Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Гуманитарные фабрики

Навык махать собаками


Андрей Плахов
Версия для печати
Послать по почте

В Штатах им овладели. Овладеют ли в России?

Говорят, в России люди стали чаще ходить смотреть западное политическое кино. Не оттого ли, что оно похоже на "жизнь, которой хочется жить", в то время как российская политика все больше напоминает кино, которое не хочется смотреть? Как бы то ни было, она предоставляет нашим кинематографистам шанс за шансом. Грядущий сериал "Большие выборы" - это ли не поле, которое мастерам образов самой судьбой предназначено пахать и вспахать?

То, что спрос будет, почти несомненно. Но сумеют ли?

Смогут ли дотянуть до планки, задаваемой западными коллегами?

Прошло около полутора лет с европейской премьеры фильма Барри Левинсона "Хвост машет собакой", известного в России под названием "Плутовство". Многим тогда он показался лишь остроумной актуальной шуткой в адрес пиаровских служб и индустрии масс-медиа. Чтобы отвлечь внимание общественности от сексуального скандала вокруг президента, его окружение развязывает виртуальную войну, выдавая ее всему миру за настоящую.

Война, для инсценировки которой нанимают голливудских продюсеров и актеров, якобы происходит в Албании. И лишь очень немногие - особо проницательные - зрители могли в ту пору предугадать, что скандал с интимом Клинтона и война в Косово скоро станут содержанием мировой политики.

Журналисты, помнится, спросили тогда у Роберта Де Ниро, играющего в фильме главную роль: разделяет ли актер столь критическое отношение к американской демократии? В ответ Де Ниро хитро улыбнулся и сказал, что дело не в демократии, а в пороках "пиаровских служак", порой заходящих в своем трудовом энтузиазме слишком далеко. Так коварный вопрос рикошетом вернулся в журналистский зал.

Если не знать, что к сценарию этого фильма (навеянному книгой Ларри Бейнхарта "Американский герой") причастен живой классик американской театральной драматургии Дэвид Мэмет, можно было бы подумать, будто сценарий написала сама жизнь. За несколько дней до выборов пресса подхватывает ветер сексуального скандала. Хорошо организованная молва связывает имя президента с несовершеннолетней девочкой. Этическая проблема перерастает в политический кризис. В пожарном порядке укрепляющая "антикризисную команду" администрация привлекает к работе некоего Конрада Брина (его-то и играет Де Ниро) - мастера манипуляций общественным мнением.

Волк PR-бизнеса, Брин, рьяно берется за дело. Для начала он запускает слухи о развертывании ракет В-3. Поспешное опровержение не мешает заголовкам на эту тему украсить первые полосы вечерних газет. Общественное мнение ненадолго отвлекается от скандала с президентом, что дает Брину временную отсрочку. За выигранное время ему приходит в голову сильная идея - разыграть небольшую войну. Предположим - с Албанией. Почему с Албанией? А почему бы и нет?

И вот Брин отправляется туда, где уж что-что, а инсценировки делать умеют, - в Голливуд.

Он вовлекает в проект оказавшегося не у дел эксцентричного продюсера Стенли Мотса (Дастин Хоффман) и уговаривает его устроить и преподнести масс-медиа - а значит обществу - фиктивную войну. У Мотса не возникает ни малейших моральных колебаний. Его смущает лишь засекреченность операции, не позволяющая его фамилии появиться в титрах инсценировки. Он собирает бригаду киношников, и вот однажды ночью на телезрителей обрушиваются прямые репортажи из "зоны войны".

Для подъема национального духа исполняются марши и гимны. Тем временем актеры гримируются под свирепых "албанских террористов" и оборванных "беженцев". Затея достигает кульминации в момент, когда весь мир рыдает при виде девушки, бегущей из сожженной деревни.

План Брина срабатывает безотказно: все человечество (а главное, вся Америка), затаив дыхание, следит за спектаклем. Между тем идеальная пара демагогов - Брин и Мотс - сама уже почти уверяется в подлинности происходящего... И все бы хорошо, если б не ЦРУ, чьи спутники-шпионы так и не обнаруживают никакой войны, идущей в Албании...

Реальность превзошла фантазию сценаристов: война на Балканах оказалась не фиктивной, а настоящей, с человеческими жертвами. И все же не случайно многие называли ее виртуальной. Для западного зрителя спутникового ТВ она шла скорее в мире образов, где СМИ вовсю старались нарисовать убедительную картину событий. И надо признать, они в этом преуспели, по нескольку раз прокручивая старые кадры "сербских зверств" и выдавая их за новейшую хронику.

Тем временем российское телевидение старалось нарисовать картину "своей войны", эксплуатируя в безопасном виртуальном пространстве мифологию славянского братства и державности, упаковывая социальные комплексы и неврозы в пределы малочисленных демонстраций, театрализованных думских дискуссий и репортажей о правительственных демаршах.

Очевидно, уже смело можно говорить о том, что в конце века война пропагандистская вышла на новый уровень. Если в середине столетия пропагандистские машины опирались на недостаток или закрытость информации, в наши дни сознанием людей позволяет легко оперировать именно избыток информации, в правдивости которой простому человеку разобраться невозможно.

А в ситуации, когда сами "большие политики" зачастую не имеют понятия, чем отличаются сербы от хорватов, а боснийцы от албанцев, сказочная логика допущений и абстракций, питающаяся иллюзорной документальностью телеобразов, действует почти безотказно.

Пожалуй, для американской публики сатира Левинсона оказалась чересчур радикальной и экстравагантной, чтобы ее оценили сполна. "Хвост машет собакой" гораздо больше говорит России с ее слабой, выглядящей почти гротескно демократией, чем самоуверенной Америке. Задумаемся интереса ради: а может ли в нашей стране в канун президентских выборов 2000 г. быть разыгран сценарий, подобный тому, что составил основу фильма Левинсона?

Почему бы и нет? Конечно, придется скорректировать детали. Президент у нас, похоже, в сексуальном смысле вне подозрений, но что касается его "ближнего круга" - такой уверенности нет. Грубая специфика нашей страны еще и в том, что здесь крови не жалеют и неизвестно, задумаются ли, прежде чем развязать настоящую, а не виртуальную войну. Опыт имеется.

Впрочем, и мы, похоже, мало-помалу входим в семью цивилизованных народов. И у нас, судя по сообщениям СМИ об операциях политических "пиарщиков", они становятся либо открытыми, а чаще - закулисными режиссерами политических шоу. Что же касается СМИ, то навык манипуляций освоен здесь как нигде. Стоит вспомнить хотя бы избирательную кампанию 1996 года. Степень могущества телевидения достаточно высока, чтобы вновь обрушить на избирателя-обывателя поток кодов, управляющих выбором. И не только нового президента, но и иной, заново сконструированной реальности.

Однако вопрос, насколько квалифицированно в этой операции способна участвовать анемичная отечественная киноиндустрия, остается открытым.

Кто закроет вопрос, господа?


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.