Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/1999/1/6/1


Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"

Один китайский мальчик очень хотел научиться какой-нибудь профессии, и у него было на это ровно 100 юаней. Однажды он увидел на обочине дороги старика, сидевшего с табличкой: "За 100 юаней учу охоте на дракона". Эта профессия очень заинтересовала мальчика, и при этом плата соответствовала его возможностям. Он заплатил деньги и пошел в обучение к старику. За несколько лет учитель научил ученика всему - всему, что связано с охотой на дракона: как его выслеживать, как сражаться с ним и побеждать.

Наконец обучение было закончено, и мальчик, ставший за это время взрослым мужчиной, отправился на поиски тех, кто мог бы заказать ему убить дракона. Но оказалось, что никому во всей Поднебесной убивать дракона было не нужно. Тогда наш герой решил вначале убить дракона, а уже потом продать его на чучело или на сувениры. За много лет он обошел все леса и поля, но нигде не мог найти никаких следов дракона.

Тогда он, ставший за это время стариком, сел на обочине дороги и поставил рядом с собой табличку: "За 100 юаней учу охоте на дракона".

Древняя китайская притча

Профессиональная деятельность, связанная с различными формами сопровождения избирательных кампаний, - род принципиально новых занятий, появившихся около десяти лет назад в постперестроечной России. Их уникальную специфику обеспечивают следующие важные факторы.

За исключением дореволюционных выборов в Государственную Думу, в России никогда не существовало системы альтернативных выборов, а соответственно, и специалистов в данной области, в отличие, например, от менеджмента, маркетинга, рекламы, PR, которые хоть и в предельно упрощенном виде, но непрерывно развивались всю советскую эпоху.

Работа специалиста по избирательным технологиям выходит за рамки любой из существующих профессий и синтезирует целый ряд дисциплин: политологию, социальную психологию, практические психотехнологии, социологию, кризисный менеджмент, маркетинг, рекламу, журналистику, PR.

Эти факторы обусловливают необходимость построения модели обучения специалистов в рамках системного подхода, цель которого - раскрыть сложнейшую структуру взаимосвязей между всеми элементами избирательных процессов, обеспечить понимание причинно-следственных отношений, механизмов использования обратной связи. Только такой междисциплинарный подход в сочетании с глубокой тренинговой проработкой, с нашей точки зрения, способен создать серьезную базу для обучения специалистов-практиков - задача, над которой бьется и которую пока не может решить существующая система университетского образования.

Новая специализация рассчитана на будущую профессиональную деятельность выпускников в качестве специалистов в штабах избирательных кампаний, консультантов в специализированных PR-агентствах, менеджеров в структурах государственного и муниципального управления.

Процесс специализации предполагает изучение избирательных процессов как специфического вида PR в пяти необходимых аспектах, которые определяют перечень, содержание и форму изучаемых дисциплин:

1. концептуально-системный подход к избирательным процессам;

2. организационный аспект;

3. методический аспект;

4. технолого-инструментальный аспект;

5. личностный аспект деятельности консультанта.

Концептуально-системный подход к избирательным процессам

Задача: обеспечение понимания студентами избирательного процесса как сложной системы, включающей различные элементы, заключенные в цепочки причинно-следственных, взаимовлияющих отношений и связей.

Предлагаемые курсы:
сущность избирательных процессов;
история избирательных процессов;
избирательные кампании как часть общеполитических процессов;
идеологическая и ценностная подоплека избирательных процессов;
концептуальное и имиджевое наполнение избирательных кампаний;
основы моделирования и стратегического мышления в избирательных кампаниях;
механизм обратной связи как одна из основ системного подхода к избирательным технологиям.

Основные вопросы:
"Почему?", "Зачем?", "Для чего?".

Предпочитаемая форма обучения: лекции, семинары, профессионально ориентированные тренинги.

Организационный аспект

Задача: дать студентам представление о пространственно-временном планировании и проведении избирательной кампании, а также о действующих лицах и их функциях.

Предлагаемые курсы:
планирование избирательной кампании и ее элементов;
формы сбора и анализа информации;
структура избирательных округов;
штаб избирательной кампании, его состав и функции;
структура и организация работы консультантов;
организация работы в кризисных ситуациях;
рынок политического PR и его специфика;
история и тенденции избирательных процессов в России и за рубежом.

Основные вопросы:
"Где?", "Когда?", "С кем?".

Предпочитаемая форма обучения: спецкурсы, стажировки, мастер-классы.

Методический аспект

Задача: познакомить студентов с основными элементами избирательной кампании:

Предлагаемые курсы:
паспортизация округа;
сбор подписей;
фаунд-райзинг;
индивидуальная работа с кандидатом;
взаимодействие с СМИ;
работа с агитаторами;
работа с доверенными лицами;
формы наглядной агитации;
контрпропаганда;
специальные технологии;
проведение опросов;
наблюдение за ходом голосования.

Основной вопрос:
"Что делать?"

Предпочитаемая форма обучения: спецкурсы и спецсеминары, тренинги и стажировки.

Технолого-инструментальный аспект

Задача: познакомить студентов с основными инструментами, используемыми консультантами в процессе избирательных кампаний.

Предлагаемые курсы:
социологические методы;
аналитические методы;
имиджмейкинг;
тренинг кандидата и команды;
медиапланирование;
журналистика и ньюсмейкинг;
медиапроизводство;
политические рекламные технологии;
юридическая основа избирательных процессов;
подготовка и организация событий.

Основные вопросы:
"Как?" и "Каким образом?"

Предпочитаемая форма обучения: спецкурсы и практикумы.

Личностный аспект

Задача: обеспечение соответствия личностных свойств студентов будущей профессии через развитие индивидуальных навыков.

Предлагаемые курсы:
работа с индивидуальными внутренними ресурсами, самоорганизация;
целеполагание и стратегии принятия решений;
профессиональная коммуникация;
лидерство и командное взаимодействие;
стрессоустойчивость и эффективное поведение в кризисных ситуациях.

Основной вопрос: "Кто я?", "Каков я?"

Предпочитаемая форма обучения: семинары, личностно-ориентированные тренинги.

В ходе обучения целесообразно использовать следующие формы учебного процесса:

Лекционные спецкурсы

Задача: передача содержательной информации и точки зрения лектора студентам.

Спецсеминары

Задача: самостоятельные выступления студентов и дискуссии по актуальным вопросам, поднимаемым в спецкурсах.

Тренинги и практикумы

Задача: обеспечение опыта проживания и переживания студентами специфических условий будущей профессиональной деятельности, получение навыков, а также разносторонней обратной связи от других студентов и преподавателей.

Тестирование (экзамены, зачеты и защита курсовых и дипломных проектов)

Задача: получение студентами объективной и разносторонней обратной связи от преподавателей на демонстрируемую компетентность.

Мастер-классы

Задача: получение представления о высшем профессиональном мастерстве и специфике различных подходов.

Стажировки

Задача: практическое применение навыков, полученных в процессе обучения, в реальных условиях.

Предложенная программа может модифицироваться от специализации кафедры до рамок отдельно взятого курса или семинара. (Авторы на протяжении последних лет прочитали такой курс для ряда политических партий и движений, а также для студентов спецотделения по PR в МГУ).

P. S. В отличие от Китая в нашей стране заказчики на драконов пока не перевелись.

Дата публикации: 01:03 | 09.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.