Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Книжный стенд

Виктор Пелевин как рекламный сюжет


Версия для печати
Послать по почте

Текст написал про "Пи" Антон Долин

Стал ли "Generation П", роман о скромном Фаусте сегодняшнего дня, поучительным чтением для молодежи, выбирающей свою дорогу в жизни? - такой вопрос задал бы критик "Литературной газеты" году эдак в 1989-м. Сегодня же мы просто скажем - роман продается, а значит, его читают.

Пелевин - один из первых, кому удалось воплотить мечту современной литературы в жизнь. Невероятное свершилось: книга превратилась в коммерчески полноценный продукт. В бестселлер.

Квинтэссенция феномена Виктора Пелевина: доступность ему - одному из немногих - алхимии превращения таланта в деньги. Но не в те деньги, которые автор, не отказываясь от гонораров, в своих текстах пытается презирать и отрицать, а в их эквивалент - громкое имя и материальную возможность производства новых книг. Круг замыкается.

Отрицание денег - в русле взятого на вооружение стилизованного кастанедо-буддизма - может, как видим, становиться способом заработка, выбранным автором на редкость удачно.

Книга многослойна и эта многослойность - есть тонко просчитанный коммерческий прием. Каждый читатель находит в ней подходящий для себя смысловой пласт, и оттого, читателей у книги много. При этом стяжается и благорасположение критиков из глянцевых журналов, и обожание хиппи, тянущих косячок на Арбате. Отсюда - впечатляющие масштабы продаж и в Москве, и в Петербурге, и в Новосибирске.

От эпиграфа до последних строк книга рассчитана с математической точностью и напичкана сценариями рекламных роликов. Таким четким построением книги автор объясняет: вот как надо овладевать вниманием потребителя.

С одной стороны, реклама - кругом, за 5-6 лет все к ней привыкли, ее терпят, живут в ее мире. С другой - раздражает она донельзя. И потому все с благодарностью принимают любую форму издевательства над нею. А роман Пелевина превращается именно в издевательство. Он использует метод, обозначенный прямо и цинично: привлекать публику за счет горького осмеяния осточертевшей ей рекламы.

Антиреклама действеннее рекламы!? Тем более что Пелевину безразлично, что рекламировать. Десятки товарных марок проходят через страницы книги, смешиваясь в пестрый иллюстративный компот, но оставаясь при этом образным каркасом повествования.

А на самом-то деле автора интересует одно - раскрутка собственного текста.

Вот он - "серый ПиАр" прославляемый в "Поколении". Другими словами, самореклама, проводимая так умело и открыто, что читателя немедленно "берет за живье". Самореклама, соединенная с минимальной неожиданностью фабулы, банальностью реалий, ироническим преломлением эзотерических "откровений", умелыми и джентльменскими "отношениями с публикой" - все это просто PR.

"Опустить" телевидение и рекламу? Легко. Раз человек читает книгу, значит ему будет приятен плевок в сторону других форм культурного развлечения.

Слегка пройтись по наркотическим ощущениям? Вопросов нет. Приятная и не пугающая среднего интеллектуала замена реального потребления галлюциногенов потреблением текста о галлюциногенах...

Подпустить восточных мифов, немножко Иштар и Ваала? Да, пожалуйста.

Превратить по ходу дела политику в фиктивный фарс, посмеяться над "новыми русскими"? Сколько угодно.

Коктейль готов. Кушать подано. Перед вами книга, которую интересно читать.

И автору было достаточно всего-то - добавить крупицу таланта, юмора и умения соединять несколько несхожих элементов воедино.

Вот когда уместен вопрос: а чем же Пелевин выделяется на общем фоне? Да тем, что ему одному пришло в голову так прямо применить рыночные технологии на литературном поприще.

И писал он не о рекламе и не о поколении. А о тех, кем очень хотелось бы стать тысячам и тысячам его читателей, но кем им не придется стать никогда...

А Пелевину, судя по всему, удалось.

*Исходная версия статьи - в "Русском журнале" - http://www.russ.ru


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.