Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Закажите на сайте http://www.teplopromproekt.ru/ электрооборудование печей сопротивления.



soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Гуманитарные фабрики

"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино


Версия для печати
Послать по почте


Вряд ли кто-нибудь всерьез удивится, если вдруг (опять?) окажется, что мир вовсе не таков, как нам представляется. Похоже, большинство людей, смотрящих телевизор, к этому вполне готово. Тем более что тема навязывания и внедрения в сознание тех или иных картин мира уже перестала быть дискуссионной и стала общим местом.

 

Настолько общим, что многим уже интересны не столько медиа как таковые, сколько те, кто делает медиа, - люди, в чьи профессиональные обязанности входит работа с сознанием читателя, телезрителя, радиослушателя - массового потребителя информации.

Ведь именно от них порой зависят репутации звезд и предпринимателей, курсы валют, прочность правительств, объявления войн и в конечном счете - благосостояние и поведение сотен тысяч людей, которых принято называть "простыми".

Помните, как после нескольких публикаций в канун президентских выборов 1996 года на провинциальных рынках выстроились очереди за крупами и сушками? Помните, как, приняв трансляцию радиопостановки "Война миров" за репортаж с места событий, тысячи американцев бросились прочь из домов и городов, спасаясь от нашествия марсиан?

Вот что могут делать и делают с людьми журналисты.

Люди же мало что могут сделать с журналистами. Разве что оценить их работу и их самих...

И вот тут многие, возможно, удивятся. Ибо узнают, что в оценке работы слуг "четвертой власти" потребителем информации качество статей играет одну из последних ролей. А вот сложившийся в сознании читателя образ журналиста - одну из первых.

В свою очередь, образ журналиста у каждого складывается по-разному. Его формируют СМИ, общение с сослуживцами ("...ну, совсем заврались, ничего читать нельзя: только секс и чернуха..."), публичные отзывы о журналистах политиков и бизнесменов ("шакалы пера", "разбойники", "дьяволы ротационных машин") и так далее...

Самое же любопытное в том, что эти мнения и отзывы возникли не столько из прямого личного опыта, сколько явились из виртуального мира - синематографа.

Понятно, что кино, как никакой другой вид искусства, имеет дело с построением иной реальности. А киношная инореальность обычно легко вытесняет из человеческого сознания реальность вот эту, которую принято считать настоящей. То есть, создавая тот или иной образ журналиста на экране, режиссер производит хитрую манипуляцию с манипулятором, говоря по-научному, - выводит симулякр в симулякруме, или, по-простому, - масло масляное. Что, впрочем, не мешает нам эту красивую иллюзию потреблять.

Журналистам повезло. Кино показывало их публике часто и много, создавая особый профессиональный мир - таинственный и показушный, циничный и романтический, благородный и преступный...

Одной из первых кинолент о жителе этого мира был фильм "Зарабатывая на жизнь" Чарли Чаплина 1914 года, где основы профессии репортера подаются как откровенно мошеннические. Чаплинский герой-пройдоха похищает фотоснимки аварии и мчится в редакцию, желая заполучить деньги за экстренную информацию. Таким образом, репортер воспринимается исключительно как алчный и непорядочный поставщик сомнительного рода сенсаций.

С тех пор пошло-поехало.

Тот же тип ловкача-репортера задействован в "Римских каникулах" (1953), где Грегори Пек вынужден выбирать между желанием заработать на сенсации и человеческими чувствами. Чувства, не без помощи Одри Хепберн, побеждают. А если бы Одри была не Одри, а просто так - принцесска, посетившая Рим, о придуманных похождениях которой нужно сделать сенсационный материал?

В "Сладкой жизни" (1959) Феллини (кстати, имя одного из персонажей этой картины дало прозвище цеху беспринципных репортеров - "папарацци") беспринципный персонаж в исполнении Мастрояни, утомленный уже, кажется, всем, даже своей беспринципностью, сомнамбулически передвигается от события к событию, от женщины к женщине, не забывая при этом добывать необходимую информацию.

