Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/1/8/5


Виктор Пелевин как рекламный сюжет

Текст написал про "Пи" Антон Долин

Стал ли "Generation П", роман о скромном Фаусте сегодняшнего дня, поучительным чтением для молодежи, выбирающей свою дорогу в жизни? - такой вопрос задал бы критик "Литературной газеты" году эдак в 1989-м. Сегодня же мы просто скажем - роман продается, а значит, его читают.

Пелевин - один из первых, кому удалось воплотить мечту современной литературы в жизнь. Невероятное свершилось: книга превратилась в коммерчески полноценный продукт. В бестселлер.

Квинтэссенция феномена Виктора Пелевина: доступность ему - одному из немногих - алхимии превращения таланта в деньги. Но не в те деньги, которые автор, не отказываясь от гонораров, в своих текстах пытается презирать и отрицать, а в их эквивалент - громкое имя и материальную возможность производства новых книг. Круг замыкается.

Отрицание денег - в русле взятого на вооружение стилизованного кастанедо-буддизма - может, как видим, становиться способом заработка, выбранным автором на редкость удачно.

Книга многослойна и эта многослойность - есть тонко просчитанный коммерческий прием. Каждый читатель находит в ней подходящий для себя смысловой пласт, и оттого, читателей у книги много. При этом стяжается и благорасположение критиков из глянцевых журналов, и обожание хиппи, тянущих косячок на Арбате. Отсюда - впечатляющие масштабы продаж и в Москве, и в Петербурге, и в Новосибирске.

От эпиграфа до последних строк книга рассчитана с математической точностью и напичкана сценариями рекламных роликов. Таким четким построением книги автор объясняет: вот как надо овладевать вниманием потребителя.

С одной стороны, реклама - кругом, за 5-6 лет все к ней привыкли, ее терпят, живут в ее мире. С другой - раздражает она донельзя. И потому все с благодарностью принимают любую форму издевательства над нею. А роман Пелевина превращается именно в издевательство. Он использует метод, обозначенный прямо и цинично: привлекать публику за счет горького осмеяния осточертевшей ей рекламы.

Антиреклама действеннее рекламы!? Тем более что Пелевину безразлично, что рекламировать. Десятки товарных марок проходят через страницы книги, смешиваясь в пестрый иллюстративный компот, но оставаясь при этом образным каркасом повествования.

А на самом-то деле автора интересует одно - раскрутка собственного текста.

Вот он - "серый ПиАр" прославляемый в "Поколении". Другими словами, самореклама, проводимая так умело и открыто, что читателя немедленно "берет за живье". Самореклама, соединенная с минимальной неожиданностью фабулы, банальностью реалий, ироническим преломлением эзотерических "откровений", умелыми и джентльменскими "отношениями с публикой" - все это просто PR.

"Опустить" телевидение и рекламу? Легко. Раз человек читает книгу, значит ему будет приятен плевок в сторону других форм культурного развлечения.

Слегка пройтись по наркотическим ощущениям? Вопросов нет. Приятная и не пугающая среднего интеллектуала замена реального потребления галлюциногенов потреблением текста о галлюциногенах...

Подпустить восточных мифов, немножко Иштар и Ваала? Да, пожалуйста.

Превратить по ходу дела политику в фиктивный фарс, посмеяться над "новыми русскими"? Сколько угодно.

Коктейль готов. Кушать подано. Перед вами книга, которую интересно читать.

И автору было достаточно всего-то - добавить крупицу таланта, юмора и умения соединять несколько несхожих элементов воедино.

Вот когда уместен вопрос: а чем же Пелевин выделяется на общем фоне? Да тем, что ему одному пришло в голову так прямо применить рыночные технологии на литературном поприще.

И писал он не о рекламе и не о поколении. А о тех, кем очень хотелось бы стать тысячам и тысячам его читателей, но кем им не придется стать никогда...

А Пелевину, судя по всему, удалось.

*Исходная версия статьи - в "Русском журнале" - http://www.russ.ru

Дата публикации: 01:03 | 09.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.