Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Книжный стенд

Но вам полезен этот яд?..


Версия для печати
Послать по почте

Эдуард Михневский о книге "Toxic Sludge Is Good For You"

Книга Джона Стаубера и Шелдона Рэмптона "Вам полезна токсичная грязь!: Ложь, проклятая ложь и Индустрия паблик рилейшнз" (Тoxic Sludge Is Good For You!: Lies, Damn Lies and the Public Relations Industry) написана вполне простым американским языком, для самой широкой публики. Она, тем не менее, весьма интересна для профессионалов PR.

В самом деле, внятный, очень подробный - почти "История PR в США от возникновения до наших дней" - рассказ авторов о роли агентств в создании позитивного общественного мнения по отношению, например, к авторитарным режимам от Колумбии до Кувейта или в противодействии организациям, бросившим вызов интересам корпораций в таких вопросах, как чистота питьевой воды, охрана диких животных и захоронение токсичных отходов, скорее побудит профессионалов отрасли холодно проанализировать меру опасности книги для их бизнеса и, в случае нужды, разработать комплекс мер по ее нейтрализации, чем дать волю сильной негативной эмоции.

Судя по тому, что с момента выхода в свет и до сих пор книга неплохо продавалась, среда PR (вполне, как мы знаем, способная своими средствами помешать распространению любого издания), отреагировала на нее не столько как на угрозу, сколько как на неожиданно поступившее предложение: выработать инновационные стратегии деятельности, не вызывающие обостренных протестных реакций и не провоцирующие отважных публицистов на организацию многообещающих расследований.

Обширный фактический материал об актуальных методах PR-бюро выглядит весьма рельефно на фоне экскурса в историю развития индустрии, родоначальником которой авторы считают "легендарного шоумена П. Т. Барнума", в 1836 году представившего нью-йоркской публике престарелую черную рабыню, выдав ее за 106-летнюю кормилицу Джорджа Вашингтона.

Барнум зарабатывал 1500 долларов в неделю - деньги, по тем временам, огромные, потому что граждане валом валили взглянуть на курящую трубочку первую воспитательницу отца нации. Но суть в другом.

Барнум стал пионером массовой рассылки агитационных писем. Он первым организовал настоящий поток рекламной корреспонденции в газеты. При этом на ряду с немногими посланиями, обвиняющими его в мошенничестве, большинство прославляло шоумена за организацию чудного представления.

Когда же старушка умерла, и врачи установили ее настоящий возраст - что-то около 80 лет - Барнум завил, что "он шокирован, глубоко шокирован тем, что стал жертвой обмана хитроумной престарелой негритянки".

От этой, возможно действительно первой, кустарной вехи в развитии американских PR до организации вполне уже индустриальных кампаний по продвижению на рынок продукции табачных фирм оставался один шаг...

Этот шаг был сделан и стал первым на пути, приведшем к знаменитой кампании социальной рекламы под хрестоматийным слоганом "Курение? - На это нет времени!", которая финансируется рядом ведущих табачных гигантов.

История индустрии управления выбором в США богата событиями, однако авторы акцентируют внимание читателя на ситуации последних двадцати лет, приводя сотни примеров применяемых PR-агентствами приемов и технологий, ставших, по их мнению, вызовом нормам американской морали. Подсмеиваясь над этими нормами, они отвечают, к примеру, на такие вопросы:

Кто и как помог сделать Мексику страной, занимающей четвертое место в мире по количеству миллиардеров?

Чем вот уже 37 лет занимается "Семинар PR" - строго засекреченный консультационный клуб 120 ведущих руководителей американских агентств общественных связей?

Что за методы применялись пентагоновским "4-м управлением психологической войны" для свержения сандинистов в Никарагуа?

Кто изобрел "теле-пресс-релизы", что это за техника, и как она стала фантастически эффективной?

Сколько стоило филигранно проведенное информационное сопровождение "Войны в Заливе"?

И, наконец, полезна ли токсичная грязь? И - кому?

Стаубер и Рэмптон отвечают на эти вопросы с блестящей иронией, которой, признаться, такого рода тексты, опубликованные в США, последнее время не отличаются.

Вывод авторов: очертания обществ Запада сегодня рисуются профессионалами PR, отношение к деятельности которых не может и не должно быть упрощенно односторонним, ибо эта лежащая в интеллектуальном пограничье область интеллектуальной деятельности, несет в себе колоссальный социально-технологический потенциал.

"Если Вы хотите, чтобы Ваши глаза открылись, - пишут комментаторы сервера www.amazon.com, - откройте их, читая эту книгу. (Но помните: очень влиятельные люди... предпочли бы, чтобы Вы никогда даже и не слышали о ней)". Возможно, правы и комментаторы, и эти - влиятельные...

Между тем, книга, предназначенная, как уже упоминалось, для широкой американской публики, актуальна, информативна и полезна и для российских профессионалов, многим из которых, несомненно, будет любопытно отгадать непростую загадку: фрагментом какой PR-операции стало ее издание?


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.