кампании ("сценарии в широком смысле слова"), выгодные для одной из сторон; скорректировать предварительный список фаворитов ("номенклатуру выборов"), выведя за его рамки опасные или лишние фигуры; создать - средствами ньюсмейкинга, а также средствами скрытой пропаганды - информационный ажиотаж вокруг предпочтительных кандидатов.

Ставка основных штабов оппозиции (и ставка элиты СМИ - комсостава информационных войн) делается на этот - второй канал влияния; прежде всего на президентские выборы, понимаемые как "революция сверху" (за последние 15 лет никакой другой модели смены власти заявлено не было!).

Однако следует помнить, что "информационный посредник" отчитывается перед своей теневой клиентурой только двумя показателями: либо постановлениями исполнительной власти, либо признанными в законном порядке результатами выборов. Когда власть не поддается шантажу и не дает давить на своих представителей - информационный шантаж захлебывается.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационные войны
Контекст
Несколько тезисов о рынке информационных войн
Глеб Павловский
Осенняя кампания-99
Борис Кагарлицкий
Без сабель, стягов и "Ура-а-а!!!"
Андрей Левкин
Среда
"Мы работаем на любого заказчика, если"
Материал подготовили Эдуард Михневский, Екатерина Архангельская
Политические "PR-shciki" вступают в кампанию
Алексей Серов
"Жмейкеры" и "Мordodely" взыскуют правды
Глеб Кузнецов
Найденная метрика
Дмитрий Петров
Мнение
Требуются дипломаты внутренних дел
Игорь Задорин
Перманентная война
Александр Шубин
Практика
Так кому же достается шкурка от кролика?
Елена Мулярова
Красноярская повестка дня
Елена Дьякова
Сильному прощают всe, кроме слабости
Кирилл Якимец
Академия
Народ и рейтинг
Магистр
Невская школа
Станислав Пылев
Интернет
Акула пиара в сетях интернета
Евсей Вайнер
Connected - и свобода вас встретит радостно у входа...
Марина Карнати
Гуманитарные фабрики
Марсиане близко!
Всеволод Бродский
Книжный стенд
Накипь
Алексей Ионов
Были медиа и во второй республике...
Иван Давыдов
Конец моды на черные косынки
Сергей Валентинов
Русскому парламенту - с комплиментами!
Эдуард Михневский
Курьер
Поправки к конституции как возбуждающее средство
Лев Московкин


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.