Разочарование, постигшее героя Джека Николсона из фильма "Профессия репортер" (Антониони), переворачивает всю его жизнь. Он меняет профессию, документы, привычки. Впрочем, себя уже изменить невозможно: "желание все знать" преследует его и под другим именем.

Но то были мелкие репортеры, а вот существо высшего порядка, профессиональный макроманипулятор гражданин Кейн из одноименного фильма Орсона Уэлса. Этот самый "гражданин" проделывает нелегкий путь от рядового журналиста до крупнейшего газетного магната-интригана и обратно по нисходящей. Причем прообразом Кейна послужил реально существовавший знаменитый американский пресс-магнат Херст, чьи информационные игры спровоцировали в свое время американо-испанскую войну с последующей оккупацией США Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико.

Но западный кинематограф являет миру и другой образ журналиста - не бессовестного ренегата-репортера, не жестокого медиа-барона, но истового борца с несправедливостью. Так, "Вся президентская рать" Алана Пакулы повествует о честных, бескомпромиссных журналистах, раскручивающих маховик уотергейтского скандала.

Или "Три дня Кондора" (1975) Сидни Поллака, где журналист, походя разоблачая преступные действия ЦРУ, старается на благо всего сущего и себя самого. В обоих случаях на стороне справедливости выступает благородный Роберт Рэтфорд.

В более приближенном к современности "Годе оружия" бесстрашная американская журналистка (Шэрон Стоун) сражается с "красными бригадами" в Италии, а Сигурни Уивер и Мел Гибсон ("Год опасной жизни") становятся отнюдь не безмолвными свидетелями революционных событий в Индонезии. Да вспомним "Эль Сальвадор" в конце концов!..

Кроме политических детективов случались в кинематографе и узкопрофессиональные картины. "Телесеть" и "Газета" демонстрируют нелицеприятную изнанку безжалостных американских масс-медиа. Однако и художественное качество этих фильмов еще менее привлекательно, чем эта изнанка.

Интересно, что в западном кино журналист - это, как правило, именно репортер: ловец сенсаций, герой расследований, не брезгующий для разоблачения "грязных махинаций" никакими "грязными" методами. Это, возможно, определено общей динамикой сюжета - сюжета западной жизни. Вспомните, как Депардье носится на спортивной машине и крушит кулаком правых и виноватых, чтобы успеть сделать и сдать в газету свой материал.

Сюжет российско-советского бытия развивался куда как медленнее, что, естественно, отразилось и в отечественном кинематографе, где бытовал образ журналиста, склонного к неспешному размышлению и вдумчивому анализу видов на урожай или недочетов в работе райисполкома.

Первая советская кинолента, частично посвященная данной тематике, - фрагментарно сохранившийся фильм "Журналистка, или Ваша знакомая" (1928) Льва Кулешова. После него по экранам ровным строем пошли шаблонные журналисты, преимущественно примерные советские граждане, исключительно радевшие за советский народ и социалистическую собственность.

Отдельная история - наши фильмы про Великую Отечественную, где журналисты с ""Лейкой" и блокнотом, а то и с пулеметом" заслуженно преподносятся в качестве не то что героев, но самоотверженных тружеников "фронтовых дорог". Помните девушку-корреспондента из знаменитого "Небесного тихохода", которая нашла не только сюжет, принесший ей успех, но и любовь заслуженного аса?

В целом положительный образ советского журналиста эксплуатируется и дальше. Лишь иногда работнику пишущей машинки положено посомневаться, и то эти сомнения чисты и невинны, как слезы младенца. Так, в фильме Сергея Герасимова "Журналист" главный герой, помотавшийся по заграницам и многое повидавший, возвращается в СССР, где многое его раздражает и удивляет. Но и он обретает истинное счастье и покой где-то в советской глубинке.

