Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/1/7/1


Агитация по-новому: халявы не будет

Очередной закон о выборах в Думу
Новый закон, по которому пройдут выборы депутатов Госдумы, по объему в три раза больше старого. Глава о предвыборной агитации увеличилась в объеме в пять раз.

На первый взгляд может показаться, что глава увеличилась за счет простого включения в себя инструкции Центральной избирательной комиссии 1995 года.

Действительно, многое в предвыборной агитации осталось прежним. Это предоставление кандидатам и избирательным объединениям, блокам (далее для краткости - партиям) бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади в периодических изданиях. По-прежнему общероссийские телерадиокомпании обслуживают партии, а региональные - одномандатников и региональные группы кандидатов.

Для удобства читателей приходится использовать термины старой инструкции ЦИК, такие, как "государственные телерадиокомпании", "общероссийские", "региональные" и "муниципальные телерадиокомпании". Дело в том, что в законе вместо этих терминов используются неудобоваримые, типа: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, подпадающие (не попадающие) под ействие пункта 1 (2, 3, 4) настоящей статьи... Старые термины, хотя и были неточны, но делали более понятными правила предвыборной агитации. Общероссийскими телерадиокомпаниями и СМИ называются те, что вещают и распространяются не менее чем на половине субъектов РФ. Региональными телерадиокомпаниями и СМИ называются те, что вещают и распространяются менее чем на половине субъектов РФ.

Но сравнение норм нового и старого законов обнаруживает и существенные различия. Например, закон 1995 года разрешал только три способа предвыборной агитации (1 - через СМИ, 2 - путем проведения публичных предвыборных мероприятий, 3 - путем выпуска агитационных материалов). Формально агитация "от двери к двери" законом не предусматривалась. Новый закон разрешает агитацию и "в иных не запрещенных законом формах..."

В старом законе запрещалась "агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". В новом законе такая формулировка исчезла, в нем используется менее конкретная норма: "запрещается злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации".

Раньше закон не позволял проводить предвыборную агитацию благотворительным организациям и религиозным объединениям. Теперь этот запрет распространяется и на все их дочерние организации, то есть организации, учрежденные благотворительными организациями и религиозными объединениями.

В закон 1999 года введены также требования к публикациям опросов общественного мнения. В законе 1995 года кандидатам и партиям гарантировались равные условия доступа только к государственным СМИ. В законе 1999 года кандидатам и партиям гарантируются равные условия доступа ко всем СМИ, в том числе и полностью частным.

Чтобы понять, чем предвыборная агитация в 1999 году будет отличаться от прошлой, мало сравнивать нормы старого и нового закона. Старый закон был предельно краток и прямо отсылал к соответствующей инструкции ЦИК 1995 г. Сравнение же этой инструкции с нормами нового закона показывает, что в закон вошли многие ее положения, правда, в переработанном виде, и появилось не мало новых.

Инструкция ЦИК 1995 г. касалась только государственных и муниципальных телерадиокомпаний, муниципальных изданий и периодических изданий с государственным участием. Новый закон регламентирует участие в предвыборной агитации всех телерадиокомпаний и СМИ независимо от форм собственности.

В новом законе существенно расширен круг тех СМИ и телерадиокомпаний, которые обязаны бесплатно предоставлять свою печатную площадь и эфирное время кандидатам и партиям. Если раньше это должна была делать каждая телерадиокомпания, учредителем (соучредителем) которой являлся орган государственной власти, то теперь эта обязанность распространяется и на каждую компанию, которая финансировалась не менее чем на 15% за год до начала избирательной кампании за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации.

Раньше бесплатную печатную площадь должно было предоставить каждое печатное издание с государственным участием - то, чьим учредителем (соучредителем) являлся орган государственной власти. А также каждое издание, финансируемое на 25 и более процентов за счет средств бюджета. Теперь порог "государственности" - доля бюджетного участия - понижен до 15%, и уточнено, что речь идет о бюджете за год, предшествующий началу избирательной кампании.

В 1995 г. Центральная избирательная комиссия тщетно пыталась организовать в рамках предвыборной агитации "круглые столы" кандидатов. Не монологи, а дискуссии. Теперь закон жестко устанавливает: треть бесплатного эфира будет предоставлена только для проведения "круглых столов". Для кандидата, отказавшегося от участия, это время пропадает.

Раньше дополнительное платное эфирное время не могло превышать объема бесплатного времени. Теперь платное эфирное время может вдвое превышать объем бесплатного.

Новый закон требует от всех (даже полностью частных) СМИ и телерадиокомпаний равного отношения ко всем кандидатам и партиям. То есть предоставлять печатную площадь и эфирное время всем партиям и кандидатам на равных условиях оплаты.

Теперь кандидаты и партии должны предоставлять в избирательные комиссии образцы агитационных материалов еще до начала их распространения.

Новый закон в главе о предвыборной агитации широко использует термины "бесплатное эфирное время" и "бесплатная печатная площадь". Но уже в следующей главе "Финансирование выборов" выясняется, что бесплатное оказывается бесплатным не для всех... Закон устанавливает: "Пусть неудачник плачет!" (и платит). В законе появилась статья о возврате денежных средств кандидатами и партиями. Те проигравшие кандидаты-одномандатники, кто набрал менее 3% голосов избирателей, и те партии, что получили менее 2% голосов избирателей, обязаны вернуть избирательной комиссии все деньги, что были от нее получены.

Кроме того, партия, получившая менее 2% голосов, обязана полностью оплатить бесплатные эфирное время и печатную площадь, что ею были получены. Исключение сделано лишь для партий, что были допущены к распределению мандатов.

Те партии, что не погасят свою задолженность перед ЦИК или СМИ и телерадиокомпаниями, лишаются права на получение денежных средств от ЦИК, а также бесплатного эфира и печатной площади на последующих выборах, в том числе повторных и дополнительных.

Новости Российской ассоциации по связям с общественностью

Конференции

1. Октябрь 1999 г. - научно-практическая конференция "Качественная подготовка специалистов по связям с общественностью в системе высшего образования РФ".

2. Ноябрь 1999 г. - совместная конференция РАСО и CERP (Европейская конфедерация PR).

3. Январь-февраль 2000 г. - "Дни PR в Москве".

Образовательные проекты РАСО

1. Центр подготовки менеджеров паблик рилейшнз в течение года проводит образовательные программы: "Бизнес паблик рилейшнз" и "Практика паблик рилейшнз".

2. В течение года проводятся региональные образовательные программы и зарубежные программы и стажировки.

Издания

1. Ноябрь 1999 г. - сборник "Практика паблик рилейшнз".

2. Декабрь 1999 г. - "Каталог лучших отечественных PR-проектов".

В Январе 2000 г. будет проходить "Серебряный лучник" - национальная премия в области развития связей с общественностью

и другие мероприятия...

заседание PR клуба при РАСО;

в течение года - участие в отраслевых выставках;

РАСО оказывает членским организациям профессиональную помощь;

предоставляет членским организациям информацию о мероприятиях CERP (Европейская Конфедерация PR), IPRA (Международная ассоциация по связям с общественностью), PRSA (Американское общество по связям с общественностью), IPR (Британский институт по связям с общественностью).

Дата публикации: 01:03 | 09.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.