В перестройку начался полнейший кинобеспредел с "журналистами-правдолюбцами" a la Александр Невзоров. Надо ли объяснять, что эти, с позволения сказать, фильмы были отвратительного качества и с криминальным сюжетом. Кто сегодня сможет оценить их вклад в криминализацию сознания и деградацию вкуса некоторых соотечественников?

Постперестроечный кинематограф подарил нам новый образ продажного журналиста, что уже в общем никого не удивило и даже не позабавило.

В настоящий момент кинематографисты, кажется, окончательно определились с образом журналиста как подонка, беспринципного продажного писаки, а то и просто преступника, готового ради удачного репортажа окончательно потерять человеческий облик.

Сегодняшних журналистов, обитающих в кинофильмах, можно условно раскидать по виртуальным категориям.

Журналюги-репортеры, промышляющие криминальными новостями. Телерепортер из "Прирожденных убийц" получает не мало удовольствия, смакуя кровавые подробности из жизни серийных убийц - Микки и Мелори. Впрочем, фильм Стоуна в целом посвящен масс-медиа как чуть ли не главному виновнику творимого в мире насилия.

Редактор скандальных таблоидов (Денни Де Вито, "Секреты Лос-Анджелеса") водит дружбу с гангстерами и нечистыми на руку представителями закона. Но многие знания приносят неминуемую печаль, и в итоге его безжалостно умерщвляют. В "Безумном городе" захваченный в заложники репортер (Дастин Хоффман) вместо того, чтобы как-то разрешить конфликт, усугубляет его - естественно, для повышения рейтинга своей передачи.

Амбициозные дамочки, не брезгующие ничем ради успешной карьеры. Героиня "Криков", телерепортер (Кортни Кокс), бесцеремонно влезает в личную жизнь запуганных жуткими убийствами подростков. Другая женщина-вамп и по совместительству телезвезда (Николь Кидман, "Умереть во имя") устраняет все препятствия, возникающие на ее пути к успеху, в том числе и надоевшего мужа. И если первая в итоге отделывается тяжелым испугом, то второй приходится расстаться не только с непомерными амбициями, но и с жизнью.

Вымирающий вид журналистов - посторонних наблюдателей - представлен в "Китайской шкатулке".

Пред очами постепенно угасающего англичанина (Джереми Айронс) проходят последние дни независимого Гонконга. Гонконг отходит к Китаю - миссия выполнена, удовлетворенный журналист умирает.

Придурковатые спортивные журналисты.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Великая Афродита". После ознакомления с данными произведениями становится очевидно, что нет больших идиотов на свете, чем спортивные журналисты. Они либо сумасшедшие наркоманы (Джонни Депп), либо нудные слабосильные интеллектуалы (Вуди Аллен), способные лишь на узкопрофильную специализацию и непредсказуемые поступки.

Ну, и на сладкое - манипуляторы-виртуалы.

Самая популярная тема конца века - манипуляция массовым сознанием. Для качественной манипуляции необходимо выполнение трех условий: во-первых, это создание некой виртуальной реальности, во-вторых, помещение в эту виртуальность исследуемого объекта, и в-третьих, беспрерывное за ним наблюдение. Ведают всем этим какие-то изощренно бездушные, но весьма талантливые, почти гениальные люди.

Так, в "Плутовстве" ("Хвост виляет собакой") действует целая бригада, инспирирующая фиктивную войну США с Албанией. В "Шоу Трумана" над ничего не подозревающим человеком незримо издевается вся съемочная группа, а заодно и огромная зрительская аудитория. Примерно об этом же и "Телевидение Эда", только размах поменьше, да игроки пожиже.

Не хотелось бы драматизировать, но кинофакты просто-таки вопиют о тяжести и низости журналистского грехопадения.

Приговор подписан и обжалованию не подлежит: журналистика - болезнь.

И нет никакой надежды на выздоровление, тем более в мире под названием кинематограф, привыкшем называть себя сумасшедшим. И все более и более похожем на тот, в котором показывают кино...


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.